Взаимоотношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой динамично развиваются и затрагивают широкий спектр областей сотрудничества. 2 октября 1949 года СССР и КНР впервые установили дипломатические отношения, позже Россия стала правопреемницей международных прав и обязательств Советского Союза. В данной статье мы отразили связь этих стран (РФ и КНР) в области охраны природы: соотнесли цели, выдвинутые представителями государств, и результаты, которых удалось достичь; проанализировали документы и рассмотрели механизм сотрудничества в области экологической безопасности.
Ключевые слова: Российская Федерация, Китайская Народная Республика, международные отношения, охрана природы, экологическая безопасность.
Relations between the Russian Federation and the People's Republic of China are developing dynamically and include a wide range of areas of cooperation. On October 2, 1949, the USSR and China established diplomatic relations for the first time and later Russia became the legal successor of the Soviet Union's international rights and obligations. In this article we reflected the relationship between these countries (Russia and China) in the field of nature protection: we correlated the goals put forward by the representatives of the States and the results that were achieved; we analyzed the documents and considered the mechanism of cooperation in the field of environmental safety.
Keywords: Russian Federation, People’s Republic of China, international relationships, protection of nature, environmental safety.
В мире на сегодняшний день существует множество экологических проблем и способов их решения, один из которых предполагает сотрудничество государств в области охраны окружающей среды. Россия и Китай, как непосредственные соседи и партнеры, крайне заинтересованы в осуществлении совместных мер по защите окружающей среды и проведении природоохранных мероприятий межгосударственного уровня. Страны совместно стараются предпринимать всевозможные эффективные шаги для улучшения окружающей среды, стабильности и экологической безопасности мира.
Российско-китайские отношения начались около 400 лет назад, области сотрудничества росли и теперь охватывают практически все сферы жизни стран и их населения. За это время было заключено множество договоров (торговых, «… о дружбе, союзе и взаимной помощи» и др.) и соглашений. Был пройден длинный путь, включавший в себя и конфликты и единение стран. На данном этапе, Россия инвестирует в КНР и наоборот; выпускается российское вооружение на китайских предприятиях; в 2010 году Пекин выделил гуманитарную помощь Российской Федерации для ликвидации лесных пожаров; в 1957 году советские медицинские учреждения на территории Китая были безвозмездно переданы властям Китайской Народной республики; активно развивается туризм, а, следовательно, распространяется желание населения России учить китайский и наоборот.
Если говорить о планах и целях России, то по поручению Президента Российской Федерации реализуется национальный проект “Экология” (2018–2024 гг.) [1]. Согласно паспорту проекта, приведены основные его цели:
- Эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. [1] несанкционированных свалок в границах городов.
- Снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20 процентов [1] совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах.
- Повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения.
- Экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, и сохранение уникальных водных систем, включая озера Байкал и Телецкое.
- Сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 24 [1] новых особо охраняемых природных территорий.
- Обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100 % к 2024 году [1].
В это время Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин сказал, что человек и природа составляют единое жизненное сообщество, поэтому человечество должно уважать природу, приспосабливаться к ней и ее охранять. Также он отметил, что модернизация, к которой они стремятся, должна обеспечивать гармоничную синергию человека и природы, должна не только создавать больше материальных и духовных благ для удовлетворения растущих потребностей народа в прекрасной жизни, но и предоставлять больше качественной экологической продукции, чтобы удовлетворять растущие потребности народа в здоровой экологии [2]. Китай поставил перед собой цель необходимости уделения приоритетного внимания экономии ресурсов, охране и естественному восстановлению окружающей среды, формированию таких пространственной архитектоники, производственной структуры, способов производства и уклада жизни, которые способны экономить ресурсы и защищать окружающую среду, чтобы вернуть природе присущие ей покой, гармонию и красоту.
Таким образом, выдвинуты следующие задачи для реализации “прекрасного Китая”: стимулировать зеленое развитие, сосредоточить усилия на решении острых экологических проблем, усиливать динамику охраны экологической системы, реформировать систему экологического мониторинга и контроля. Китай намерен прилагать достойные их поколения усилия к охране экологии и окружающей среды [2].
