Методические рекомендации для учителей начальных классов по воспитанию толерантной личности современного школьника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 23.05.2020

Статья просмотрена: 409 раз

Библиографическое описание:

Гуторина, С. Ю. Методические рекомендации для учителей начальных классов по воспитанию толерантной личности современного школьника / С. Ю. Гуторина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 651-653. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70522/ (дата обращения: 16.11.2024).



Сегодня всё большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через социальное окружение детей, семью все чаще проникают в детские образовательные учреждения. Одна из важнейших функций школы — научить людей жить вместе. Именно в школе ребенок должен знакомиться с толерантными установками. Воспитание толерантности нужно рассматривать как неотъемлемый процесс в воспитание ребенка, который служит для успешной адаптации в дальнейшей жизни. Умение сопереживать чужим проблемам, учиться уважению, пониманию и любви к самому себе.

Ребенок должен уметь реально и адекватно оценивать себя, свои поступки, а также ситуацию, которая с ним происходит. Адекватная самооценка и принятие себя таким, какой ты есть положительная связь в гармонии с самим собой.

Прежде чем говорить о толерантной личности в широком значении этого понятия, важно научить ребенка, только что пришедшего в большой школьный социум, основам толерантности — терпимому отношению к другим, точно таким же детям. Здесь на помощь учителю, в рамках требований ФГОС НОО, дается возможность плодотворной и целенаправленной работы по внеурочной деятельности. Грамотно построенная работа с учетом возрастных требований и особенностей, может дать свои результаты уже на первых ее этапах. Но для этого необходимо вводить методы систематического и рационального обучения толерантности, которые должны быть направлены на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим.

Формирование толерантности происходило постепенно, так как все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности темперамента.

В младших классах очень важно заложить нужный фундамент в развитии толерантной и воспитанной личности. Научить ребенка понимать и любить окружающий его мир. Ценить то, что он имеет, начиная от физиологического здоровья заканчивая благоприятной обстановкой в семье. Умение находить счастье в каждом новом дне. Справляться с жизненными трудностями, встающими на пути. Уметь сопереживать чужим проблемам, поддерживать и любить. Учитель прививает ребенка нести ответственность за свои поступки.

Воспитание толерантности я считаю одной из важнейших задач не только родителя, но и учителя. С младшего школьного возраста учитель должен мотивировать детей не только к учебе, но и к активной школьной деятельности. Участие в конкурсах, благотворительных проектах и олимпиадах. Учёба и жизнь коллектива неотъемлемо связаны между собой. У ребенка должно быть желание посещать школу не только как объект знания, а быть заинтересованным в школьной жизни. Если вспомнить периодизацию психического развития Д. Б. Эльконина мы видим, что ребёнок не столько заинтересован в общении со сверстниками как в самом учебном процессе. Но в связи с новым поколении детей, по моему мнению, её можно сдвинуть, даже не на один год, а уже на пару лет. Возможно, это связано с экологией, питанием, новыми введениями со стороны науки, размышлений может быть масса. Главная ведущая деятельность в младшем школьном возрасте будет интимно личностное общение со сверстниками. Можно активно употреблять в рабочем процессе работу в парах, группами, чтобы дети могли из массы мнений выделять главную мысль и приходить к единому решению. Помимо этого дети должны научиться выходить из конфликтных ситуаций без насилий и унижений.

Никогда нельзя в своей работе использовать метод сравнения учащихся. Ребенок должен научиться анализировать свой труд и самостоятельно исправлять ошибки тем самым делать свою работу лучше. Не на всех благоприятно действует методы конкуренции. Ребенок должен научиться вступать в состязание только с самим собой «Я-Реальное» и «Я-Идеальное».

Ребенок должен уважать не только себя, свою работу и поступки, а также окружающих.

Толерантность на сегодняшний день очень актуальная тема. Я считаю, что воспитанию толерантности нужно уделять с малого возраста прививая нужные качества для благоприятной адаптации ребёнка. Научить ребенка положительно оценивать свои поступки, без насилия выходить из конфликтной ситуации, а также учить ребенка открыто и правильно выражать свои чувства и желания.

Рекомендации для классных руководителей направленностью, которой является формирование толерантной личности младшего школьника. Я как учитель начальных классов, а также имея психологический опыт, использую следующие формы в работе на уроках:

1 класс

На уроке

На перемене

Внеурочное время

1.Психологическое упражнение: «Говорящие руки».

1. Психологическая игра: «А я заяц, а я еду…»

1.Психологическое упражнение: «Солнышко».

2.Психологическое упражнение: «Собери бусы».

2. Психологическая игра: «Ассоциации».

2. Проектная деятельность: «Дерево настроения».

3.Психологическое упражнение: «Подарок».

