В статье раскрываются некоторые теоретические аспекты проблемы формирования системы управления стратегическим развитием современной образовательной организации, основанной на использовании системы сбалансированных показателей. В контексте рассматриваемой проблемы обозначены принципиальные отличия ССП образовательных организаций и коммерческих структур. Альтернативой получения прибыли в образовательной организации становятся: финансовые показатели, клиентоориентированность, показатели качества образовательного процесса, показатели квалификации и мотивации педагогического состава образовательной организации.
Ключевые слова: система сбалансированных показателей, образовательная организация, реформирование образовательной системы, стратегия развития, концепция стратегического развития, система стратегического управления, потребители образовательных услуг, финансовые показатели, качество образовательного процесса.
В условиях современной социально-экономической ситуации одной из ведущих проблем является поиск максимально эффективных моделей функционирования образовательных организаций как самодостаточных автономных структур, обладающих правовой, экономической и хозяйственной самостоятельностью, а также возможностью выбора реализуемых образовательных программ на основе единого федерального стандарта.
Сравнительный анализ закономерностей функционирования бюджетных и автономных организаций доказывает неоспоримое преимущество автономии перед бюджетными формами образовательных учреждений. Формальный переход бюджетного учреждения в автономное, по сути, не является даже реорганизацией, а лишь сменой типа, однако смена типа в данной ситуации влечет за собой серьезные изменения во всех сферах деятельности организации. В первую очередь это касается изменения системы управления учреждением.
Следует отметить, что, несмотря на очевидную перспективность процесса перехода бюджетных учреждений к организациям автономного типа управления, государственную и муниципальную поддержку этого процесса, далеко не все образовательные учреждения стремятся получить статус автономных. Особенно остро встает вопрос перехода к организациям автономного типа дошкольных и общеобразовательных учреждений.
Современные эксперты в области образовательной политики Российской Федерации (А. А. Вавилова, Д. В. Ганин, В. В. Залесский, А. М. Кац, В. Ю. Панченко, М. Ю. Тихомиров и др.) выделяют ряд объективных и субъективных факторов, осложняющих процесс реформирования образовательной системы:
– краткосрочность муниципального задания (на год), что лишает учреждение уверенности в завтрашнем дне, как следствие, страх администрации и коллектива учреждения перед возможностью сокращения муниципального задания, способного привести к потере площадей, земельных участков и, в конечном счете, к ликвидации учреждения;
– перспектива стать полностью хозрасчетным учреждением, что вполне вероятно при динамично прогрессирующем «уходе» государства из, казалось бы, сугубо государственной сферы, какой является сфера образования;
– отсутствие опыта создания системы управления, способной адекватно и своевременно реагировать на социально-экономические требования рынка образовательных услуг XXI века.
Новые стратегии развития современных образовательных организаций требуют поиска новых технологий, способных максимально оптимизировать процесс управления и повысить эффективность функционирования предприятий образовательной сферы. Одним из ведущих средств стратегического управления современной образовательной организацией является использование в процессе управления метода сбалансированной системы показателей.
ССП была разработана более 25 лет назад в Институте Нолана Нортана, научном подразделении KPMG (Kleiveld Peat Marwick Goerdeler — одной из крупнейших в мире аудиторских фирм). Впервые положения концепции сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard — BSC или рус. ССП) были изложены в статье Р. Каплана и Д. Нортона «The Balanced Scorecard — Measures that Drive Performance» в журнале «Harvard Business Review» в 1992 году. В дальнейшем большой вклад в развитие концепции ССП внесли Л. Брейди, Р. Мамбу, Н. Чамберз, Р. Стата, Д. Фишман, А. Шнейдерман и др.
Согласно определению Р. Каплана, сбалансированная система показателей (ССП) (BSC, Balanced Scorecard) — это «система стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору оптимально подобранных показателей, отражающих все аспекты деятельности организации, как финансовые, так и не финансовые» [1].
