Налоговый контроль и оценка его эффективности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 25.05.2020

Статья просмотрена: 2055 раз

Библиографическое описание:

Фадеева, Н. Ю. Налоговый контроль и оценка его эффективности / Н. Ю. Фадеева, Н. В. Палкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 195-199. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70610/ (дата обращения: 18.12.2024).



В настоящей статье рассмотрено понятие «налоговый контроль», представлена характеристика камеральных и выездных налоговых проверок. Проведена оценка показателей контрольной работы, осуществляемой ИФНС России по городу Кирову за период 2017–2019 гг. Проанализирована эффективность деятельности исследуемого налогового органа.

Ключевые слова: налоги, налоговый контроль, налоговый кодекс (НК РФ), камеральная проверка, выездная проверка, налоговые органы, оценка эффективности, результативность, доначисления.

Организация эффективной системы налогового контроля — важный фактор успешной модернизации экономики РФ, что объясняется значимостью налогов для формирования доходов, обеспечивающих функционирование государства. Налоговый контроль следует рассматривать как одну из составляющих государственного финансового контроля, который является элементом управления государственными финансами и обязательным условием успешного функционирования финансовой системы и экономики страны в целом.

От эффективности организации контрольной работы налоговых органов зависит состояние бюджета всех уровней, что напрямую влияет на благосостояние страны в целом. Именно поэтому важно знать, насколько эффективен налоговый контроль на практике.

В ст. 82 НК РФ [1] налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

При осуществлении проведения налогового контроля и выявлении фактов нарушения организациями налогового законодательства налоговые органы способствуют эффективному формированию налоговых доходов государства и обеспечению целевого использования организациями налоговых льгот и выполнение финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями [3, с. 17].

Одной из наиболее эффективных форм налогового контроля являются налоговые проверки. Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ [1].

Существует два типа проверок: камеральные (проводятся по месту нахождения налогового органа) и выездные (проводятся по месту нахождения организации, исключение — в налоговом органе, если проверяемое лицо не может предоставить помещение проверяющим).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся у него в распоряжении документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего. В случае появления в процессе анализа сомнений правильности исчисления налоговой базы налогоплательщиками или обоснованности применения налоговых ставок или льгот проводятся дополнительные мероприятия по проверке указанных сведений.

При осуществлении выездной налоговой проверки налоговый орган контролирует то, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов. Подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с заработной платы, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.

Осуществлению выездных налоговых проверок предшествует комплекс мероприятий предпроверочного анализа, в ходе которого производится отбор проверяемых налогоплательщиков и определение основных параметров проведения процедур проверки: предполагаемые сроки осуществления проверки, подлежащие проверке виды налогов, проверяемый период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика [2, с. 61].

Как пример оценки эффективности работы налоговых органов РФ по проведению камеральных и выездных налоговых проверок рассмотрим результаты контрольной работы ИФНС России по городу Кирову и дадим оценку ее эффективности.

В ходе исследования на основании статистической и аналитической отчетности ИФНС России по городу Кирову были составлены аналитические таблицы, содержащие необходимую для проведения анализа информацию. Динамика дополнительно начисленных налогов по результатам налогового контроля ИФНС России по городу Кирову за 2017–2019 гг. представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика дополнительно начисленных налогов по результатам налогового контроля ИФНС России по городу Кирову за 2017–2019гг.

Вид проверок

2017 г.

2018 г.

2019 г.

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

Камеральные проверки

322 918

41,42

129 225

30,66

27 478

17,27

Выездные проверки

456 640

58,58

292 233

69,34

131 622

82,73

ВСЕГО

779 558

100,00

421 458

100,00

159 100

100,00

По данным исследуемой инспекции, представленным в таблице 1, в ходе проведенной контрольной работы в 2019 г. в бюджетную систему было доначислено налогов на общую сумму 159 100 тыс. руб. Из них в ходе камеральных проверок было дополнительно начислено 27 478 тыс. руб., 131 622 тыс. руб. — в ходе выездных проверок. По представленным данным инспекции видно, что сумма доначисленных налогов ежегодно сокращается как по результатам камеральных проверок, так и выездных. Сумма доначислений по результатам камеральных проверок в 2019 г. относительно 2017 г. сократилась почти в 12 раз (с 322 918 тыс. руб. в 2017 г. до 27 478 тыс. руб. в 2019 г.). Сумма доначислений по результатам выездных проверок в 2019 г. относительно 2017 г. сократилась почти в 3,5 раза (с 456 640 тыс. руб. в 2017 г. до 131 622 тыс. руб. в 2019 г.).

