Растим будущих инженеров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Миргородская, Л. В. Растим будущих инженеров / Л. В. Миргородская, Е. В. Червенко, М. А. Старжинская, А. В. Скрипникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 681-683. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70583/ (дата обращения: 16.10.2024).



Статья посвящена конструированию — инструменту, способному сформировать у детей дошкольного возраста инженерное мышление.

Ключевые слова: проектирование, инженерное мышление, робототехника, инженерная книга, конструирование, технические объекты, моделирование.

Современное государство нуждается в специалистах с инженерным образованием, поэтому с самого детского сада формируем и развиваем у дошкольника техническую пытливость мышления, аналитический ум, занимаемся подготовкой к зарождению склонностей к техническому творчеству, проектированию и изготовлению объектов техники.

Подготовить детей к изучению технических наук, значит научить их самостоятельно создавать технические объекты с использованием конструкторов и робототехники. Выявляем технические наклонности дошкольников и развиваем их в этом направлении, тем самым выстраиваем модель преемственного обучения для всех возрастов — от воспитанников детского сада до студентов.

В процессе обучения ознакомились с содержанием парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», с технологией организации образовательной деятельности педагогов с детьми и решили использовать данную программу в своей работе.

Педагогика Фрёбеля очень актуальна на современном этапе.

По его мнению, ребёнок от природы обладает четырьмя инстинктами: художественным, религиозным, деятельности и познания. Ребёнок-это личность, а всестороннее развитие личности начинается с его физического развития, поэтому Фрёбель советует предоставить ребёнку свободу движений, которая может проявляться в игре, так как игра, по его словам, является «высшей ступенью детского развития». Игра для ребёнка — инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, развивается, его собственная жизнь.

Совместно с педагогом-психологом подобрали пакет разнообразных диагностических методик, выявили уровень развития конструктивных способностей детей, разработали образец инженерной книги, в базовую программу детского сада включили варианты тематических недель новой программы.

В группе организовали уголок «Самоделкин», в котором помещены строительный материал, конструкторы, бумага, бросовые и природные материалы. Вид материала определяет и вид конструирования:

− конструирование из строительного материала,

− конструирование из бумаги,

− конструирование из природного материала и т. д.

В своей работе используем также различные конструкторы — деревянные, пластмассовые, металлические. С их помощью создаём подвижные конструкции, которые отличаются достаточно сложными способами крепления деталей.

Под руководством воспитателя дети осваивают новые для них способы соединения, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам, а затем заносить конечный результат в инженерную книгу.

Название программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» выбрано неспроста. Это как бы эволюция видов конструкторов: игровой набор «Дары Фрёбеля» — конструкторы — робототехника.

Фридрих Фрёбель изобрёл первый конструктор, названный «Дары Фрёбеля». В него входит материал, состоящий из разных типов игр для каждого возраста. Ребёнок может вместе с взрослыми заниматься моделированием. Ценность данного набора заключается в том, что он развивает самостоятельность, инициативу в различных видах деятельности. Данный набор можно использовать в организации проектной деятельности, в которой поощряется коммуникативная деятельность родителей.

Одной из самых полезных и лучших игрушек для ребёнка является конструктор.

Большие возможности открывают игры с конструкторами для развития творческой активности ребёнка. «Что из этого можно сделать?» — думает ребёнок, когда смотрит на различные изобразительные, конструктивные, пластические материалы. Он создаёт свои удивительные постройки и чувствует себя настоящим творцом, меняет придуманные ранее постройки, на другие, более сложные, что способствует развитию инженерной мысли. Во время конструирования у дошкольника развивается воображение, образное мышление, ручная моторика, закладываются основы трудолюбия. Он сосредоточен, проявляет волевые усилия, направленные на достижение результата. Из всех конструкторов особенное предпочтение дети отдают «Лего». Главная особенность этого конструктора-точность литья. Когда дошкольники собираются все вместе, они строят из него не только дома и дворцы, но и города и даже страны, создают необычные машины, паровозы и полностью погружаются в этот удивительный мир игры, который развивает их воображение. Существует три вида конструирования: по образу, по условиям и по замыслу. Больше всего предпочтение детьми отдаётся последнему виду: по замыслу, потому что является процессом, где ребёнок сам формирует образ конструкции — модели и претворяет в реальность.

Дети дошкольного возраста очень любознательны. И дошкольное образование — это первая ступень воспитать ребенка творческим, с креативным мышлением, чтобы он мог самостоятельно создавать технические формы. А ориентироваться в мире технической оснащенности можно только тогда, когда сформировано инженерное мышление.

Если у ребенка с детства заложены предпосылки к исследованию и созданию высокопроизводительной и надежной техники, то он самостоятельно сможет выстроить алгоритм действий, последовательность изготовления продукта. Ведь инженер умеет мысленно предугадывать результат своей работы, опираясь на свои знания и умения. Именно от профессионально высоко технически выполненного продукта зачастую зависит самое главное — человеческая жизнь.

