Акцизное налогообложение служит важным источником доходов государственного бюджета. Формирование и развитие акцизного налогообложения в России оказало значительное влияние на функционирование организаций, оперирующих на рынках подакцизной продукции. Совершенствование акцизного налогообложения является одним из важнейших условий улучшения экономической и социальной ситуации в обществе, пополнения доходной части бюджета.
Ключевые слова: акциз, подакцизные товары, налогообложение.
В налоговой системе большинства стран акцизы занимают значительное место, выполняя фискальную, перераспределительную и регулирующую функции. Государственный бюджет наполняется в том числе и за счет акцизных налогообложений, что позволяет отнести их к важнейшим источникам дохода. Преимуществом данного вида налогообложений является отсутствие прямой связи с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, падением производства либо убыточностью организации, что позволяет достичь фискального эффекта даже в случае негативных экономических процессов.
Акциз представляет собой косвенный налог, что позволяет отнести его к простым для государства механизмам пополнения государственного бюджета: реализуя услугу, работу либо товар, владелец закладывает в их цену налоговую сумму, которая затем перечисляется государству. Таким образом, акциз можно определить как налог на потребление, который предназначается для переноса на потребителя реального налогового бремени [1].
Помимо фискальной функции применение акцизов призвано ограничить потребление продуктов, вредных для здоровья или ассоциирующихся с негативными побочными явлениями, это, прежде всего, табачная и алкогольная продукция, а также, продуктов, потребление которых связанно с загрязнением атмосферы, таких как бензин и горючее.
Дополнительный результат налога — косвенные выгоды. Акциз может выступать в качестве перераспределительной функции при обложении товаров, ориентированных на состоятельных покупателей («премиум-класс»). Также с помощью взимания акциза с продукта капиталоемкого производства поощряются трудоемкие производства. Акциз выступает инструментом поощрения местного производителя, а также улучшает внешнеторговый баланс при взимании с импортных товаров дополнительно к таможенным пошлинам [2].
Формирование и развитие акцизного налогообложения в России оказало значительное влияние на функционирование организаций, оперирующих на рынках подакцизной продукции. Предприятия, производящие или импортирующие подакцизные товары, вынуждены постоянно адаптироваться к изменениям в законодательстве, перестраивать существующие процессы в соответствии с требованиями государства, нести дополнительные административные и оперативные издержки. Растущие ставки акцизов, изменения в порядке исчисления и способах уплаты налога, дополнительные административные и оперативные издержки организаций неизбежно влекут за собой повышение отпускной цены на ряд товаров. В результате потребитель, помимо дополнительного налогового бремени, ложащегося на него при покупке жизненно необходимых товаров, вынужден делать выбор между более дорогой (и как правило — более качественной) продукцией в пользу приобретения ее дешевого аналога. Завышение акцизных ставок также способствует развитию нелегального производства, что в свою очередь чревато высокими рисками реализации на рынке низкокачественной, зачастую опасной для жизни продукции.
Любые изменения в законодательстве в части акцизного налогообложения требуют немедленной реакции со стороны участников рынка и зачастую ведут к перестройке ключевых процессов. Корректировка методов исчисления и величины ставок влияют на финансовые операции фирмы, введение акцизов на продукты вредные для здоровья, как правило, сопряжено с ограничениями в деятельности по их продвижению, способы и порядок маркировки подакцизных товаров связаны с логистическими операциями, контроль и учет подакцизных товаров требует совершенствования информационных технологий на предприятии.
Таким образом, организации, оперирующие с подакцизной продукцией, в большей степени зависимы от государственного регулирования и вынуждены быть более гибкими и открытыми к изменениям.
По традиции, установившейся в нашей стране, ставки акцизов на подакцизные товары определяются парламентом и Правительством на очередной финансовый год и плановый период непосредственно перед принятием соответствующего федерального бюджета. При этом, как всегда, индексация ставок предусматривается с учетом реально складывающейся экономической ситуации.
Согласно «Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов” (утв. Минфином России увеличение прогнозируемого сбора акцизов обусловлено предстоящей индексацией ставок акцизов, а также ростом объемов подакцизной продукции, производимой в стране и ввозимой на ее территорию.
