Сегодня всё большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через социальное окружение детей, семью все чаще проникают в детские образовательные учреждения. Одна из важнейших функций школы — научить людей жить вместе. Именно в школе ребенок должен знакомиться с толерантными установками. Воспитание толерантности нужно рассматривать как неотъемлемый процесс в воспитание ребенка, который служит для успешной адаптации в дальнейшей жизни. Умение сопереживать чужим проблемам, учиться уважению, пониманию и любви к самому себе.
Ребенок должен уметь реально и адекватно оценивать себя, свои поступки, а также ситуацию, которая с ним происходит. Адекватная самооценка и принятие себя таким, какой ты есть положительная связь в гармонии с самим собой.
Прежде чем говорить о толерантной личности в широком значении этого понятия, важно научить ребенка, только что пришедшего в большой школьный социум, основам толерантности — терпимому отношению к другим, точно таким же детям. Здесь на помощь учителю, в рамках требований ФГОС НОО, дается возможность плодотворной и целенаправленной работы по внеурочной деятельности. Грамотно построенная работа с учетом возрастных требований и особенностей, может дать свои результаты уже на первых ее этапах. Но для этого необходимо вводить методы систематического и рационального обучения толерантности, которые должны быть направлены на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим.
Формирование толерантности происходило постепенно, так как все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности темперамента.
В младших классах очень важно заложить нужный фундамент в развитии толерантной и воспитанной личности. Научить ребенка понимать и любить окружающий его мир. Ценить то, что он имеет, начиная от физиологического здоровья заканчивая благоприятной обстановкой в семье. Умение находить счастье в каждом новом дне. Справляться с жизненными трудностями, встающими на пути. Уметь сопереживать чужим проблемам, поддерживать и любить. Учитель прививает ребенка нести ответственность за свои поступки.
Воспитание толерантности я считаю одной из важнейших задач не только родителя, но и учителя. С младшего школьного возраста учитель должен мотивировать детей не только к учебе, но и к активной школьной деятельности. Участие в конкурсах, благотворительных проектах и олимпиадах. Учёба и жизнь коллектива неотъемлемо связаны между собой. У ребенка должно быть желание посещать школу не только как объект знания, а быть заинтересованным в школьной жизни. Если вспомнить периодизацию психического развития Д. Б. Эльконина мы видим, что ребёнок не столько заинтересован в общении со сверстниками как в самом учебном процессе. Но в связи с новым поколении детей, по моему мнению, её можно сдвинуть, даже не на один год, а уже на пару лет. Возможно, это связано с экологией, питанием, новыми введениями со стороны науки, размышлений может быть масса. Главная ведущая деятельность в младшем школьном возрасте будет интимно личностное общение со сверстниками. Можно активно употреблять в рабочем процессе работу в парах, группами, чтобы дети могли из массы мнений выделять главную мысль и приходить к единому решению. Помимо этого дети должны научиться выходить из конфликтных ситуаций без насилий и унижений.
Никогда нельзя в своей работе использовать метод сравнения учащихся. Ребенок должен научиться анализировать свой труд и самостоятельно исправлять ошибки тем самым делать свою работу лучше. Не на всех благоприятно действует методы конкуренции. Ребенок должен научиться вступать в состязание только с самим собой «Я-Реальное» и «Я-Идеальное».
Ребенок должен уважать не только себя, свою работу и поступки, а также окружающих.
Толерантность на сегодняшний день очень актуальная тема. Я считаю, что воспитанию толерантности нужно уделять с малого возраста прививая нужные качества для благоприятной адаптации ребёнка. Научить ребенка положительно оценивать свои поступки, без насилия выходить из конфликтной ситуации, а также учить ребенка открыто и правильно выражать свои чувства и желания.