В детском саду закладываются первые знания и умения к инженерным профессиям. Воспитанникам нравится робототехника. Дети проявляют свою фантазию, они с легкостью разбирают сложные схемы и по ним строят, подбирая нужные детали. С помощью инженерных наук ребенок учится видеть конструкцию в разных видах: сверху, сбоку, слева, справа. Часто дети работают в команде, потому что сделать робота или дом можно вдвоем или втроем. Именно в совместной работе формируются необходимые для инженера лидерские качества. Воспитанники могут отстаивать свои идеи, помогать разбираться в схемах. Пока у детей инженерных навыков нет, но они получают красочные и привлекательные конструкции. Дети постоянно находятся в ситуации успеха. Когда дошкольники заканчивают работу, они высказывают собственные суждения, дают оценку своей деятельности. Не только конструкторы используют дети в играх, но и экспериментируют со строительным материалом. Это способствует закреплению конструктивных умений и проявлению творческих способностей.

Занимаясь робототехникой, дети приобретают современные инженерные представления, овладевают техническими навыками.

Образовательная деятельность планируется с использованием проблемных ситуаций, обсуждаем технические характеристики работы, стараемся поддержать детские идеи и помочь воплотить их. Дети сами рисуют схемы и моделируют по ним.

В нашей работе достигнуты следующие результаты: у детей есть представление о профессии инженера — конструктора; дошкольники приобрели элементарные трудовые навыки; дети самостоятельно переносят полученные знания в самостоятельную деятельность.

Литература:

  1. Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». — С.: Асгард,20017.-7с.
  2. Пичугина Н. П., Попова В. Н. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» // Молодой ученый. — 2016. — № 5. — 727с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, инженерная книга, инженерное мышление, конструктор, строительный материал, вид конструирования, дошкольник, дошкольный возраст, игра.


Похожие статьи

Развивающий потенциал образовательной робототехники

В статье рассмотрена вариативность использования роботизированных игрушек в современном дошкольном образовании.

Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников

В статье раскрываются особенности и возможности применения лего-конструирования в развитии творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.

Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Особенности современных образовательных конструкторов и возможности их использования в дополнительном образовании детей

Статья посвящена рассмотрению особенностей использования современных образовательных конструкторов и возможностей их применения в дополнительном обучении детей. Особое внимание уделено таким конструкторам и образовательным платформам как: Education W...

Применение компьютерных технологий в современном обучении детей дошкольного возраста

В работе описывается обучение элемента компьютерной графики, развивает творческие способности, позволяя повысить компьютерную грамотность дошкольников, развивает интеллект и способствует общей подготовке к обучению в школе.

3D-ручка как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС

Статья посвящена 3D-ручке как средству развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Также приведена актуальность данной темы в современном обществе. Дано определение понятию воображение, инновационные технологии, и их роль в развитии в...

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

От школьных уроков до создания конструктора

В своей статье авторы описывают опыт создания программируемого конструктора «Лифт 2.0», поддержанного Красноярским краевым фондом науки, а также рассматривают аспекты развития робототехники в школьном образовании.

Развитие проекта «Гидропоника для школы»

В статье автор исследует способы выращивания растений в городских условиях.

Применение технологии лего-конструирования и робототехники в современном дошкольном образовании

В статье авторы описывают технологию лего-конструирования и робототехники, на примере своего опыта работы в детском саду.

Похожие статьи

Развивающий потенциал образовательной робототехники

В статье рассмотрена вариативность использования роботизированных игрушек в современном дошкольном образовании.

Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников

В статье раскрываются особенности и возможности применения лего-конструирования в развитии творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.

Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Особенности современных образовательных конструкторов и возможности их использования в дополнительном образовании детей

Статья посвящена рассмотрению особенностей использования современных образовательных конструкторов и возможностей их применения в дополнительном обучении детей. Особое внимание уделено таким конструкторам и образовательным платформам как: Education W...

Применение компьютерных технологий в современном обучении детей дошкольного возраста

В работе описывается обучение элемента компьютерной графики, развивает творческие способности, позволяя повысить компьютерную грамотность дошкольников, развивает интеллект и способствует общей подготовке к обучению в школе.

3D-ручка как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС

Статья посвящена 3D-ручке как средству развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Также приведена актуальность данной темы в современном обществе. Дано определение понятию воображение, инновационные технологии, и их роль в развитии в...

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

От школьных уроков до создания конструктора

В своей статье авторы описывают опыт создания программируемого конструктора «Лифт 2.0», поддержанного Красноярским краевым фондом науки, а также рассматривают аспекты развития робототехники в школьном образовании.

Развитие проекта «Гидропоника для школы»

В статье автор исследует способы выращивания растений в городских условиях.

Применение технологии лего-конструирования и робототехники в современном дошкольном образовании

В статье авторы описывают технологию лего-конструирования и робототехники, на примере своего опыта работы в детском саду.

Задать вопрос