Обоснование критериев синергетичности государственных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 24.05.2020

Статья просмотрена: 240 раз

Библиографическое описание:

Буй, Ю. М. Обоснование критериев синергетичности государственных организаций / Ю. М. Буй. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 95-98. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70538/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье предложены и рассмотрены критерии для определения уровня синергетичности государственных организаций.

Ключевые слова: критерии синергетичности, синергетический эффект, эмерджентность, государственная организация.

Сегодня о синергетике не говорит наверно только ленивый. Синергетический метод буквально вторит динамике мирового развития. Этот подход словно калька удачно ложиться и на математические задачи, применим и к анализу гидродинамической неустойчивости, и к стратегии управления сотнями весьма строптивыми биосоциальными существами, коих мы именуем людьми. Такая универсальность не может не подкупать, а принципы синергетики звучат естественно, а временами очевидно. Даже псевдонаука вооружилась этой темой и щеголяет понятиями синергетика и синергией, порой даже не осознавая различия.

Но насколько реален этот подход в государственном управлении? Может ли применяться в государственных организациях различной специфики? И если да, то насколько широко и успешно? И по каким критериям это можно определить? Именно обоснование критериев для определения синергетического потенциала государственных организаций является целью данной статьи.

В большинстве исследований, посвященных синергетическому управлению, высчитывается лишь косвенный синергетический эффект, так как при сложная открытая система всегда прибывает в неравновесном состоянии и по сути никогда не достигает конечной цели как статического состояния. Эффект рассчитывается по результатам действия, с применением ряда математических формул, в зависимости от особенностей организации/компании и того действия, чей синергетический эффект мы хотим оценить.

Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1], Стратегия инновационного развития РФ [2], а также ряд других нормативных актов предполагают и «ожидают» синергетический эффект, но для его получения сама система должна функционировать и управляться с применением законов синергетики, а значит этот уровень их применения можно и нужно определить.

В данной статье предложены критерии, представлены на «Рисунке 1», которые могли бы применяться для оценки масштаба внедрения и реализации синергетического подхода в государственном управлении. Все предложенные критерии исходят из базовых принципов синергетики, как метода изучения открытых неравновесных систем и их процессов. Также данные критерии являются условием для проявления базовых законов синергетики и выполняют связующие функции, обеспечивая системность в достижении синергетического эффекта.

Рис. 1. Критерии синергетичности и базовые принципы синергетики. (Источник: составлено автором)

Источник целеполагания. И принцип самоорганизации, и принцип эмерджентности предполагают цель и ее источник важным условием продуктивного функционирования системы, а также рычагом регулирования направления движения системы. В системе всегда присутствуют две цели: внешняя, провозглашенная и заявленная, и неформальная, локальная цель. Частные цели отдельных элементов системы и общая цель системы происходят из разных источников, но в процессе грамотного управления могут быть скоррелированы, что создает условия для формирования системного эффекта и получения синергетического в результате.

Когда люди, реальные агенты управления, являются целевыми соинициаторами, запускается самоорганизация — главный принцип синергетики: развивается горизонтальная организационная структура, сотрудники образуют не фиктивную коммуникационную сеть, организация в целом становится более автономной, так как реакция системы определяется во многом ее структурой, естественными связями и целями, а не искусственными стимулами извне. Это делает организацию устойчивей и жизнеспособнее.

На данный момент в большинстве государственных организаций источником целей является государственное/муниципальное задание или государственный заказ/план, на основании задания отраслевого министерства. Такие цели и плановые показатели предполагают устойчивый линейный рост, упуская тот факт, что самоорганизующиеся системы, точнее если от системы ожидается некая самоорганизация, развиваются нелинейно, хаотично. И не всегда количество усилий будет пропорционально качеству результата.

