Значимость математических знаний для медицинских работников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Математика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 25.05.2020

Статья просмотрена: 4889 раз

Библиографическое описание:

Лободюк, Е. В. Значимость математических знаний для медицинских работников / Е. В. Лободюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70555/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье раскрываются некоторые аспекты важности математических знаний для будущих медицинских работников в их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: математика, медицина, математизация, профессиональная компетентность.

The article reveals some aspects of the importance of mathematical knowledge for future medical professionals in their professional activities.

Keywords: mathematics, medicine, mathematization, professional competence.

Ежедневно, даже не подозревая об этом, каждый человек сталкивается с математикой. Уже утром думает над тем, во сколько нужно выйти из дома, чтобы успеть добраться до места работы или учебы вовремя. Например, после работы, зайдя в магазин, подсчитывает, хватит ли средств на те или иные продукты, или сколько именно необходимо купить продуктов для приготовления трех порций ужина, или хватит ли бензина, чтобы добраться до места назначения и многое другое. Как говорил русский и советский математик Крылов А. Н. «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле». Получается, что математика необходима каждому человеку, чем бы он ни занимался в повседневной жизни или в профессиональной деятельности.

Чтобы раскрыть сущность математики, необходимо обратиться к определению данного понятия. Термин «математика» происходит от древне-греческого μᾰθημᾰτικά < μάθημα, что означает «изучение», «наука»). В научно-методической литературе авторами даются различные определения термину «математика». Так, например, еще в древней Греции ученые, такие как Евклид, Галилей, Архимед и другие, полагали, что математика есть целостная наука со своей методологией, которая базируется на законах логики, что математические модели являются ключом к познанию законов природы.

С. К. Смирнов в своей статье «Что такое математика» дает следующее толкование: «Математика — наука, исторически основанная на решении задач о количественных и пространственных соотношениях реального мира путём идеализации необходимых для этого свойств объектов и формализации этих задач. Наука, занимающаяся изучением чисел, структур, пространств и преобразований» [3].

Советский математик, профессор А. Н. Колмогоров писал так: «Математика… наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира» [2].

Согласно толковому словарю Даля «математика — это наука о величинах и количествах; все, что можно выразить цифрою, принадлежит математике…» [4].

Медицина начала свое существование еще в древности, о чем говорят древние рисунки, найденные археологами, а также произведения древнегреческих и древнеримских мыслителей, в которых содержится много информации о «врачевании». Гиппократ, сыграл важнейшую роль в становлении медицинской науки, современная практическая медицина основывается на его трудах.

Само слово «медицина» происходить от латинского «medicina» — что означает исцеление. Медициина, согласно Большой российской энциклопедии, (лат. medicina, от medicus — врач) — область профессиональной практической и научной деятельности, имеющая своей целью распознавание, лечение и предупреждение болезней, сохранение и укрепление здоровья и трудоспособности, продление жизни людей [1].

Направленная на укрепление здоровья, изучение и лечение различных патологических состояний человека, медицина играет весомую роль в интеграции совокупности наук о человеке. Медицина концентрирует в себе достижения биологии и химии, психологии и педагогики, информатики, философии, математики и физики.

В современном мире, когда основой образования является ценностная парадигма, когда здоровье человека зависит от его творческих способностей, душевного равновесия, нравственных качеств и еще целого ряда причин, медицина, как никогда, становится близка с фундаментальными науками. Медицина играет важную роль в структуре образовании, определяя вариативность учебных планов на всех ступенях образования будь то дошкольное образование или университет, дополнительное образование или образование для взрослых.

Математика и медицина связаны прочной незримой нитью между собой. Но несведущим в этих областях людям кажется, что эти науки несовместимы. Конечно, при постановке диагноза врач напрямую не использует математику, но даже при сборе анамнестических данных, например, проверить пульс и сравнить его с нормой для данного пациента, нужны математические знания, так как пульс является квадратным корнем из роста пациента. А если говорить о назначениях врача и манипуляциях, которые выполняет медицинская сестра, то здесь связь проявляется, например, в расчете суточной дозировки препарата, или в расчете концентрации препарата при его разведении. Ведь если неверно выполнить расчет дозировки, то пациент может получить осложнения, анафилактический шок, или еще хуже, умереть. Это далеко не все области применения математики в медицине, их спектр гораздо больше. Уже опираясь на вышесказанное, можно сказать о том, что связь математики с медициной есть, и роль и влияние математики на профессиональную деятельность медицинских работников очень велика. Поэтому качественное преподавание математики в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на всех уровнях образования — это основная задача.

Конечно, для медицинских образовательных организаций профилирующими являются медицинские и клинические дисциплины, которые формируют основу профессиональной компетентности медицинского работника. Общеобразовательные дисциплины уходят на второй план, однако знания математики тоже способствуют развитию необходимых и значимых для медицинской профессии качеств у обучающихся. Поэтому, такая дисциплина, как «математика» входит в учебные планы всех организации, осуществляющей образовательную деятельность, не зависимо от профессиональной направленности. Так в программах подготовки специалистов среднего звена предусмотрено изучение математики на первом и втором курсах.

Математические методы (моделирование, анализ, прогнозирование и т. д.) применяют для разработки и диагностики систем жизнеобеспечения; описания биологических процессов, начиная от молекул, заканчивая целым организмом и его органами и тканями; при выборе способа лечения заболевания; для описания динамики изучаемых явлений; для обработки статистических данных; для моделирования химических, биологических и физических процессов; при изучении циклических процессов, происходящих в организме человека; при расчете дозы лекарственных средств в различных формах; при расчете процентной концентрации растворов; при расчете прибавки роста и массы тела у детей; при расчете индекса массы тела и много другого. Такие области медицины, как генетика, таксономия, теория эпидемии, даже организация медицинской службы, так же сложно представить без знаний математики. Значимость математики для медицинских профессий очевидна, но, к сожалению, не осознана ни студентами, ни преподавателями. Не учитывается тот факт, что современный мир входит в эпоху математизации, в том числе и системы здравоохранения, вводятся новейшие методики и технологии, которые базируются на достижениях математики в области медицины.

