В статье приводятся результаты опытно-экспериментального изучения проблемы формирования навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни. Автором сделан вывод о том, что данный процесс будет более эффективным, если в качестве основных средств работы использовать игровую деятельность и личный пример воспитателя.
Ключевые слова: педагогический эксперимент, самостоятельность, повседневная жизнь, дети дошкольного возраста.
Интерес к проблеме формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста обусловливается в настоящее время гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческого потенциала, продиктованного новыми требованиями к организации воспитательно-образовательного процесса на всех этапах становления личности. Эти задачи отражены и в требованиях ФГОС дошкольного образования к формированию личности выпускника ДОУ, способного к осуществлению самостоятельной деятельности в соответствии с возрастными особенностями ребенка-дошкольника. Таким образом, актуальность исследования состоит в том, что необходимость изучения проблемы формирования навыков самостоятельности у детей дошкольного возраста в повседневной жизни определяется требованиями ФГОС.
На основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы нами был сделан вывод о том, что самостоятельность — это готовность ребенка продвигаться в освоении окружающей действительности собственными силами [2, с. 53]. При этом, особенности проявления детской самостоятельности по мере взросления меняются, а основными условиями формирования навыков самостоятельности младшего дошкольника в повседневной жизни являются организованная среда, соблюдение режима дня и педагогическое сопровождение процесса формирования самостоятельности дошкольников с использованием личного примера воспитателя.
Теоретический анализ по проблеме исследования позволил сформулировать гипотезу о том, что процесс формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни будет более эффективным, если в качестве основных средств работы использовать игровую деятельность и личный пример воспитателя.
Для проверки гипотезы проведено опытно-экспериментальное исследование, включавшее констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Участниками исследования стали 50 детей дошкольного возраста, воспитанники второй младшей группы МБДОУ «Детский сад № 25 «Родничок» г. Елабуга, составляющие экспериментальную и контрольную группы (по 25 дошкольников в каждой из них).
Для диагностики был использован метод наблюдения. Основанием для определения уровня самостоятельности младшего дошкольника в повседневной жизни послужила совокупность следующих критериев, разработанных М. Н. Поляковой: способность к выбору деятельности, к выбору партнеров и игр; уверенность в себе, своих возможностях; автономность поведения: ребенок не обращается в любых ситуациях за помощью к другому, сам стремиться решить задачи; умение использовать свой опыт для решения новых задач (способность к переносу знаний и умений в новые условия деятельности) [1].
Кроме того, нами было проведено анкетирование родителей младших дошкольников (Н. Д. Кичапина), в содержании которого самостоятельность ребенка в повседневной жизни оценивалась по следующим критериям: следит за собой (опрятность); старается быть аккуратным в быту; может кушать самостоятельно; может пользоваться носовым платком; может раздеться; может одеться; складывает свои вещи; может убрать за собой игрушки; моет и вытирает руки. По каждому критерию родители дошкольников должны были дать ответ — делает ли ребенок это самостоятельно или же при помощи взрослого. Уровень самостоятельности детей оценивался на основе совокупности критериев.
На констатирующем этапе по результатам наблюдения к имеющим высокий уровень самостоятельности отнесены 16 % детей в экспериментальной группе и 20 % в контрольной; к среднему — по 76 % в обеих группах; к низкому — 8 % дошкольников в экспериментальной группе и 4 % в контрольной. По результатам анкетирования родителей к высокому уровню развития самостоятельности отнесены 20 % детей в экспериментальной группе и 28 % в контрольной группе; к среднему — по 64 % в обеих группах; к низкому — 16 % дошкольников в экспериментальной и 8 % в контрольной группе.
В ходе формирующего этапа осуществлялась организация работы по формированию навыков самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни. В работе принимали участие дошкольники только из экспериментальной группы. Основными средствами формирования навыков самостоятельности в повседневной жизни у детей стали игровая деятельность и личный пример воспитателя.
