В статье рассматриваются проблемы таможенно-тарифного регулирования на уровне Евразийского экономического союза, а также основные направления развития таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в Калининградской области.
Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, внешнеэкономическая деятельность, Евразийский экономический союз, Калининградская область, особая экономическая зона.
Российская Федерация с 2015 года входит в состав интеграционного объединения под названием Евразийский экономический союз. В данный союз входят и другие страны, такие как Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Республика Кыргызстан.
В интеграционном объединении таможенно-тарифное регулирование способствует связыванию потоков товаров, услуг, капиталов, а также рабочей силы в едином экономическом пространстве с определёнными льготами и за пределами его.
Также создание таких экономических союзов происходит с целью повышения эффективности реализации национальной политики и улучшения состояния экономик стран-участниц таких союзов. [5]
Для создания стабильной и положительной экономики Евразийского экономического союза необходимо применять продуктивные методы воздействия на внешнеэкономическую деятельность, где одним из главных инструментов является таможенно-тарифное регулирование. [6]
В Евразийском экономическом союзе для продуктивного продвижения поставлены определённые цели, такие как:
1) Экономические (отвечают за экономическую безопасность страны во время реализации внешней торговли);
2) Фискальные (восполняют бюджет страны);
3) Правоохранительные (обеспечивают безопасность страны, общественный порядок, защиту жизни и здоровья населения страны);
4) Регулятивные (управляют потоком товаров с помощью таможенных пошлин, а также путём применения системы запретов и ограничений);
5) Создание условий для развития внешнеторговой деятельности (выполняется путём совершенствования таможенного администрирования, внедрение прогрессивных технологий);
6) Обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
Чаще всего в Евразийском экономическом союзе используются фискальная и правоохранительная функции, это и говорит о недостатках таможенно-тарифного регулирования в данном союзе, потому что по своей сути таможенно-тарифное регулирование в первую очередь должно способствовать развитию внешнеэкономической деятельности участниками ВЭД, которые внесены в зеленый сектор.
Актуальной проблемой для государств-участников Евразийского экономического союза является создание эффективной защиты производителей данного союза, эта проблема возникла из-за геополитической ситуации с государствами, которые находятся в пределах территориального пространства Евразийского экономического союза. [3]
Другой не мало важной проблемой являются санкции с основными торговыми партнёрами, которые введены против Российской Федерации, так как они негативно воздействуют на промышленное производство.
Российская Федерация является членом Всемирной торговой организации, в связи с этим на неё возложен ряд обязательств по таможенно-тарифному регулированию. Они направлены на снижение ставок таможенного тарифа, такая мера должна поспособствовать снижению степени таможенно-тарифной защиты.
Отсюда вытекает следующая проблема — низкий уровень тарифной защиты. Она способствует сокращению влияния инструментов таможенно-тарифного регулирования. [4]
Ещё низкая степень тарифной защиты может повысить ввоз зарубежных товаров, а это усугубит экономическое положение отечественных производителей.
Такую проблему решают путём применения тарифной эскалации. Тарифная эскалация — это увеличение уровня ставки таможенной пошлины на товары по степени их обработки, то есть сырье может ввозиться по более низким ставкам, полуфабрикаты по средним ставкам, а готовая продукция наибольшими ставками таможенной пошлины.
C момента вступления Российской Федерации в ВТО средневзвешенная ставка таможенного тарифа к 2019 году уменьшилась на 3,85 %. [1]
Ещё к проблемам таможенно-тарифного регулирования в Евразийском экономическом союзе относятся:
– Проблема низкой степени дифференциации ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (из-за данной проблемы усложняется выполнение структурных задач таможенно-тарифной политики, а также это мешает развитию отечественных производителей).