На рассмотрение в Госдуму поступил законопроект, согласно которому спиртосодержащую продукцию вновь предлагается отнести к категории крепкого алкоголя и повысить ставки акцизов. Исключения составят парфюмерно-косметическая продукция и спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке.
В настоящее время такая продукция как, например, очистители, стеклоомыватели и одеколон входят в группу льготного алкоголя, со ставкой акциза, которая распространяется на слабоалкогольные напитки, в размере 158 руб., тогда как ставка для крепкого алкоголя составляет 210 руб.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения ВЦИКОМ россияне неоднозначно оценивают идею повышения акцизов на табачную и алкогольную продукцию. Мнения разделились примерно пополам, при этом сторонниками инициативы выступают как правило обеспеченные респонденты, имеющие высшее образование, а также люди, ведущие здоровый образ жизни (44 % опрошенных). Против повышения акцизов выступают 46 % опрошенных — люди малообеспеченные, низкообразованные, употребляющие алкоголь и табачную продукцию.
Если пытаться соблюсти баланс между здоровьем нации и наполнением государственного бюджета за счет акцизных ставок, необходимо обратиться к опыту зарубежных стран. Ставки акцизов в рамках ЕС на табачную и алкогольную продукцию в среднем выше российского уровня, но при этом государственный бюджет имеет тенденцию к увеличению наполнения за счет роста акцизов на указанные виды товаров. Тем не менее, негативный опыт ряда государств показывает, что налоговая нагрузка должна повышаться плавно, иначе неизбежен рост оборота нелегальной продукции.
Акцизный налог можно причислить к наиболее эффективным методам быстрого реагирования государства на негативные экономические и социальные процессы, эффективным инструментам воздействия на фискальные и регулирующие функции налогообложения.
В то же время акцизный налог имеет огромный потенциал, который не в полной мере используется в целях пополнения доходной части государственного бюджета.
Президент РФ объявил мораторий на увеличение налоговой нагрузки и изменение налогового законодательства. Однако, по мнению Зозуля В. В. покрытие дефицита бюджета неизбежно потребует новых источников [7], что повлечет за собой дальнейший рост налогового бремени. Совершенствование акцизного налогообложения является одним из важнейших условий улучшения экономической и социальной ситуации в обществе, пополнения доходной части бюджета.
Но не стоит забывать, что введение акцизов всегда способствовало развитию теневой экономики. Если будут введены новые подакцизные продукты, обязательно появится черный рынок, на котором они будут продаваться как раньше, без налогов. И это является еще одной причиной, по которой ранее были исключены некоторые подакцизные товары — государству выгоднее контролировать продажи в этом секторе и получать НДС, чем полностью потерять выгоду от продаж в данной сфере, получив к тому же множество продукции плохого качества [8]. Как налог акцизы не перестанут существовать, ведь это один из древнейших источников доходов бюджета. Однако государство со всей серьезностью должно подходить к выбору подакцизных товаров, поскольку чрезмерное увеличение гнета акцизов влечет за собой проблемы, начиная от повышения цен, заканчивая процветанием теневого рынка.
Литература:
- Институт экономики переходного периода: «Проблемы налоговой системы России: теории, опыт, реформа». М., ИЭПП, 2018. С.43
- Попова Л. В., Дрожжина И. А., Маслов Б. Г. Налоговые системы зарубежных стран. М.. Дело и сервис, 2017. С.223
- Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции” (ред.от 24.04.2020 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации от 20 марта 2006 г. N 12 ст. 1232
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 24.04.2020 г.)
- Фискальный федерализм. Проблемы и перспективы развития: монография для магистрантов / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 415 с.
- Хисамов Т. Т. НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АКЦИЗАМИ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. — 2015. — № 4–2. — С. 336–337.
- Ключевой фактор снижения табакокурения — повышение благосостояния населения, а не акцизов: эксперт [Электронный ресурс] / ИА REGNUM. — Режим доступа: www.regnum.ru.
- К чему приведет повышение акцизов на табак и алкоголь [Электронный ресурс] / Опрос «Омнибус ВЦИОМ». — Режим доступа: www.wciom.ru