В данной статье произведен анализ выполнения коммерческими банками Республики Узбекистан требований стандарта БазельIII по достаточности капитала, ликвидности и доходности.
Ключевые слова: банковский надзор, пруденциальный надзор, Базель III, достаточность капитала, ликвидность, доходность, легализация доходов, полученных преступным путем и направленных на финансирование терроризма.
Началом формирования двухуровневой банковской системы в Узбекистане можно считать 1991–1992гг., когда на Центральный банк были возложены задачи регулирования денежного обращения и платежной системы, а задачей коммерческих банков было финансирование различных отраслей экономики. В 1995г. с принятием исторически важного Закона «О Центральном банке Республики Узбекистан», последний был признан полноправным органом монетарного регулирования и банковского надзора в стране.
Только к 1998г. коммерческие банки страны стали обладать достаточными возможностями для работы в соответствии с базельскими рекомендациями. Отдельное внимание уделялось вопросам повышения ресурсной базы коммерческих банков, уровня их капитализации, укрепления системы корпоративного управления путем повышения роли акционеров в руководстве банком, а также повышения финансовой устойчивости банков за счет улучшения качества их активов, в том числе валютных.
Модель организации банковского надзора в Узбекистане основывается на законодательном закреплении за Центральным банком исключительных полномочий в сфере надзора и регулирования банковской деятельности.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Узбекистан № ЗРУ-580 «О банках и банковской деятельности» от 05.11.2019г. Центральный банк Республики Узбекистан является государственным органом, регулирующим сферу банковской деятельности и осуществляющим полномочия по лицензированию, регулированию и пруденциальному надзору[1].
Регулирующие и надзорные функции Центрального банка осуществляет Комитет банковского надзора Центрального банка [1].
Таблица 1
Минимальные требования, установленные Центральным банком Республики Узбекистан кадекватности капитала,% [3]
Дата вступления всилу требования |
К регулятивному капиталу |
К капиталу 1-го уровня |
Доля базового капитала 1-го уровня врегулятивном капитале |
01.09.2015 |
10 |
7,5 |
6 |
01.01.2016 |
11,5 |
8,5 |
7 |
01.01.2017 |
12,5 |
9,5 |
7,5 |
01.01.2018 |
13,5 |
10,5 |
8,5 |
01.01.2019 |
14,5 |
11 |
9,5 |
Из данных таблицы видно, что Центральный банк Республики Узбекистан изначально установил требования к адекватности капитала выше требований, предусмотренных Базельским комитетом. Так, например требования к достаточности регулятивного капитала устанавливались за рассматриваемый период на уровне выше 10 %, тогда как стандарты Базель I, Базель II, Базель III предусматривали нормативное значение этого показателя на уровне 8 %.
Аналогичная ситуация наблюдается со значением коэффициента достаточности капитала 1 уровня: Центральным банком установлены требования на уровне выше 7,5 % при нормативе 6 % согласно рекомендаций Базельского комитета.
Следует также отметить, что требования к буферу консервации капитала в Узбекистане установлены на уровне 3,0 % от активов, взвешенных с учетом риска, в то время, как за период 2015–2019гг. согласно Базеля III этот показатель должен был составлять в среднем 1,5 %.
В рамках стандарта Базель III Центральный банк Республики Узбекистан имеет право требовать от коммерческих банков обеспечение полноты, достоверности и своевременности финансовой, надзорной и другой отчетности для внутренних и внешних пользователей, а также информационной безопасности.
Помимо этого Центральный банк Республики Узбекистан осуществляет мониторинг и контроль за соблюдением лицензируемыми им банками правил внутреннего контроля и порядка предоставления информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в специально уполномоченный государственный орган.
Ежегодно Базельский институт управления публикует рейтинг стран по уровню отмывания денег и финансирования терроризма [7].
Анализу подвергаются 125 стран мира с достаточной и достоверной публикуемой финансовой информацией. Следует заметить, что данный рейтинг не является показателем конкретного объема средств, подверженных отмыванию или направленных на финансирование терроризма, а лишь показателем возможного риска осуществления подобных операций в банковской деятельности той или иной страны.
Странам присваивается рейтинг от 1 до 10. Чем выше риск, тем выше значение рейтинга. Колонка «Изменения 18/19» демонстрирует усиление риска (положительные значения, выделенные красным цветом) или ослабление риска (отрицательные значения, выделенные зеленым цветом) по сравнению с предыдущим анализируемым периодом.