3. Психологическое упражнение: «Зеркало».

3.Психологическое упражнение: «Секрет».

4.Психологическое упражнение: «Подари улыбку другу».

4.Психологическая игра: «Дракон».

4.Психологическое упражнение: «Строим цифры».

5.Психологическая игра «Я положил в портфель».

5. Психологическая игра: «Встреча взглядами».

5.Психологическое упражнение: «Найди пару».

2 класс

1.Психологическое Упражнение: «Весёлый счёт».

1. Психологическое упражнение: «Мыльные пузыри».

1.Психологическое упражнение «Сказка наоборот».

2.Психологическое упражнение «Продолжи фразу».

2. Психологическое упражнение: «Несмеяна».

2.Психологическое упражнение: «Совместный автопортрет».

3.Психологическое упражнение «Рисуем на ладошках».

3. Психологическое упражнение: «Сухой душ».

3.Психологическое упражнение: «Танец пяти движений».

4.Психологическая игра: «Мой хороший попугай».

4. Психологическая игра: «Сороконожка».

4.Психологическая игра: «Дотронься до…»

5.Психологическая игра «Мимическая гимнастика».

5.Психологическая игра: «Дракон кусает свой хвост».

5.Психологическое упражнение: «Чудный клубочек».

3 класс

1.Психологическая игра: «Воздушный бой».

1. Психологическое упражнение: «Спутанные цепочки»

1. Проектная деятельность «Дом дружбы».

2.Психологическое упражнение: «Умный мяч».

2. Психологическое упражнение: «Продолжи фразу».

2. Проектная деятельность: «Мои правила».

3.Психологическое упражнение: «Разные, но похожи…»

3. Психологическое упражнение: «Возьми и передай».

3. Игра-квест: «Пожелай мне удачи».

4. Психологическое упражнение: «Аплодисменты».

4. Психологическое упражнение: «Гусеница».

4.Психологическое упражнение: «Несуществующее животное»

5.Психологическое упражнение: «Рисунок на спине».

5. Психологическая игра: «Котел».

5.Психологическая игра: «Акулы и матросы».

4 класс

1.Психологическая игра: «Волшебные шарики».

1. Психологическая игра: «Режиссер».

1. Психологическое упражнение: «Картонные башни».

2.Психологическое упражнение: «Снеговик».

2. Психологическое упражнение: «Спрятанный карандаш».

2.Психологическая игра: «Разведчики».

3.Психологическое упражнение: «На какой я ступеньке».

3. Психологическая игра: «Считалки».

3.Психологическое упражнение: «Я тебе доверяю».

4.Психологическое упражнение: «Письмо на ладони».

4. Психологическое упражнение: «Кактусы растут в пустыне».

4.Психологическое упражнение: «Слепой и поводырь».

5.Психологическое упражнение: «Сочиним историю».

5. Психологическое упражнение: «Кораблекрушение».

5.Психологическое упражнение: «Прогноз погоды».

Литература:

  1. Абакумова И. В., Ермаков П. Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. — 2003г.
  2. Пугачева, Е. А. Толерантность в новом тысячелетии как условие поиска взаимоприемлемых отношений между людьми / Е. А. Пугачева // Наука и школа. — 2007г.
  3. https://urok.1sept.ru/ %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8C %D0 %B8/638907/
  4. http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=3185
  5. https://pandia.ru/text/82/309/59465.php
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое упражнение, упражнение, психологическая игра, ребенок, воспитание толерантности, игра, проектная деятельность, класс, младший школьный возраст, толерантная личность.


Похожие статьи

Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возврата через театрализованную деятельность

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Методические рекомендации по повышению компетентности родителей по воспитанию культуры безопасности у старших дошкольников

Методические рекомендации для педагогов начальной школы по реализации поликультурного пространства в образовательном процессе начальной школы

Технология развития критического мышления как средство подготовки старшеклассников к ГИА по русскому языку

Педагогические основы повышения профессиональной ориентации и способности школьного психолога к выбору профессии для старшеклассников

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации

Методические рекомендации по повышению уровня ответственности старших дошкольников

Похожие статьи

Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возврата через театрализованную деятельность

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

Педагогические основы характеристик семейной системы в воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Методические рекомендации по повышению компетентности родителей по воспитанию культуры безопасности у старших дошкольников

Методические рекомендации для педагогов начальной школы по реализации поликультурного пространства в образовательном процессе начальной школы

Технология развития критического мышления как средство подготовки старшеклассников к ГИА по русскому языку

Педагогические основы повышения профессиональной ориентации и способности школьного психолога к выбору профессии для старшеклассников

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации

Методические рекомендации по повышению уровня ответственности старших дошкольников

Задать вопрос