Подводя итог вышесказанного, можно сказать, что математическая компетентность будущего медицинского работника складывается не столько из математической подготовки, а сколько из математических знаний, которые он будет использовать в профессиональной деятельности при решении задач.

Литература:

  1. Бородулин, В. И. Медицина / В. И. Бородулин, Глянцев С. П., Т. С. Сорокина, Ю. А. Шилинис. — Текст: электронный // Большая российская энциклопедия: [сайт]. — URL: https://bigenc.ru/medicine/text/5388472 (дата обращения: 17.05.2020).
  2. Колмогоров, А. Н. Математика — наука и профессия / А. Н. Колмогоров. М.: Наука, 1988г., 288 с. — Текст: непосредственный.
  3. Смирнов, С. К. Что такое математика / С. К. Смирнов, И. В. Ященко. — Текст: электронный // IT ШКОЛА: [сайт]. — URL: https://informat.name/articale/math_01.html (дата обращения: 18.05.2020).
  4. Толковый словарь Даля. — Текст: электронный // GUFO.ME: [сайт]. — URL: https://gufo.me/dict/dal/ %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %82 %D0 %B8 %D0 %BA %D0 %B0 (дата обращения: 16.05.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): математик, профессиональная деятельность, медицина, знание математики, область медицины, образовательная деятельность, профессиональная компетентность, решение задач, советский математик, современный мир.


Похожие статьи

Наука в профессии педагога

Статья посвящена влиянию науки на профессиональную деятельность педагога. Также раскрыт вопрос о взаимосвязи педагогической и научной деятельности. В статье имеются выдержки из федерального стандарта об образовании. Указаны требования к педагогическо...

О различных подходах формирования творческих способностей учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые аспекты использования различных подходов формирования творческих способностей учащихся на уроках математики и даны рекомендации по их применению в процессе изучения конкретных тем школьного курса математики.

Методические аспекты обучения младших школьников комбинаторике

В статье рассмотрены методические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы при обучении комбинаторике. Вы-явлены основные направления и особенности методики формирования первоначальных комбинаторных предст...

Значимость физической культуры для студентов в современном мире

В данной статье рассмотрены вопросы значимости физической культуры для студентов в современном мире.

Методические аспекты обучения младших школьников элементам математической статистики

В статье рассмотрены методические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы при обучении элементам математической статистики. Выявлены основные направления и особенности методики формирования первоначальных...

Влияние йоги на психическое и физическое здоровье студентов

Данная статья представляет анализ влияния йоги на психическое и физическое здоровье студентов, с акцентом на научную литературу.

Основные понятия профессионализма педагога

Данная статья посвящена весьма актуальной теме, которая до сегодняшнего дня остаётся объектом отдельного исследования педагогики. Статья рассматривает основные понятия профессионализма педагога в плане системных критериев и их роли в образовании. Так...

Использование инновационных технологий в обучении иностранным языкам

В данной статье представлена информация об использовании инновационных методов в обучении иностранным языкам. Дана информация о важности проведения инновационной деятельности в образовании.

Роль самостоятельного образования в формировании преподавательской компетентности у студентов

В данной статье автор обсуждает вопросы самостоятельного образования в формировании будущих преподавательской компетентности у студентов.

Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы

В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...

Похожие статьи

Наука в профессии педагога

Статья посвящена влиянию науки на профессиональную деятельность педагога. Также раскрыт вопрос о взаимосвязи педагогической и научной деятельности. В статье имеются выдержки из федерального стандарта об образовании. Указаны требования к педагогическо...

О различных подходах формирования творческих способностей учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые аспекты использования различных подходов формирования творческих способностей учащихся на уроках математики и даны рекомендации по их применению в процессе изучения конкретных тем школьного курса математики.

Методические аспекты обучения младших школьников комбинаторике

В статье рассмотрены методические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы при обучении комбинаторике. Вы-явлены основные направления и особенности методики формирования первоначальных комбинаторных предст...

Значимость физической культуры для студентов в современном мире

В данной статье рассмотрены вопросы значимости физической культуры для студентов в современном мире.

Методические аспекты обучения младших школьников элементам математической статистики

В статье рассмотрены методические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы при обучении элементам математической статистики. Выявлены основные направления и особенности методики формирования первоначальных...

Влияние йоги на психическое и физическое здоровье студентов

Данная статья представляет анализ влияния йоги на психическое и физическое здоровье студентов, с акцентом на научную литературу.

Основные понятия профессионализма педагога

Данная статья посвящена весьма актуальной теме, которая до сегодняшнего дня остаётся объектом отдельного исследования педагогики. Статья рассматривает основные понятия профессионализма педагога в плане системных критериев и их роли в образовании. Так...

Использование инновационных технологий в обучении иностранным языкам

В данной статье представлена информация об использовании инновационных методов в обучении иностранным языкам. Дана информация о важности проведения инновационной деятельности в образовании.

Роль самостоятельного образования в формировании преподавательской компетентности у студентов

В данной статье автор обсуждает вопросы самостоятельного образования в формировании будущих преподавательской компетентности у студентов.

Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы

В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...

Задать вопрос