Как не потерять контакт с ребёнком | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 25.05.2020

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Луценко, О. П. Как не потерять контакт с ребёнком / О. П. Луценко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 672-673. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70598/ (дата обращения: 18.12.2024).



Одним из основных факторов становления личности является семья. Семья — это основной социальный институт, который оказывает сильнейшее воздействие на развитие индивидуума в целом [4, с.16]. Именно в процессе семейного воспитания ребёнок начинает познавать мир, учиться взаимодействовать с окружающими людьми, приобретать различные практические навыки, получать представление о том, какими могут быть моральные ценности. Семейное воспитание — довольно сложная система, которая создаётся путём тесного контакта ребёнка и родителей.

В первый год жизни ребёнка очень значимо уделять достаточно много внимания, ведь именно на данном этапе жизни дети особенно нуждаются в любви и заботе. С самых первых минут жизни у ребёнка формируется устойчивая привязанность к родителям. В это время малыш практически полностью зависит от взрослых: мать является основным источником питания, с помощью родителей осуществляется общение ребёнка с внешним миром.

По мере взросления детей, перехода от младенчества до дошкольного возраста, начинаются большие перемены, как в жизни взрослых, так и в жизни самих детей. Дошкольный возраст — это этап психического развития ребёнка от 3 до 7 лет.Данный этап характеризуется изменением характера взаимодействия детей и взрослых: дети уже не нуждаются в постоянной заботе взрослых, так как приобретают умения ориентироваться, передвигаться в пространстве, заниматься различными видами деятельности без участия родителей [1, с.36]. В этот период взрослые начинают ощущать, что связь с ребёнком становится слабее. Так как же не потерять контакт с младшим членом семьи?

В дошкольном возрасте ребёнок становится способен, в некоторой доле, к самостоятельности и начинает ощущать потребность в реализации этого нового навыка. Многие родители допускают такие ошибки, как излишняя опека ребёнка и отсутствие поддержки его решений и действий. Вследствие нехватки времени и неуверенности в силах малыша, зачастую, родители стремятся всё делать за ребёнка. Такая «помощь» может нанести большой вред детской психике, стать причиной потери контакта с ребёнком. Подавление самостоятельности, отсутствие одобрения и понимания со стороны родителей может привести к развитию скрытности ребёнка, проявлению агрессии [6, с.127]. Важно поддержать малыша в период развития самостоятельности, например, назначить ответственным за выполнение несложных бытовых задач (убрать со стола, полить цветы, накормить кота). Не стоит оберегать ребёнка от негативных последствий выполнения различных поручений, так как самостоятельность предполагает формирование навыка у ребёнка умения самому находить выход из сложившихся ситуаций, получать жизненный опыт.

Ключевой причиной потери контакта с ребёнком является отсутствие общения. Научитесь выделять отдельное время на разговор с ребёнком. Дети дошкольного возраста проявляют повышенную любознательность ко всему окружающему, их познавательный интерес можно утолить с помощью занимательной беседы.

Очень важно уделять внимание к проблемам и переживаниям ребёнка со всей серьёзностью, прислушиваться к нему. Позвольте ребёнку выражать разные эмоции. Зачастую родители ожидают от своих детей лишь примерного поведения и хорошего настроения, неосознанно запрещают проявлять гнев, злость, ненависть, сентиментальность. Большое значение имеет научить ребёнка говорить о своих чувствах и эмоциях, а не замыкаться в себе.

Существенным моментом сохранения контакта с ребёнком выступает участие родителей в его жизни. Проявляйте интерес к увлечениям малыша, прислушивайтесь к детским желаниям. Реализовать данные аспекты взаимодействия с ребёнком можно посредством игры, являющейся ведущим видом деятельности дошкольника. В ходе игровой деятельности успешно формируются личностные качества, поведенческие особенности ребёнка. Проблемой игровой деятельности занимались многие учёные. «Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщённых аффектов» — писал Л. С. Выготский [5]. Главным значением игры по Д. Б. Эльконину считается развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка [3, с.18]. В дошкольном возрасте появляются различные потребности, имеющие немаловажное значение для общего развития детей. Посредством игровой деятельности ребёнок делает то, что вызывает у него большой интерес, но, в то же время, он учится координировать свои действия в соответствии с сюжетом игры, подчиняться правилам.

В процессе воспитания ребёнка должна присутствовать и свобода, и правила. Свобода способствует развитию творческих способностей детей дошкольного возраста (к примеру, свобода выбора одежды, способа выполнения задания или поведения в определённых ситуациях). Соблюдение правил позволяет ребёнку чувствовать уверенность в своих действиях, содействует формированию умения анализировать, принимать решения и нести ответственность за них [2]. Безусловно, необходимо на собственном примере показать, что правила и границы существуют и у других людей. Устанавливайте правила мягко, но уверенно — это позволит ребёнку понять, что на вас можно положиться, чувствовать себя защищённым.

В современном ритме жизни всё чаще взрослые переключают своё внимание на работу, времени на семью становится меньше. Но даже в этом круговороте событий необходимо изыскивать возможности, чтобы сохранить прочную эмоциональную связь с ребёнком, стать для него наставником и товарищем.

Литература:

  1. Андреева А. Д. Особенности психологического развития дошкольника в современных условиях [Текст] / А. Д. Андреева // Вестник Минского университета. — 2019. — № 2. — С.35–39.
  2. Ковынева О. Г. Психологические особенности детей дошкольного возраста / О. Г. Ковынева, В. Н. Введенский // Universium: Психология и образование. — 2017. — № 11 [Электронный ресурс]. — URL: http://universum.com/ru/psy/arhive/item/5249
  3. Кравцов Г. Г. Игра как зона ближайшего развития детей дошкольного возраста / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова // Психолого-педагогические исследования. — 2019. — № 4. — C. 5–21.
  4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений/ Т. А. Куликова М.: Академия, 2012. — 237 с.
  5. Соколова А. В. Психолого-педагогическое сопровождение сюжетной игры дошкольников / А. В. Соколова // Ciberleninka: науч. электрон. библиотека. — 2018. — № 4 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-syuzhetnoy-igry-doshkolnikov/viewer
  6. Степанов П. В. Понятие «воспитание» в современных педагогических исследованиях/ П. В. Степанов // Siberian Pedagogical Journal. — 2017. — № 2. — С. 121–129.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, игровая деятельность, ребенок, родитель, семейное воспитание, участие родителей.


Задать вопрос