Помимо прочего, когда цель формулируется и выдвигается непосредственно участниками процесса она, как правило, точнее совпадает с реальной ситуацией в системе/подсистеме, учитывает ее сильные и слабые стороны. Свобода целеполагания в таком случае избавляет государственные организации от эффекта «испорченного телефона» характерного для линейной системы. Именно поэтому источник целеполагания находится во главе нашего списка критериев.

Информационная открытость. Открытость — фундаментальное свойство сложных систем. Для своего развития система должна непрерывно обмениваться веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Этому способствует, в частности, отказ от субъект-объектной установки, а информация, как и цель, не должна распространяться линейно и однонаправленно. Синергетический принцип нелинейности работает с информационными потоками также, как и в случае структурно — функциональных связей между агентами. Более того, нелинейная динамика является условием активной генерации связей как внутри системы, так и относительно внешних факторов, которые могут оказаться потенциальными аттракторами для конкретной системы. В данном случае информацию не нужно сводить к управленческим решениям и ресурсам, это и идеи, внешние вне структурные данные, технологические предложения и оценки, определенный плюрализм мнений сотрудников. Плюс информации как ресурса заключается в том, что он почти неисчерпаем. Информационные потоки с вирусной скоростью запускают экономические, культурные и социальные трансформации, которые, в свою очередь, становятся источниками инноваций.

Как правило, этот критерий является «ахиллесовой пятой» государственных учреждений, наряду с линейным целеполаганием. Низкий уровень восприимчивости внешней информации сдерживает возможность формирования синергетического потенциала организации.

Информацию необходимо рассматривать синергетически и также применять. Мало заставить или научить «синергетично» думать, необходимо уметь принимать решения, действовать (анализировать, реагировать, корректировать, прогнозировать) в рамках синергетического подхода. Это словно научиться читать текст справа налево. Используя линейные способы работы и распределения информации синергетического эффекта не добиться.

Кроме того, информационная открытость структуры, вкупе с нелинейной динамикой и эмерджентностью являются условиями для работы с инновациями и их создания.

Инновационная включенность. Уровень инновационной включенности организации является одним из важнейших критериев для оценки синергетического потенциала организации. Сегодня инновационная включенность организации является условием ее конкурентоспособности и дальнейшего выживания.

Феномен инновации хорошо демонстрирует ранее выделенный нами принцип эмерджентности о котором мы говорили в рамках первого критерия. Эмерджентность иногда называют возможностью «чуда», подчеркивая, что новое напрямую связано с внезапно возникающим.

Сегодня, на волне увлеченности инновационной политикой, инновации в государственных организациях носят добровольно — принудительный характер. В некоторых, особенно печальных случаях, сотрудников заставляют придумывать инновации, что серьезно сказывается на их качестве и полностью исключает эмерджентную «возможность чуда» и не учитывает хаотический характер. Инновации не возникают изнутри, как естественная потребность системы, а внедряются искусственно, линейно, что вновь нивелирует первый критерий — источников целеполагания и принципа самоорганизации в результате.

Принципы синергетического управления имеют принципиальное отличие от классических аналогов в том, что процесс зарождения инновации от идеи до конкретного продукта/услуги не реализуется как единый, согласованный и постоянный в пространстве и времени процесс. В основе любой инновации лежит принцип синергетического хаоса. Еще в 1911 г. Й. Шумпетер в работе «Теория экономического развития» обратил внимание на проблему инноваций. «Процесс непрерывно сменяющих друг друга волн инноваций является процессом созидательного разрушения» [4, с. 67].

Уровень генерации связей. Хорошо налаженная обратная связь является залогом успешного управления. Конечно, без наличия обратной связи между взаимодействующими элементами, эффективное управление невозможно. Синергетический подход, провозглашая инвариантное многообразие (в том числе целей), предполагает включение естественных отрицательных и положительных обратных связей, которые формируют процессы направленной самоорганизации в системе. При синергетическом подходе целью управления является не только выполнение требований, выдвинутых к элементам системы или характеру процесса, а обеспечение желаемого предельного поведения системы относительно аттрактора.

