Ключевые слова: врачебная деятельность, врач, врачебная практика, медицинская этика, моральный выбор, лечебный процесс, медицинское сообщество, профессиональный долг, практическая деятельность врача.
Исторически медицина развивалась не только в техническом, но и в мировоззренческом плане. Такой путь развития медицины определил тот факт, что всякая наука развивалась и продолжает развиваться на основе морально-этических и ценностно правовых принципах. Между тем в конце прошлого века вопросы медицинской этики и деонтологии приобрели особую остроту в результате изменения социально-экономических отношений, кризиса здравоохранения, чему способствовали остаточный принцип финансирования, низкая заработная плата, появление раннее несвойственных для нашего общества рыночных отношений в медицине и других моментов [1]. Одной из главных проблем медицинской деятельности является проблема морального выбора в действиях врача. Процедура морального выбора в современной медицинской и здравоохранной практике является одной из самых обсуждаемых и сложных. Особенности морального выбора в медицине заключаются в том, что они всегда связаны с экзистенциальными ценностями человека и выходят на уровень социально-этической ответственности [2]. Также ввиду перехода к прагматическим отношениям во многих сферах деятельности человека, остаётся открыт вопрос о рациональности и применимости идеи значимости результата во врачебной практике.
В этой статье мы постараемся рассмотреть важность этических принципов во врачебной практике, а поможет нам в этом понимание роли этики в практической деятельности врача и выделенные некоторые аспекты этических принципов в работе врача. Также наше внимание привлекает вопрос о рациональности и применимости идеи значимости результата во врачебной практике, в связи с развитием новых методов лечения и диагностики в медицине.
Этика является одним из важных принципов регуляции лечебного процесса. Термин «этика» был впервые предложен Аристотелем, который под ним понимал науку о человеческой морали [3]. Согласно этическим положениям Кодекса этики российского врача, действующим с 1994 г., «каждый врач несет моральную ответственность перед медицинским сообществом за свою врачебную деятельность, а медицинское сообщество несет ответственность за своих членов перед обществом в целом» [4].
Врач обязан ответственно выполнять свой профессиональный долг.
Перечислим некоторые этические принципы из указанного положения:
- Врач обязан быть постоянно готов оказать неотложную медицинскую помощь любому человеку вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности пациента, его социального статуса, религиозных и политических убеждений, а также иных немедицинских факторов, включая материальное положение.
- Профессиональная компетентность. Врач обязан вести лечение компетентно и с соблюдением этических требований. Он обязан следить за научными достижениями и развитием медицины.
- Конфиденциальность. Врачей, а также средний и младший медицинский персонал обязывает принцип конфиденциальности относительно всей информации, полученной во время лечебного процесса.
- Рамки врачебной деятельности. Перед началом лечения врач обязан ознакомить пациента с его правами, сделав акцент на следующем:
– метод лечения, который будет использован (соответствующий и адекватный процессу лечения) и условия (включая возможность отказа от лечения);
– объём и возможная продолжительность лечения;
– конфиденциальность.
- Злоупотребление медицинскими знаниями несовместимо с врачебной профессией.
- Врач обязан быть свободным. Правом и долгом врача является хранение своей профессиональной независимости. Врач должен отказаться от сотрудничества с физическими или юридическими лицами, которые требует от него действий, противоречащих этическим принципам, профессиональному долгу или закону.
- Врач имеет право отказаться от работы с пациентом, в таких случаях как:
– если вид медицинской помощи противоречит нравственным принципам врача;
– если не удаётся установить с пациентом терапевтическое сотрудничество.
- Профессиональные отношения с коллегами. Лечащие врачи, если это необходимо, обязаны координировать свои назначения с коллегами из других областей медицины [4].
Наряду с формальными правилами, закреплёнными в разных правовых актах, принципы медицинской этики являются важным источником регулирования врачебной деятельности. Преподаваемые в медицинских вузах, эти принципы формируют своеобразную идеологию, говорящую о том, что значит быть «хорошим специалистом» в данном обществе и в данный момент времени. Следование принципам медицинской этики определяет социальный статус специалиста. Высокий уровень общественного признания врачебной деятельности тесно связан с идеей об особой миссии медиков, это повышает уровень доверия населения к врачам и к медицине в целом. Эти принципы формируют общественное мнение.