– Проблема системы предоставления преференций, которая сегодня является недостаточно гибкой. Это происходит из-за того, что система таможенных преференций в ЕАЭС связана с международными оценками экономик стран, в связи с этим интересы не всех стран-участниц ЕАЭС учитываются. [7]
– Проблема недостаточной проработки инновационной составляющей таможенного тарифа. [2]
Все товары и транспортные средства, которые проходят через таможенную границу, подлежат таможенному контролю.
Таможенный контроль реализуется с помощью принципа выборочности и принципа использования системы управления рисками.
Отсюда следующей проблемой является автономный механизм, который используют страны-участницы Евразийского экономического союза при реализации системы управления рисками. Эта проблема важна, так как все страны-участницы Евразийского экономического союза используют различные программные средства в данном вопросе, а следовательно нет единого порядка использования системы управления рисками для всех стран-участниц данного объединения, нет единообразных индикаторов рисков и методов по минимизации рисков, нет продуктивного информационного обмена между таможенными органами стран-участниц объединения, а в следствии всего этого возможно беспрепятственное попадание товаров на территориальное пространство к одной из страны-участниц данного союза через таможенные границы другой страны-участницы союза.
В Товарной номенклатуре также есть свои недочёты. Так в процессе классификации товаров, декларант сталкивается с проблемой, связанной с разночтением, которое вызвано специальной терминологией. Эта проблема важна, так как при проверке достоверности кода товара у таможенных органов могут возникнуть подозрения, что код товара был заявлен не верно. Как правило, далее проводится экспертиза, по результатам которой принимается дальнейшее решение по классификации товара. А в связи с принятыми мерам процесс декларирования увеличивается во времени, при этом участники внешнеэкономической деятельности несут убытки.
Что касается системы декларирования в Евразийском экономическом союзе, то в данной области проблемой является принцип резидентов. Этот принцип является основным препятствием на пути перехода к обеспечению свободного движения товаров по территории союза. В соответствии со ст. 449 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза «принцип резидентов» заключается в том, что декларация может подаваться только в таможенный орган той страны, где был зарегистрирован декларант.
Решение этой проблемы достаточно трудоёмкий процесс, так как уплата всех таможенных пошлин происходит в национальной валюте той страны, на территории которой и происходит подача декларации.
Для решения данных проблем стоит:
– Привести к единой системе основные параметры таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе с учетом интересов всех стран-участниц Евразийского экономического союза;
– Создать общую и единую систему управления рисками для всех стран-участниц Евразийского экономического союза;
– Следует пересмотреть ставки ввозных таможенных пошлин, а также улучшить структуру Единого таможенного тарифа на уровне Евразийского экономического союза с учётом принципа эскалации;
– Использовать многоколонный тариф, это поможет обеспечить более гибкое применение тарифов в условиях усложнённого процесса внешней торговли;
– В целях экономического развития Евразийского экономического союза и осуществления продуктивного взаимодействия с другими государствами целесообразным является осуществление пересмотра существующих тарифных преференций и предоставляемых льгот;
– Также стоит модернизировать процедуры администрирования в области таможенно-тарифного регулирования. [8]
Калининградская область является интересным регионом из-за своего геополитического положения. Данная область является эксклавом, то есть она окружена другими странами (например, Литвой и Польшей), а также имеет выход к Балтийскому морю.
Деятельность Калининградской областной таможни разделена на: районы Калининградской области, воды Куршского и Калининградского заливов, территориальные воды Балтийского моря.
Такое положение определяет специфику экономических особенностей в данном регионе. Она выражается в том, что в Калининградской области чаще всего прибегают к таможенной процедуре «свободной экономической зоны» (декларации по данной процедуре составляют более чем половину от общего объёма поданных деклараций), также на втором и третьем месте находятся процедуры «реимпорт» и «выпуск для внутреннего потребления».
Калининградская область является зоной свободной экономической торговли. Федеральный закон от 10.01.2006 года № 16-ФЗ (последняя редакция от 29.07.2018 года) «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» определяет все льготные условия при осуществлении импортных и экспортных операций, а также предоставляет преференции участникам ВЭД данного региона в виде снижения таможенных пошлин и других платежей или же полного освобождения от них.