Но важно помнить, что агентами этой сложной системы являются люди. Они взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга, составляя систему как целое, скрепляя её связями. Невозможно знать заранее, как должны взаимодействовать между собой агенты сложной системы, чтобы система двигалась четко по направлению к целевому аттрактору. А если задействованы принципы синергетики, то система не может двигаться линейно. Критерий генерации связей неразрывно связан с принципом хаотичности. Невозможно полностью контролировать всю систему, но, если в системе происходит генерация и интеграция разнонаправленных связей: функциональных, горизонтальных, формальных и неформальных; внутри системы и подсистемных элементов, возможность получения синергетического эффекта, в результате системного эффекта значительно возрастает.

В качестве итога следует отметить, что каждый выбранный критерий тесно связан с остальными представленными и разделение носит формальный характер. Ни один из предложенных критериев не может продуктивно функционировать в пространстве управленческих решений без учета остальных в рамках синергетического подхода.

Представленный список, несомненно, нуждается в доработке и расширении. Так можно включить такие критерии как уровень структурной лабильности или уровень энтропийности. Для определения уровня синергетичности организации, помимо критериев, необходимо выработать шкалу для перевода показателей в числовое выражение. Перечисленное позволило бы создать способ оценки синергетического потенциала государственных организаций различной специфики, таким образом, выделить слабые и сильные стороны в государственном управлении.

Литература:

  1. «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г» [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/ (Дата обращения 10.05.2020г.)

2. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204. — Режим доступа: https://base.garant.ru/71937200/ (Дата обращения 08.05.2020 г.)

  1. Атаманчук Г. В. Синергетические аспекты государственного управления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/globalization/sinergeticheskie-aspekty-gosudarstvennogo-upravleniya/ (Дата обращения 27.04.2020 г.)
  2. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития [Текст]: пер. с нем.: В. С. Автономов, М. С. Любский, А. Ю. Чепуренко; пер. с англ.: В. С. Автономов и др. — Москва: Эксмо, 2007. — 401 с.
Основные термины (генерируются автоматически): синергетический эффект, система, синергетический подход, критерий, государственное управление, нелинейная динамика, различная специфика, синергетический потенциал, синергетическое управление, системный эффект.


Ключевые слова

синергетический эффект, эмерджентность, критерии синергетичности, государственная организация

Похожие статьи

Анализ подходов к определению инновационной активности предприятия

В статье рассмотрены подходы разных авторов к определению инновационной активности предприятия, определены основные признаки и характеристики инновационной активности, сформулировано понятие «инновационная активность» предприятия.

Экономическая сущность эффективности деятельности организации

В статье раскрыты и обобщены теоретические аспекты экономической сущности эффективности деятельности организации. Особое внимание уделяется трактовке понятия «экономическая эффективность организации» с позиций различных подходов и авторов, представле...

Оценка факторов риска экономической безопасности организации

В статье поднимаются вопросы экономических рисков и экономической безопасности предприятия. Определяются понятия «риск» и «экономическая безопасность предприятия», приводится классификация деления экономических рисков и факторов экономической безопас...

Применение индикаторного подхода при оценке финансовой безопасности экономического субъекта

В статье рассматриваются вопросы определения уровня финансовой безопасности как одного из важнейших компонентов обеспечения экономической безопасности экономического субъекта. В работе раскрывается индикаторный подход к определению уровня финансовой ...

Экономическая надежность организации: подходы к определению

В данной статье автором проводится анализ существующих подходов к определению показателя «экономическая надежность организации». Также приводится перечень качественных характеристик организации, которые относятся к составляющим надежности.

Комплексный анализ и оценка существующих рисков предприятия в условиях изменения социально-экономической обстановки

В статье представлен краткий анализ подхода к пониманию сущности риска ведения хозяйственной деятельности коммерческого предприятия. Представлен краткий анализ актуальной для конкретного предприятия рыночной ситуации и степень потенциального влияния ...

