В статье раскрываются некоторые аспекты важности математических знаний для будущих медицинских работников в их профессиональной деятельности.
Ключевые слова: математика, медицина, математизация, профессиональная компетентность.
The article reveals some aspects of the importance of mathematical knowledge for future medical professionals in their professional activities.
Keywords: mathematics, medicine, mathematization, professional competence.
Ежедневно, даже не подозревая об этом, каждый человек сталкивается с математикой. Уже утром думает над тем, во сколько нужно выйти из дома, чтобы успеть добраться до места работы или учебы вовремя. Например, после работы, зайдя в магазин, подсчитывает, хватит ли средств на те или иные продукты, или сколько именно необходимо купить продуктов для приготовления трех порций ужина, или хватит ли бензина, чтобы добраться до места назначения и многое другое. Как говорил русский и советский математик Крылов А. Н. «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле». Получается, что математика необходима каждому человеку, чем бы он ни занимался в повседневной жизни или в профессиональной деятельности.
Чтобы раскрыть сущность математики, необходимо обратиться к определению данного понятия. Термин «математика» происходит от древне-греческого μᾰθημᾰτικά < μάθημα, что означает «изучение», «наука»). В научно-методической литературе авторами даются различные определения термину «математика». Так, например, еще в древней Греции ученые, такие как Евклид, Галилей, Архимед и другие, полагали, что математика есть целостная наука со своей методологией, которая базируется на законах логики, что математические модели являются ключом к познанию законов природы.
С. К. Смирнов в своей статье «Что такое математика» дает следующее толкование: «Математика — наука, исторически основанная на решении задач о количественных и пространственных соотношениях реального мира путём идеализации необходимых для этого свойств объектов и формализации этих задач. Наука, занимающаяся изучением чисел, структур, пространств и преобразований» [3].
Советский математик, профессор А. Н. Колмогоров писал так: «Математика… наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира» [2].
Согласно толковому словарю Даля «математика — это наука о величинах и количествах; все, что можно выразить цифрою, принадлежит математике…» [4].
Медицина начала свое существование еще в древности, о чем говорят древние рисунки, найденные археологами, а также произведения древнегреческих и древнеримских мыслителей, в которых содержится много информации о «врачевании». Гиппократ, сыграл важнейшую роль в становлении медицинской науки, современная практическая медицина основывается на его трудах.
Само слово «медицина» происходить от латинского «medicina» — что означает исцеление. Медициина, согласно Большой российской энциклопедии, (лат. medicina, от medicus — врач) — область профессиональной практической и научной деятельности, имеющая своей целью распознавание, лечение и предупреждение болезней, сохранение и укрепление здоровья и трудоспособности, продление жизни людей [1].
Направленная на укрепление здоровья, изучение и лечение различных патологических состояний человека, медицина играет весомую роль в интеграции совокупности наук о человеке. Медицина концентрирует в себе достижения биологии и химии, психологии и педагогики, информатики, философии, математики и физики.
В современном мире, когда основой образования является ценностная парадигма, когда здоровье человека зависит от его творческих способностей, душевного равновесия, нравственных качеств и еще целого ряда причин, медицина, как никогда, становится близка с фундаментальными науками. Медицина играет важную роль в структуре образовании, определяя вариативность учебных планов на всех ступенях образования будь то дошкольное образование или университет, дополнительное образование или образование для взрослых.
Математика и медицина связаны прочной незримой нитью между собой. Но несведущим в этих областях людям кажется, что эти науки несовместимы. Конечно, при постановке диагноза врач напрямую не использует математику, но даже при сборе анамнестических данных, например, проверить пульс и сравнить его с нормой для данного пациента, нужны математические знания, так как пульс является квадратным корнем из роста пациента. А если говорить о назначениях врача и манипуляциях, которые выполняет медицинская сестра, то здесь связь проявляется, например, в расчете суточной дозировки препарата, или в расчете концентрации препарата при его разведении. Ведь если неверно выполнить расчет дозировки, то пациент может получить осложнения, анафилактический шок, или еще хуже, умереть. Это далеко не все области применения математики в медицине, их спектр гораздо больше. Уже опираясь на вышесказанное, можно сказать о том, что связь математики с медициной есть, и роль и влияние математики на профессиональную деятельность медицинских работников очень велика. Поэтому качественное преподавание математики в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на всех уровнях образования — это основная задача.
Конечно, для медицинских образовательных организаций профилирующими являются медицинские и клинические дисциплины, которые формируют основу профессиональной компетентности медицинского работника. Общеобразовательные дисциплины уходят на второй план, однако знания математики тоже способствуют развитию необходимых и значимых для медицинской профессии качеств у обучающихся. Поэтому, такая дисциплина, как «математика» входит в учебные планы всех организации, осуществляющей образовательную деятельность, не зависимо от профессиональной направленности. Так в программах подготовки специалистов среднего звена предусмотрено изучение математики на первом и втором курсах.
Математические методы (моделирование, анализ, прогнозирование и т. д.) применяют для разработки и диагностики систем жизнеобеспечения; описания биологических процессов, начиная от молекул, заканчивая целым организмом и его органами и тканями; при выборе способа лечения заболевания; для описания динамики изучаемых явлений; для обработки статистических данных; для моделирования химических, биологических и физических процессов; при изучении циклических процессов, происходящих в организме человека; при расчете дозы лекарственных средств в различных формах; при расчете процентной концентрации растворов; при расчете прибавки роста и массы тела у детей; при расчете индекса массы тела и много другого. Такие области медицины, как генетика, таксономия, теория эпидемии, даже организация медицинской службы, так же сложно представить без знаний математики. Значимость математики для медицинских профессий очевидна, но, к сожалению, не осознана ни студентами, ни преподавателями. Не учитывается тот факт, что современный мир входит в эпоху математизации, в том числе и системы здравоохранения, вводятся новейшие методики и технологии, которые базируются на достижениях математики в области медицины.
Подводя итог вышесказанного, можно сказать, что математическая компетентность будущего медицинского работника складывается не столько из математической подготовки, а сколько из математических знаний, которые он будет использовать в профессиональной деятельности при решении задач.
Литература:
- Бородулин, В. И. Медицина / В. И. Бородулин, Глянцев С. П., Т. С. Сорокина, Ю. А. Шилинис. — Текст: электронный // Большая российская энциклопедия: [сайт]. — URL: https://bigenc.ru/medicine/text/5388472 (дата обращения: 17.05.2020).
- Колмогоров, А. Н. Математика — наука и профессия / А. Н. Колмогоров. М.: Наука, 1988г., 288 с. — Текст: непосредственный.
- Смирнов, С. К. Что такое математика / С. К. Смирнов, И. В. Ященко. — Текст: электронный // IT ШКОЛА: [сайт]. — URL: https://informat.name/articale/math_01.html (дата обращения: 18.05.2020).
- Толковый словарь Даля. — Текст: электронный // GUFO.ME: [сайт]. — URL: https://gufo.me/dict/dal/ %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %82 %D0 %B8 %D0 %BA %D0 %B0 (дата обращения: 16.05.2020).