Врачебная мораль, принципы которой зачастую носят неформальный характер, оказывается основным регулятором того, как медики на повседневном, рутинном уровне выполняют свои профессиональные обязанности. Ее положения во многом влияют на порядок оказания медицинских услуг населению, на специфику отношений между доктором и пациентом и, в конечном счете, на качество врачебной помощи. [5]
Сегодняшнее время диктует переход к прагматическим отношениям во многих сферах деятельности человека. Идея значимости самого результата на первый взгляд может казаться применимой и рациональной во врачебной практике, для которой главной целью является сохранение и поддержание здоровья людей. Однако направленность на практический итог является, как главным преимуществом, так и проблемой данного философского учения. Все, что не является результатом, в прагматизме не имеет значения. Как известно, добиться одного и того же исхода можно множеством совершенно разных способов, но поскольку прагматичный человек ставит выгоду превыше самого процесса выполнения, то в его подходе нет места креативному подходу к решению, ведь он может не оправдать ожиданий, породить негативные последствия и перерасходы [6]. Медицина — это наука, в которой приветствуется плюралистический подход к лечению пациентов. Разумеется, есть общие принципы, которые действуют в большинстве случаев, но каждый пациент индивидуален, и то, что является эффективным средством для 90 % населения, может «не сработать» для оставшихся 10 % [7]. Поэтому, именно нестандартный подход «освежает» практику, позволяет рассмотреть проблему с другой стороны и достичь новых, более эффективных результатов, что крайне важно, как для развития медицины, так и для науки в целом. При стремлении видеть только итог работы, легко упустить основную, объективную сторону проблемы, которой является сам путь достижения. Методика решения поставленных задач в любой медицинской практике так же значима, как и её итог [6].
Мораль взаимоотношений врача и больного — не догма, а динамично развивающееся понятие. По мере прогресса медицины возникают новые этические и правовые проблемы, затрагивающие интересы обоих [8]. Для прагматизма практически не играют роли взаимоотношения между людьми при реализации поставленных задач. Ни личность больного, ни личности сотрудников медицинского учреждения не имеют особого значения для данной теории. В итоге это приводит к «обезличиванию» самого процесса лечения пациента, принижению самого человека до уровня средства, что противоречит главной идее этики и деонтологии — значимости личности, её уважения. В результате наблюдается не только нарушение связи «врач-пациент», но и искажение личности специалиста.
Подводя итог, выразим мнение, что несмотря на положительные аспекты прагматизма, его подходы не совсем корректны для решения задач медицины [6]. В процессе лечения врачи руководствуются не только огромной базой знаний и способов лечения, но и учитывают личные особенности пациента. Поэтому не всегда эффективны «клеше» в практической деятельности врача.
Оглядываясь на пройденный путь развития медицины, мы должны стараться не отходить от морально-этических принципов, на которых стоит вся врачебная деятельность. Сейчас очень важно, чтобы этика продолжала выступать в качестве основного постулата в регулировании отношений между врачом и пациентом. На данный момент, важно обратить внимание на сохранение этичного поведения естественным, так как «медицина столь же мало может обходиться без общих истин философии, сколько последняя без доставляемых ей медицинских фактов» (Гиппократ).
Литература:
- Острополец С. С. Врачебная этика и деонтология в педиатрии// Журнал «Здоровье ребёнка»2006. 2(2).
- Соколов В. М. Принцип биоэтической ответственности в континууме моральных ценностей современной медицины//Бюллитень сибирской медицины. 2006.Т. 5. № 5 С. 14–150.
- Прихода И. В., Рыбальченко А. А. Основы медицинской этики и деонтологии.// Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2009. № 8 С. 130–132.
- Этический кодекс российского врача. 1994 г.
- Е. А. Бороздина Трансформация профессиональной этики российского врача: социологический анализ// Вестник томского государственнного университета 2011 № 1(13)
- Шляпников Н. В., Кузнецова М. Н. Идеи и проблемы прагматизма в современной медицине.// В сборнике: Образование России и актуальные вопросы современной науки сборник статей II Всероссийской научной практической конференции. 2019. С. 101–103.
- Уильямс Джон Р. Руководство по медицинской этике.// Русское издание под редакцией Ю. М. Лопухина, Б. Г. Юдина, Л. А. Михайлова 2006.
- Шамов Т. А. О взаимоотношении этики, деонтологии, биомедицинской этики и медицинского права.// Верхневолжский медицинский журнал 2012. Т. 10, вып.3