Расчет отклонений по доначислениям в результате осуществления налогового контроля ИФНС России по городу Кирову за 2017–2019 гг. представлен в таблице 2.

Таблица 2

Расчет отклонений по доначислениям врезультате осуществления налогового контроля ИФНС России по городу Кирову за 2017–2019гг.

Вид проверок

Отклонение доначисленных налогов по периодам

2018 г. к 2017 г

2019 г. к 2018 г.

2019 г. к 2017 г.

Абс. откл-е (+ / -), тыс. руб.

Отн. откл-е, %

Абс. откл-е (+ / -), тыс. руб.

Отн. откл-е, %

Абс. откл-е (+ / -), тыс. руб.

Отн. откл-е, %

Камеральные проверки

-196 693

40,02

-101 747

21,26

-295 440

8,51

Выездные проверки

-164 407

64,00

-160 611

45,04

-325 018

28,82

ВСЕГО

-358 100

54,06

-262 358

37,75

-620 458

20,41

В соответствии с таблицей 2 анализируемые исследуемая инспекция в 2019 г. доначислила налогов на 262 358 тыс. руб. (37,75 %) меньше по сравнению с 2018 г., а в 2018 г. на 328 100 тыс. руб. (54,06 %) меньше, чем в 2017 г. Сумма доначисленных налогов в 2019 г. к 2017 г. по результатам камеральных налоговых проверок составляет 8,51 %, т. е. сокращение доначислений в 2019 г. по сравнению с 2017 г. составило 295 440 тыс. руб. Сумма доначислений в 2019 г. к 2017 г. по результатам выездных налоговых проверок составляет 28,82 %, т. е. сокращение доначисленных налогов составило в 2019 г. по сравнению с 2017 г. составило 325 018 тыс. руб.

Таким образом, за период 2017–2019 гг. наблюдается снижение сумм доначислений по налогам как в результате проведения камеральных, так и выездных налоговых проверок. Причины этого обстоятельства рассмотрим при анализе показателей контрольной работы налоговых органов.

Камеральные проверки занимают важное место в контрольной работе налоговых органов. Проведем анализ и оценку эффективности налогового контроля в анализируемом нами налоговом органе. Информационной базой проведенного исследования послужила система показателей, на основе которых может производиться оценка эффективности налогового контроля [4, с. 52]. Свод показателей контрольной работы представлен в таблице 3.

Таблица 3

Анализ иоценка показателей контрольной работы по камеральным налоговым проверкам вразрезе налогоплательщиков по данным ИФНС России по городу Кирову за 2017–2019г.

Показатели контрольной работы

Годы

Темп изм., %

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2018 г. к 2017 г.

2019 г. к 2018 г.

2019 г. к 2017 г.

1.

Количество КНП всего, ед.

489026

493832

249413

100,98

50,51

51,00

2.

Количество КНП, выявивших нарушения, ед.

35243

28812

10964

81,75

38,05

31,11

3.

Доля результативных КНП (п.2 / п. 1), %

7,2

5,8

4,4

4.

Доначислено по результатам КНП + пени, штрафы, тыс. руб.

430199

207737

51630

48,29

24,85

12,00

5.

Величина доначислений на 1 КНП (п. 4 / п. 2), тыс. руб.

12,21

7,21

4,70

59,05

65,18

38,49

6.

Численность налогоплательщиков, ед.

32968

32100

35857

97,37

111,70

108,76

7.

Величина доначислений на 1 налогоплательщика (п. 4 / п. 6), тыс. руб.