Рекомендации для классных руководителей направленностью, которой является формирование толерантной личности младшего школьника. Я как учитель начальных классов, а также имея психологический опыт, использую следующие формы в работе на уроках:
1 класс |
На уроке |
На перемене |
Внеурочное время |
1.Психологическое упражнение: «Говорящие руки». |
1. Психологическая игра: «А я заяц, а я еду…» |
1.Психологическое упражнение: «Солнышко». |
|
2.Психологическое упражнение: «Собери бусы». |
2. Психологическая игра: «Ассоциации». |
2. Проектная деятельность: «Дерево настроения». |
|
3.Психологическое упражнение: «Подарок». |
3. Психологическое упражнение: «Зеркало». |
3.Психологическое упражнение: «Секрет». |
|
4.Психологическое упражнение: «Подари улыбку другу». |
4.Психологическая игра: «Дракон». |
4.Психологическое упражнение: «Строим цифры». |
|
5.Психологическая игра «Я положил в портфель». |
5. Психологическая игра: «Встреча взглядами». |
5.Психологическое упражнение: «Найди пару». |
|
2 класс |
1.Психологическое Упражнение: «Весёлый счёт». |
1. Психологическое упражнение: «Мыльные пузыри». |
1.Психологическое упражнение «Сказка наоборот». |
2.Психологическое упражнение «Продолжи фразу». |
2. Психологическое упражнение: «Несмеяна». |
2.Психологическое упражнение: «Совместный автопортрет». |
|
3.Психологическое упражнение «Рисуем на ладошках». |
3. Психологическое упражнение: «Сухой душ». |
3.Психологическое упражнение: «Танец пяти движений». |
|
4.Психологическая игра: «Мой хороший попугай». |
4. Психологическая игра: «Сороконожка». |
4.Психологическая игра: «Дотронься до…» |
|
5.Психологическая игра «Мимическая гимнастика». |
5.Психологическая игра: «Дракон кусает свой хвост». |
5.Психологическое упражнение: «Чудный клубочек». |
|
3 класс |
1.Психологическая игра: «Воздушный бой». |
1. Психологическое упражнение: «Спутанные цепочки» |
1. Проектная деятельность «Дом дружбы». |
2.Психологическое упражнение: «Умный мяч». |
2. Психологическое упражнение: «Продолжи фразу». |
2. Проектная деятельность: «Мои правила». |
|
3.Психологическое упражнение: «Разные, но похожи…» |
3. Психологическое упражнение: «Возьми и передай». |
3. Игра-квест: «Пожелай мне удачи». |
|
4. Психологическое упражнение: «Аплодисменты». |
4. Психологическое упражнение: «Гусеница». |
4.Психологическое упражнение: «Несуществующее животное» |
|
5.Психологическое упражнение: «Рисунок на спине». |
5. Психологическая игра: «Котел». |
5.Психологическая игра: «Акулы и матросы». |
|
4 класс |
1.Психологическая игра: «Волшебные шарики». |
1. Психологическая игра: «Режиссер». |
1. Психологическое упражнение: «Картонные башни». |
2.Психологическое упражнение: «Снеговик». |
2. Психологическое упражнение: «Спрятанный карандаш». |
2.Психологическая игра: «Разведчики». |
|
3.Психологическое упражнение: «На какой я ступеньке». |
3. Психологическая игра: «Считалки». |
3.Психологическое упражнение: «Я тебе доверяю». |
|
4.Психологическое упражнение: «Письмо на ладони». |
4. Психологическое упражнение: «Кактусы растут в пустыне». |
4.Психологическое упражнение: «Слепой и поводырь». |
|
5.Психологическое упражнение: «Сочиним историю». |
5. Психологическое упражнение: «Кораблекрушение». |
5.Психологическое упражнение: «Прогноз погоды». |
Литература:
- Абакумова И. В., Ермаков П. Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. — 2003г.
- Пугачева, Е. А. Толерантность в новом тысячелетии как условие поиска взаимоприемлемых отношений между людьми / Е. А. Пугачева // Наука и школа. — 2007г.
- https://urok.1sept.ru/ %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8C %D0 %B8/638907/
- http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=3185
- https://pandia.ru/text/82/309/59465.php