Выявление конкурентных преимуществ на основе стратегического анализа

В статье рассмотрены принципы стратегического анализа деятельности компании, основные этапы проведения стратегического анализа. Приведены инструменты стратегического анализа, которые применяются для анализа и формирования конкурентных преимуществ ком...

Анализ сущности финансовой состоятельности предприятия

В данной статье рассматривается проблема отсутствия единого мнения на определение финансовой состоятельности предприятия. В связи с этим рассматриваются различные подходы к определению сущности финансовой состоятельности.

Оценка эффективности управления конкурентоспособностью исследуемой организации в условиях волатильности

В статье рассматриваются вопросы управления конкурентоспособностью строительных предприятий в условиях высокого риска. Приведена методика оценка эффективности управления конкурентоспособностью коммерческой организации в условиях волатильности и неопр...

Необоснованные ограничения предпринимательской деятельности (административные барьеры) и их роль в государственном регулировании экономических отношений

В статье рассмотрены теоретические вопросы возникновения необоснованных ограничений предпринимательской деятельности. Проведен анализ: теории отраслевых рыночных структур, теории рентоориентированного поведения, институциональной экономической теории...

Похожие статьи

Анализ подходов к определению инновационной активности предприятия

В статье рассмотрены подходы разных авторов к определению инновационной активности предприятия, определены основные признаки и характеристики инновационной активности, сформулировано понятие «инновационная активность» предприятия.

Экономическая сущность эффективности деятельности организации

В статье раскрыты и обобщены теоретические аспекты экономической сущности эффективности деятельности организации. Особое внимание уделяется трактовке понятия «экономическая эффективность организации» с позиций различных подходов и авторов, представле...

Оценка факторов риска экономической безопасности организации

В статье поднимаются вопросы экономических рисков и экономической безопасности предприятия. Определяются понятия «риск» и «экономическая безопасность предприятия», приводится классификация деления экономических рисков и факторов экономической безопас...

Применение индикаторного подхода при оценке финансовой безопасности экономического субъекта

В статье рассматриваются вопросы определения уровня финансовой безопасности как одного из важнейших компонентов обеспечения экономической безопасности экономического субъекта. В работе раскрывается индикаторный подход к определению уровня финансовой ...

Экономическая надежность организации: подходы к определению

В данной статье автором проводится анализ существующих подходов к определению показателя «экономическая надежность организации». Также приводится перечень качественных характеристик организации, которые относятся к составляющим надежности.

Комплексный анализ и оценка существующих рисков предприятия в условиях изменения социально-экономической обстановки

В статье представлен краткий анализ подхода к пониманию сущности риска ведения хозяйственной деятельности коммерческого предприятия. Представлен краткий анализ актуальной для конкретного предприятия рыночной ситуации и степень потенциального влияния ...

Выявление конкурентных преимуществ на основе стратегического анализа

В статье рассмотрены принципы стратегического анализа деятельности компании, основные этапы проведения стратегического анализа. Приведены инструменты стратегического анализа, которые применяются для анализа и формирования конкурентных преимуществ ком...

Анализ сущности финансовой состоятельности предприятия

В данной статье рассматривается проблема отсутствия единого мнения на определение финансовой состоятельности предприятия. В связи с этим рассматриваются различные подходы к определению сущности финансовой состоятельности.

Оценка эффективности управления конкурентоспособностью исследуемой организации в условиях волатильности

В статье рассматриваются вопросы управления конкурентоспособностью строительных предприятий в условиях высокого риска. Приведена методика оценка эффективности управления конкурентоспособностью коммерческой организации в условиях волатильности и неопр...

Необоснованные ограничения предпринимательской деятельности (административные барьеры) и их роль в государственном регулировании экономических отношений

В статье рассмотрены теоретические вопросы возникновения необоснованных ограничений предпринимательской деятельности. Проведен анализ: теории отраслевых рыночных структур, теории рентоориентированного поведения, институциональной экономической теории...

Задать вопрос