В соответствии с основными направлениями развития самостоятельности младших дошкольников, проведенная работа преследовала две основные цели: формирование у детей навыков самообслуживания (в том числе, культурно-гигиенических навыков), а также развитие самостоятельности в различных видах деятельности (в том числе формирование настойчивости, стремления достигать цели деятельности, развитие навыков общения с другими детьми).
В играх, направленных на развитие самостоятельности дошкольников в деятельности, мы старались давать детям возможность действовать без указания взрослого, учили договариваться между собой. Важным в работе было и формирование у детей умения достигать поставленной цели, не отчаиваясь, если что-то не получается с первого раза. С детьми, которые демонстрировали наиболее низкие показатели владения навыками самообслуживания и стремления к самостоятельной деятельности, мы дополнительно проводили дидактические упражнения индивидуально.
Наряду с игровой деятельностью дошкольников, важным средством развития самостоятельности детей в повседневной жизни стал личный пример воспитателя. Использование данного средства было связано, в основном, с проведением режимных моментов. Занимаясь с детьми, старались обращать внимание дошкольников на их внешний вид, показывать своим примером, как важна опрятность.
Обучая ребенка навыкам самостоятельности, одновременно учили аккуратности (нельзя разбрызгивать воду, нельзя брать еду из тарелки руками), бережному отношению к вещам (не разбрасывать одежду при раздевании, а знать место ее хранения: пальто в шкафу, ботинки на полочке и т. д.). В ходе одеваний мы старались, чтобы дошкольники правильно и последовательно одевались и раздевались. Для формирования у детей стремления к опрятности приучали их пользоваться расческой после сна, после прогулки, предлагали детям полюбоваться на себя в зеркало и привести себя в порядок; поощряли положительные и правильные действия младших дошкольников.
В связи с тем, что для воспитания самостоятельности младших дошкольников важен личный пример не только педагогов, но и родителей, с членами семей воспитанников проводились индивидуальные беседы, консультации на темы: «Как помочь ребенку научится застегивать одежду, обувь», «Что значит быть самостоятельным» и т. п. Давали родителям советы, оформляли статьи в уголке для родителей, такие как «Воспитание навыков самостоятельности у детей в детском саду и дома», «Привитие навыков самостоятельности», «Успехи детей» и т. д.
Проводимая работа способствовала повышению уровня самостоятельности младших дошкольников. Дети на более уверенном уровне освоили культурно-гигиенические навыки, стали более инициативными, активными в общении, начали стремиться к достижению поставленной цели, даже если у них не сразу что-то получалось.
На контрольном этапе к имеющим высокий уровень самостоятельности по данным наблюдения отнесены 32 % детей в экспериментальной группе (на 16 % больше, чем ранее) и 20 % в контрольной; к среднему — 68 % в экспериментальной (на 8 % меньше) и 76 % в контрольной; к низкому — 4 % детей только в контрольной группе. По результатам анкетирования родителей к высокому уровню развития самостоятельности отнесены 44 % детей в экспериментальной группе (на 24 % больше) и 28 % в контрольной; к среднему 56 % в экспериментальной (на 8 % меньше) и 64 % в контрольной; к низкому — 8 % младших дошкольников только в контрольной группе.
Таким образом, сравнение результатов контрольной и констатирующей диагностики показало, что уровень самостоятельности младших дошкольников в повседневной жизни не изменился у детей из контрольной группы и значительно повысился среди дошкольников экспериментальной группы. На основе этого мы можем сделать вывод о том, что проведенная опытно-экспериментальная работа имела высокую эффективность.
Проведенное исследование позволило подтвердить гипотезу о том, что процесс формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни будет более эффективным, если в качестве основных средств работы использовать игровую деятельность и личный пример воспитателя.
Литература:
- Полякова М. Н. Диагностика самостоятельности как интегративной характеристики развития ребенка дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. — 2012. — № 10. — С. 6–17.
- Шульга В. В. Формирование познавательной самостоятельности как условия успешного обучения в школе // Наука и школа. — 2018. — № 6. — С. 53–55.