Ни одна школа не дает обучающимся запаса знаний на всю жизнь. Важнейшей задачей, стоящей перед учителями нашей школы является привитие детям навыков самостоятельной работы. Цели самостоятельной работы обучающихся: формирование навыков самостоятельной работы и потребности к творческому овладению знаниями, развитие познавательной активности,поднятие интереса к изучаемым дисциплинам, повторение и конкретизация учебного материала, умение применять полученные теоретические знания на практике, воспитание волевых черт личности.
Процесс формирования у обучающихся умственных и практических действий можно подразделить на ряд этапов.
Самостоятельные работы по образцу — низкий уровень самостоятельности. Это первый этап — обучающиеся работают под контролем учителя. Фронтальные экспериментальные практические навыки здесь просты и не требуют аналитических навыков ученика. Они должны состоять из первичных знакомств с приборами и методами (например с термометром для измерения температуры воды и воздуха, секундомером, определение объема тел с помощью мензурки или линейки, выполнение действий в операционной системе, ознакомление с устройством компьютера, его составляющими) и работы с ними.
Результатом освоения обучающимися этого этапа должно являться уверенное выполнение следующих действий без вспомогательных действий учителя:
- Определение цены деления и предела измерения прибора, снятие показаний
- Нахождение среднего значения измеряемых величин с заданной точностью
- Работа по подробной письменной или устной инструкцией учителя с приборами и линейными величинами
- Оформление письменного отчета в соответствии с требованием учителя
- Знание правил техники безопасности при работе в лаборатории, на уроке.
- Знание устройств и комплектацию компьютеров и др. электронных устройств и простейших программ.
Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа — пороговый уровень самостоятельности, второй этап обучающиеся учатся выполнению конкретных экспериментальных работ, их планированию и анализу результатов. При этом обязательный обучающий инструктаж учителя, включающий показ и подробное объяснение каждого действия с последующим требованием повторить его.
Самостоятельная работа обучающихся на уроках включает в себя:
- Решение задач, доказательство теорем, вывод формул.
- Работа с базовым программным обеспечением
- Выполнение тестовых заданий.
- Выполнение программированных заданий.
- Составление схем, таблиц.
- Нахождение ошибок в готовых решениях или обоснованиях.
- Использование литературных произведений.
I и II этапы подготавливают обучающихся к самостоятельному приобретению знаний при выполнении эксперимента и практических заданий.
Не нужно забывать про лабораторные работы, поэтому третий этап- лабораторные работы, которые можно представить как учебные или самостоятельные исследования. Они должны приводить к формированию понятий, нахождение закономерностей, установлению законов. Примеры фронтальных экспериментальных заданий этого типа. В исследованиях подробно рассматриваются работы каждого этапа, обсуждается методика их подготовки и проведения.
Эти же этапы можно применять на уроках математики при решении задач, к методам тренировочных работ, к которым относятся задания на распознание различных объектов и их свойств. Например: какая из изображенных прямых является координатной прямой или какие из изображенных графиков являются графиками квадратичной функции? В тренировочных заданиях требуется воспроизвести или применить теоремы, определения, свойства каких-либо математических объектов. При выполнении данных работ можно учащимся помогать. К таким работам можно отнести выполнение заданий на карточках разного уровня, а также математические диктанты и работа в тетрадях с печатной основой.
Главными принципами организации самостоятельной работы на уроках в рамках современного образовательного процесса являются:
– принцип интерактивности обучения (обеспечение интерактивного диалога и обратной связи, которая позволяет осуществлять контроль и коррекцию действий обучающегося в течении всего урока);
– принцип развития интеллектуального потенциала обучающегося (формирование алгоритмического, наглядно-образного, теоретического стилей мышления, умений принимать оптимальные или вариативные решения в сложной ситуации, умений обрабатывать информацию);
– принцип обеспечения целостности и непрерывности школьного обучения (предоставление возможности выполнения всех звеньев работ в пределах изучаемой темы).
Эвристические самостоятельные работы — продвинутый уровень самостоятельности, это закрепляющие самостоятельные работы — это работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных теорем и правил. Они показывают, насколько прочно, усвоен учебный материал. Данные задания учитель может брать из дидактического материала или составлять сам.
Повторительные работы проводятся перед изучением новой темы, чтобы выяснить подготовлены ли учащиеся, какие пробелы в знаниях, и тут же их устранить.
Самостоятельные работы развивающего характера могут быть как домашние задания — это составление докладов, подготовка к олимпиадам, сочинение математических игр и сказок программ и т. д., так и урочные — это самостоятельные работы, требующие умение решать исследовательские задачи, последовательно отбирать материал и делать выводы.
Внутрипредметные и межпредметные исследовательские самостоятельные работы — высокий уровень самостоятельности обучающегося, характерный для детей с высоким уровнем интеллектуального развития. Это высшая ступень в системе самостоятельных работ. Чтобы выполнять подобные самостоятельные работы, надо уметь преобразовывать и переносить знания и способы решения задач, самостоятельно разрабатывать новые способы решения, определять содержание, цель, разрабатывать план решения учебной задачи. Это творческие самостоятельные работы — это задания на поиск второго, третьего способа решения задач.
При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у детей умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков. Постепенно у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. Во всем многообразии ее видов самостоятельная работа учащихся не только способствует сознательному и прочному усвоению ими знаний, формированию умений и навыков, но и служит для них средством воспитания самостоятельности, как черты личности, а в дальнейшем позволяет самостоятельно решать различные жизненные задачи.
Литература:
- Демидова С. И., Денищева Л. О. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике. –М.: «Просвещение», 2013.
- Леонтьева М. Р., Суворова С. Б. Упражнения в обучении алгебре. — М.: «Просвещение»,1995.
- Муравьев Е. М., Богоявленская А. Е. Справочник администрации школы по организации учебного процесса. М.: «Центр «Педагогический поиск»». 2006.