Свободная экономическая зона на территории данного региона, включая также прилегающие акватории, действует до 2045 года.
Внешнеторговая деятельность Калининградской области в большей степени нацелена на импорт (доля импорта равна 84 %). В связи с этим 13 марта 2019 года Правительство России утвердило Постановление «О требованиях к системе учёта товаров в целях идентификации иностранных товаров, помещённых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны». Это постановление вводит новый учёт импорта, а также упрощает процедуру декларирования грузов.
Основными странами-импортёрами в данном регионе являются Польша, Литва, Германия, Китай и Латвия. Наличие выхода к Балтийскому морю даёт возможность Калининградской области также иметь внешнеэкономические связи с Азиатскими и Тихоокеанскими регионами.
К преимуществам Калининградской области можно отнести транспортнотранзитный потенциал и относительно высококвалифицированную рабочую силу.
В тоже время, существуют и недостатки, такие как повышенные операционные издержки, которые возникли из-за эксклавного положения области. Такие издержки понижают экономическую продуктивность взаимосвязей региональных хозяйствующих субъектов с предприятиями из других регионов страны.
Калининградская область является достаточно зависимой от импорта. Прежде всего это импорт с европейскими странами, также 40 % составляет торговля с регионами России. Область играет роль более развитого партнера в торговле с основной частью России, покупая сырье и топливо и продавая свою промышленную продукцию.
Можно сказать, что данная область обладает высоким уровнем торговой открытости, а также имеет развитую и налаженную структуру в торговых потоках с Россией и ЕС. Также стоит отметить область является транзитным регионом, что не дает практической возможности вычленить непосредственные объемы экспорта и импорта товаров, работ, услуг для данного региона.
К основным направлениям развития таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в Калининградской области можно отнести:
- Во-первых, повышение экспортных направленностей с помощью увеличения экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости.
- Во-вторых, более четкое развитие и использование возможностей области, как одного из основных источников импортных поставок на общероссийский рынок;
- В-третьих, налаживание и повышение экономических связей в сфере обслуживания области и государств СНГ;
- В-четвёртых, создание благоприятной почвы для беспрепятственного экспорта товаров, произведенных на территории области;
- В-пятых, улучшение законодательной базы, а также технологии транзита товаров через территорию области в третьи страны, из третьих стран и между областью и основной территорией Российской Федерации.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что деятельность таможенных органов Калининградской области является значимым звеном в исполнении Закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». Основные направления развития таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в области направлены на повышение собираемости таможенных платежей, ужесточения контроля ввоза на территорию и вывоза товаров с территории области, улучшение законодательной базы, а также расширения торговых взаимосвязей.
Литература:
- Всемирная Торговая Организация.URL: http://www.wto.
- Громова Н. В. Внешнеторговый контракт / Contracts in Foreign Trade // Н. В. Громова — М.: Изд-во «Магистр», 2017. — 144 с.
- Дюмулен И. И. Нетарифные меры в современной международной торговле: некоторые вопросы теории, практика и правила Всемирной торговой организации, интересы России // Российский внешнеэкономический вестник. — 2016. — № 2.
- Иванова В. Ю. Таможенные пошлины во внешнеторговой деятельности. / В. Ю. Иванова. // Вестник Сибирского федерального университета. — № 3. — 2018. — С. 11–13.
- Погибелев Ю. В. Основы внешнеэкономической деятельности: учебное пособие. / Ю. В. Погибелев, Д. Д. Бальмаков. — М.: Московский государственный университет, 2014. — С. 32.
- Побирченко П. Г. Особенности таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(53).
- Стрижова, О. А. Практические аспекты таможенно-тарифного регулирования ввоза товаров //СПС Консультант 2017.
- Шишканова Е. Э. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны // Концепт. — 2015. — № 06 (июнь).