13,05

6,47

1,44

49,58

22,26

11,03

Из данных, приведенных в таблице 3, видно, что количество камеральных проверок, осуществленных ИФНС России по городу Кирову за период 2017–2019 гг. сократилось с 489 026 единиц в 2017 г. до 249 413 единиц в 2019 г. Количество камеральных проверок, выявивших нарушения, также снижалось: с 35 243 единиц в 2017 г. до 10 964 единиц в 2019 г. Доля результативных камеральных налоговых проверок в 2019 г. была равна 4,4 %, т. е. в 2019 г. выявилось нарушение 4,4 % от общего числа единиц камеральной налоговой проверки. В 2017 г. данный показатель был равен 5,8 %, в 2018 г. — 7,2 %. Это свидетельствует о снижении числа камеральных проверок с выявленными нарушениями. По результатам камеральной налоговой проверки с учетом пеней и штрафов в 2017 г. было дополнительно начислено 430 199 тыс. руб. В 2018 г. этот показатель сократился и составлял 207 737 тыс. руб. в 2019 г. — 51 630 тыс. руб. Таким образом, в 2019 г. сумма доначислений составила 12 % от суммы 2017 г. Показатель величины доначислений, приходящихся в расчете на 1 налогоплательщика, за период 2017–2019 гг. также имеет тенденцию к снижению: с 13,05 тыс. руб. в 2017 г. до 1,44 тыс. руб. в 2019 г.

Сокращение количества камеральных налоговых проверок обусловлено следующими обстоятельствами:

1) С 2015 г. началось активное использование автоматизированной информационной системы (АСК «НДС-2»), которая позволяет осуществлять контроль за возмещением НДС и за налоговыми вычетами. С 2016 г. критерии риска АСК «НДС-2» распространены на всех налогоплательщиков НДС. Таким образом, за последние 5 лет значительно сократилось применение фирм-однодневок, представляющих налоговую отчетность (соответственно снижается количество камеральных проверок).

2) Минимизация ошибок в представляемых налоговых декларациях, приводящих в более ранние периоды к занижению налогооблагаемой базы (доля результативных камеральных налоговых проверок снижается с каждым годом). У учредителей растут требования к квалификации руководителей и главных бухгалтеров, подающих налоговую отчетность, в связи с чем налоговыми органами выявляется гораздо меньшее количество ошибок.

3) Организована разъяснительная работа налоговых органов с руководителями организаций, у которых по результатам проверки выявлены нарушения. Организациям указываются нарушения и суммы занижения налоговой базы в налоговой отчетности, предлагается подача уточненных деклараций. В таком случае не проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля, не составляется акт налоговой проверки и не рассчитываются штрафы за искажение налоговой отчетности.

В ходе исследования была проведена оценка контрольной работы налогового органа по выездным налоговым проверкам в разрезе налогоплательщиков, результаты которой представлены в таблице 4.

Таблица 4

Оценка показателей контрольной работы по выездным налоговым проверкам вразрезе налогоплательщиков по данным ИФНС России по городу Кирову, проведенных в 2017–2019гг.

Показатели контрольной работы

Налогоплательщики

Юридические лица

ИП и лица, занимаю­щиеся частной практикой

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

1.

Количество ВНП всего, ед.

37

21

11

15

6

9

2.

Количество ВНП, выявивших нарушения, ед.

36

21

11

15

6

9

3.

Доля результативных ВНП проверок (п. 2 / п. 1), %

97,3

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

4.

Доначислено по результатам ВНП + пени, штрафы, тыс. руб.

583931

443922

164445

45408

8717

17998

5.

Величина доначислений на 1 ВНП (п. 4 / п. 2), тыс. руб.

16220

21139

14950

3027

1453

2000

6.

Численность налогоплательщиков, ед.

20579

19139

20057

12389

12961

15800

7.

Величина доначислений на 1 налогоплательщика (п. 4 / п. 6), тыс. руб.