Что касается 2019 года, то 26 июля в Пекине под председательством Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Дмитрия Кобылкина и Министра экологии и окружающей среды Китайской Народной Республики Ли Ганьцзе состоялось 14-е заседание Подкомиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды Российско-Китайской Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств. Д. Кобылкин подробно рассказал о задачах национального проекта “Экология”. Китайский коллега, в свою очередь, проинформировал о работе, которая проводится по указанию лидера Китая по форсированию реформы системы экологической цивилизации [3].
Отмечено, что страны успешно реализуют программы по улучшению экологической ситуации в приграничных регионах, результатом чего стало сокращение трансграничного загрязнения. Налажен обмен информацией о чрезвычайных ситуациях экологического характера. За период действия Меморандума о создании механизма оповещения не выявлено фактов нарушения сторонами обязательств. На постоянной основе проводятся технические конференции по вопросам сопровождения российско-китайского мониторинга качества вод. Успешно реализуется Стратегия создания трансграничного комплекса особо охраняемых природных территорий в бассейне реки Амур [3].
Д. Кобылкин предложил регулярно обмениваться опытом формирования природоохранного национального законодательства и практикой его применения. Безусловным, по обоюдному мнению, сторон, станет и исполнение пунктов подписанного 5 июня этого года [3] Совместного заявления лидеров России и Китая, которые сделали акцент на необходимости сбережения биологического разнообразия, защиты редких видов растений и животных, в том числе, уникальных. «Существует выражение — природа без границ. В биологическом и геополитическом понимании это так и есть. Для мигрирующих животных, к которым относятся амурские тигры и дальневосточные леопарды, а также перелетных птиц не существует ограничений. Убеждён, совместными усилиями мы сделаем всё возможное, чтобы «братья наши меньшие» чувствовали себя в безопасности на территориях России и Китая», — резюмировал Д. Кобылкин.
По окончании пленарного заседания 14-й Подкомиссии по охране окружающей среды подписан протокол о готовности сторон взаимодействовать в реализации экологических проектов, затрагивающих интересы России и Китая. Д. Кобылкин официально пригласил Л. Ганьдзе в Россию для проведения в 2020 году 15-го заседания совместной Подкомиссии [3].
С учетом той координации, которую проявили медицинские учреждения России и Китая в деле выяснения причин вспышки коронавируса в КНР, можно говорить, что и на этом направлении сотрудничество двух держав продвинулось достаточно хорошо и далеко. Так, Китай выразил благодарность России за освещение болезни в СМИ лучшим образом, чем на западе и отсутствие обвинений в их сторону. В ответ китайская сторона уже передала Российской Федерации геном вируса, что позволило нашим ученым в короткий срок разработать экспресс-тесты, дающие возможность в течение двух часов идентифицировать коронавирус в организме человека. Российские и китайские специалисты совместно приступили к разработке вакцины.
Подводя итог, можно сказать, что Китай и Россия ведут систематическую работу по сотрудничеству в области защиты окружающей среды, развития и регулирования природоохранной деятельности, которая также будет продолжаться в форматах ШОС, БРИКС, Евразийского экономического союза и «Экономического пояса Шелкового пути», а также в рамках инициативы «Один пояс, один путь».
Литература:
- Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, паспорт Национального проекта “Экология” //Электронный ресурс [Режим доступа]: http://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya/ Дата обращения 28.03.2020
- Доклад Си Цзиньпина о необходимости форсирования реформы системы экологической цивилизации // Электронный ресурс [Режим доступа]: http://russian.news.cn/2017–10/18/c_136689490.htm Дата обращения 26.03.2020
- Федеральное агентство водных ресурсов “14-ое заседание Подкомиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды Российско-Китайской Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая” // Электронный ресурс [Режим доступа]: http://voda.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=546641&spetial=Y Дата обращения 27.03.2020