Главная цель (ключевая идея) сбалансированной системы показателей — трансформация стратегии организации в конкретные, вполне осязаемые цели, показатели и в конечном итоге — действия (мероприятия) [2]. Сбалансированная система трансформирует стратегию в задачи и показатели, сгруппированные по четырем различным направлениям, таким как: финансы, клиенты, внутренний бизнес-процесс, обучение и повышение квалификации.
В процессе анализа отечественных исследований в области ССП, (работы Е. А. Давыденко, Е. А. Емельяновой, С. Ю. Ибрагимовой, С. И. Крылова, Ю. Н. Лапыгина и др.) было установлено, что понятие системы сбалансированных показателей не имеет однозначного определения. ССП рассматривается и как концепция, и как стратегический метод, и как инструмент стратегического управления. Большинство ученых определяет ССП, как:
– новую систему управления компанией организацией
– механизм реализации стратегии и ее корректировки;
– инструмент перевода стратегии в плоскость конкретных целей, показателей и задач;
– надежный инструмент контроля показателей будущего;
– систему мотивации персонала;
– систему обратной связи, обучения и постоянного развития [3].
Ю. Н. Лапыгин отмечает: «Сбалансированная система показателей, как метод детализации стратегии до уровня исполнителей и как способ контроля и сбора соответствующей информации о процессах, происходящих в организации в ходе стратегических изменений, позволяет соединить возможности контроллинга с потребностью осуществления корректировок как самой стратегии, так и составляющих ее политик — кадровой, маркетинговой, ценовой, инвестиционной, инновационной, социальной, экономической, технической, структурной и т. п». [4].
Исследователь подчеркивает, что наряду с общепризнанной функцией планирования, ССП выполнят функции координации и контроля процесса стратегического развития организации.
Сбалансированная система показателей изначально была разработана для бизнес-структур, где успех компании определяется финансовыми результатами и зависит от величины получаемой прибыли. Образовательные организации в отличие от коммерческих оценивают свой успех не по финансовым результатам. Альтернативой получения прибыли в образовательной организации становятся такие показатели, как:
1) клиентоориентированность — стратегия образовательной организации должна быть ориентирована, в первую очередь, на потребителей образовательных услуг (воспитанников и их родителей);
2) финансовые показатели — определяют способность общей стратегии развития сочетаться с оперативной деятельностью и выделенными бюджетными средствами;
3) показатели образовательного процесса — позволяют оценивать социальную эффективность образовательной организации, отражают экономическую устойчивость и преимущества перед конкурентами;
4) показатели обучения и развития персонала — выявляют уровень мотивации педагогического состава образовательной организации к повышению квалификации, получению высшего образования, профессиональной подготовке и, как следствие, позволяют оценивать уровень качества образовательного процесса.
Все вышесказанное позволяет рассматривать сбалансированную систему показателей не только в качестве аналитического инструмента, используемого в системе стратегического менеджмента современной образовательной организации, но и в качестве основополагающей концепции всестороннего экономического анализа в условиях современной рыночной экономики. Это вполне логично, поскольку ССП всеобъемлюще характеризует хозяйственную деятельность организации, а всесторонний экономический анализ является обеспечивающей функцией менеджмента, в том числе и стратегического.
Литература:
- Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. / Роберт С. Каплан, Дейвид Н. Нортон — 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2014 — С. 29.
- Ибрагимова С. Ю. Проблемы системы сбалансированных показателей, возникающие при ее внедрении / С. Ю. Ибрагимова // Таврический научный обозреватель. — 2016. — № 1–2 (6). — С. 67.
- Емельянова Е. А. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Е. А. Емельянова. — 2-е изд., доп. — Томск: Эль Контент, 2015. — С. 114.
- Контроллинг функциональных стратегий / Под ред. проф. Ю. Н. Лапыгина. — Владимир: ВГПУ, ВлГУ, 2004 — С. 4.