28,38

23,19

8,20

3,67

0,67

0,12

Из приведенных в таблице 4 данных видно, что количество выездных налоговых проверок юридических лиц в период 2017–2019 гг. имеет тенденцию к сокращению (с 37 единиц в 2017 г. до 11 единиц в 2019 г.). Это является закономерной тенденцией в деятельности всех налоговых органов РФ. Количество выездных налоговых проверок у индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, в период 2017–2019 гг., меняется то в сторону сокращения, то в сторону роста. Это связано с заметным ростом количества зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в 2019 г. по сравнению с 2018 г. и 2017 г.

Анализируя высокую долю результативных выездных проверок, можно сделать вывод о том, что ИФНС России по городу Кирову проведен тщательный предпроверочный анализ и отбор налогоплательщиков по критериям отбора для проведения выездной проверки. Величина доначислений на одну результативную проверку снижается, поскольку снижается общее число выездных налоговых проверок.

Таким образом, на основании вышеизложенных в таблицах данных, можно сделать вывод о том, что для анализируемой инспекции характерна значительная доля результативных проверок с высоким удельным весом доначислений. Это позволяет дать положительную оценку организации ее работы по налоговому контролю.

Предлагаемый анализ контрольной работы ИФНС России по городу Кирову представляется интересным и может быть использован при оценке деятельности других служб.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // СПК «Консультант Плюс». — [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru [Режим доступа]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671 // (дата последнего обращения: 04.05.2020)
  2. Сильвестрова, Т. Я. Налоговый контроль и оценка его эффективности / Т. Я. Сильвестрова, Ю. А. Соколова, Д. Г. Назаров. — Текст: непосредственный // Вестник Российского университета кооперации. — 2018. — № 1 (31). — С. 61–64.
  3. Шестакова, Н. Н. Налоговые проверки в системе налогового контроля / Н. Н. Шестакова. — Текст: непосредственный // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. — 2018. — № 1. — С. 15–27.
  4. Яшина, Н. И. Оценка эффективности налогового контроля с учетом риска исполнения налоговых обязательств / Н. И. Яшина, Александров, Е. Е. — Текст: непосредственный // Известия Уральского государственного экономического университета.. — 2016. — № 3 (65). — С. 50–64.
Основные термины (генерируются автоматически): проверка, Киров, налоговый контроль, контрольная работа, налоговый орган, город, налог, налоговая отчетность, налоговый контроль ИФНС России, таблица.


Похожие статьи

Порядок проведения камеральных налоговых проверок, их цель, задачи и особенности, а также выводы по результатам проведения проверок для формирования стратегии развития бизнеса в текущих условиях

Налоговый контроль играет ключевую роль в системе контроля и направлен на проверку соблюдения налогового законодательства за исчислением налогов, сборов и других платежей, их своевременной уплаты в бюджет. Статья посвящена проведению налогового контр...

Анализ налоговых проверок в Российской Федерации

Статья посвящена анализу статистических данных, представленных Федеральной налоговой службой о результатах осуществления налогового и иных видов контроля. Для анализа были использованы такие показатели как количество камеральных и выездных проверок, ...

Особенности правового регулирования организации и проведения выездной налоговой проверки

В данной статье рассматривается правовое регулирование такой формы налогового контроля как выездные налоговые проверки, очерчиваются особенности законодательства: порядок проведения, сроки, оформление результатов. Приведены исключительные процедуры, ...

Экономико-управленческие аспекты инструментария оценки налоговых рисков: опыт России и США

В статье представлен сравнительный анализ налогового законодательства России и США, произведена экономическая оценка налоговых рисков, осуществлено обоснование прогноза совершенствования отечественной методики выбора кандидатов для налоговой проверки...

Построение эффективного взаимосуществования государства и экономически-хозяйствующих субъектов как тренд экономического развития России

В данной статье рассмотрены проблемы взимания налоговых платежей в бюджет. Проведено исследование, направленное на частичное заимствование зарубежной специфики эффективного построения налоговых взаимоотношений государства и экономически-хозяйствующих...

Налоговое администрирование в Российской Федерации

В данной статье проведен анализ понятия «налоговое администрирование» с точки зрения различных авторов, рассмотрены: методы, система, цель и признаки администрирования налогов, приведены показатели налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ и расс...

Применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля

В статье рассмотрены вопросы системности рисков при проведении таможенного контроля, создания методов их минимизации. Был проведен анализ законодательной базы в области применения системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации, ...

Налогообложение организаций торговли в РФ и его совершенствование

В статье рассматривается специфика налогообложения организаций торговли в Российской Федерации. В частности, представлены наиболее распространенные си-стемы налогообложения подобных хозяйствующих субъектов. Проведен анализ режимов налогообложения с т...

Оценка результативности и направления повышения эффективности камеральных налоговых проверок

В статье рассмотрены практические аспекты организации и проведения камеральных налоговых проверок налоговыми органами Чеченской Республики. Дана оценка их результативности как одному из наиболее эффективных методов налогового контроля, даны некоторые...

Взаимодействие органов Федеральной службы безопасности и налоговых органов при осуществлении налогового контроля

В статье рассматривается место органов ФСБ России в системе органов контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Исследуются аспекты межведомственного взаимодействия органов ФСБ России и налоговых органов в процессе реализации форм на...

Похожие статьи

Порядок проведения камеральных налоговых проверок, их цель, задачи и особенности, а также выводы по результатам проведения проверок для формирования стратегии развития бизнеса в текущих условиях

Налоговый контроль играет ключевую роль в системе контроля и направлен на проверку соблюдения налогового законодательства за исчислением налогов, сборов и других платежей, их своевременной уплаты в бюджет. Статья посвящена проведению налогового контр...

Анализ налоговых проверок в Российской Федерации

Статья посвящена анализу статистических данных, представленных Федеральной налоговой службой о результатах осуществления налогового и иных видов контроля. Для анализа были использованы такие показатели как количество камеральных и выездных проверок, ...

Особенности правового регулирования организации и проведения выездной налоговой проверки

В данной статье рассматривается правовое регулирование такой формы налогового контроля как выездные налоговые проверки, очерчиваются особенности законодательства: порядок проведения, сроки, оформление результатов. Приведены исключительные процедуры, ...

Экономико-управленческие аспекты инструментария оценки налоговых рисков: опыт России и США

В статье представлен сравнительный анализ налогового законодательства России и США, произведена экономическая оценка налоговых рисков, осуществлено обоснование прогноза совершенствования отечественной методики выбора кандидатов для налоговой проверки...

Построение эффективного взаимосуществования государства и экономически-хозяйствующих субъектов как тренд экономического развития России

В данной статье рассмотрены проблемы взимания налоговых платежей в бюджет. Проведено исследование, направленное на частичное заимствование зарубежной специфики эффективного построения налоговых взаимоотношений государства и экономически-хозяйствующих...

Налоговое администрирование в Российской Федерации

В данной статье проведен анализ понятия «налоговое администрирование» с точки зрения различных авторов, рассмотрены: методы, система, цель и признаки администрирования налогов, приведены показатели налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ и расс...

Применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля

В статье рассмотрены вопросы системности рисков при проведении таможенного контроля, создания методов их минимизации. Был проведен анализ законодательной базы в области применения системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации, ...

Налогообложение организаций торговли в РФ и его совершенствование

В статье рассматривается специфика налогообложения организаций торговли в Российской Федерации. В частности, представлены наиболее распространенные си-стемы налогообложения подобных хозяйствующих субъектов. Проведен анализ режимов налогообложения с т...

Оценка результативности и направления повышения эффективности камеральных налоговых проверок

В статье рассмотрены практические аспекты организации и проведения камеральных налоговых проверок налоговыми органами Чеченской Республики. Дана оценка их результативности как одному из наиболее эффективных методов налогового контроля, даны некоторые...

Взаимодействие органов Федеральной службы безопасности и налоговых органов при осуществлении налогового контроля

В статье рассматривается место органов ФСБ России в системе органов контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Исследуются аспекты межведомственного взаимодействия органов ФСБ России и налоговых органов в процессе реализации форм на...

Задать вопрос