Рис. 1. Рейтинг стран мира по уровню легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма [7]
Как видно из рисунка, Узбекистан занимает 50-е место в рейтинге стран с показателем 5,71. По сравнению с предыдущим годом рейтинг улучшился, что свидетельствует об эффективности банковского надзора в стране. В тройку самых рисковых стран вошли Мозамбик, Лаос и Мьянма с рейтингом выше 7,5. Странами с самыми низким уровнем риска оказались Эстония, Финляндия и Новая Зеландия с рейтингом ниже 3,2.
Таблица 2
Достаточность капитала банковского сектора Республики Узбекистан за 2018–2019гг. [4]
Наименование показателя |
01.01.2019г. |
01.01.2020г. |
||
млрд. сум |
доля в% |
млрд. сум |
доля в% |
|
Капитал первого уровня |
22 146,3 |
91,4 % |
43 659,2 |
83,2 % |
Основной капитал |
22 060,6 |
91,0 % |
43 621,6 |
83,1 % |
Добавочный капитал |
85,6 |
0,4 % |
37,6 |
0,1 % |
Капитал второго уровня |
2 084,9 |
8,6 % |
8 807,5 |
16,8 % |
Всего регулятивный капитал |
24 231,1 |
100 % |
52 466,8 |
100 % |
Коэффициент достаточности капитала |
15,6 % |
23,5 % |
||
Коэффициент достаточности капитала 1-го уровня |
14,3 % |
19,6 % |
||
Из данных таблицы видно, что банковский сектор Узбекистана отвечает требованиям стандарта Базель III по достаточности капитала. На начало 2020г. коэффициент достаточности капитала банковского сектора составил 23,5 %, что почти в 3 раза превышает требования Базельского комитета. По сравнению с прошлым годом этот показатель увеличился на 8 %.
Коэффициент достаточности капитала 1-го уровня также превышает требования Базельского комитета почти втрое и составил на начало 2020г. 19,6 %, что на 5 % больше аналогичного показателя прошлого года.
Также выполняются требования Базеля III в отношении доли базового капитала в капитале 1-го уровня: и на начало 2019г., и на начало 2020г. доля базового капитала в капитале 1-го уровня превышала 80 %.
В сумме капитал банковского сектора увеличился вдвое за рассматриваемый период и составил 52,5 трлн. сум на начало 2020г., что является свидетельством развития банковской системы страны.
Таблица 3
Динамика ликвидности банковского сектора Республики Узбекистан за 2018–2019гг. [5]
Наименование показателя |
01.01.2019г. |
01.01.2020г. |
Высоколиквидные активы (млрд. cум) |
20 202 |
30 874 |
Отношение высоколиквидных активов к совокупным активам, % |
9,4 % |
11,3 % |
Коэффициент текущей ликвидности (мин. значение — 30 %) |
81,5 % |
89,1 % |
Коэффициент покрытия ликвидности (мин. значение — 100 %) |
170,7 % |
208,5 % |
Коэффициент чистого стабильного финансирования (мин. значение — 100 %) |
107,9 % |
112,8 % |
Коэффициент мгновенной ликвидности (мин. значение — 10 %) |
30,9 % |
47,8 % |
Из данных таблицы видно, что банковский секторРеспублики Узбекистан отвечает требованиям стандарта Базель III по ликвидности в полной мере. Так, например, коэффициент покрытия ликвидности вдвое превышает требования Базельского комитета и составлял 208,5 % на начало 2020г., что на 30 % выше аналогичного показателя прошлого периода. Это свидетельствует о том, что банковская система способна выполнять свои обязательства перед клиентами и контрагентами своевременно даже в течение 30-дневного стрессового периода.
Значения коэффициента чистого стабильного финансирования также превышают международные нормы и составили примерно 108 % и 113 % на начало 2019г. и 2020г. соответственно. Это показатель ликвидности банковского сектора Узбекистана в долгосрочной перспективе (1 год).
Высокие значения коэффициента мгновенной ликвидности говорят о достаточности доли высоколиквидных активов в общем объеме активов банковского сектора для погашения краткосрочных обязательств путем их реализации.
Таблица 4
Динамика доходности банковского сектора Республики Узбекистан за 2018–2019гг.,% [6]
Наименование показателя |
01.01.2019г. |
01.01.2020г. |
01.03.2020г. |
Отношение чистого дохода до уплаты подоходного налога к совокупным активам (ROA) |
2,05 |
2,23 |
2,6 |
Отношение чистого дохода до уплаты подоходного налога к совокупному капиталу по балансу (ROE) |
16,20 |
16,73 |
11,6 |
Отношение чистого процентного дохода по кредитам к совокупному ссудному портфелю |
3,68 |
4,68 |
5,8 |
Отношение чистого процентного дохода к совокупным обязательствам |
3,28 |
4,46 |
5,5 |
Чистая процентная маржа к совокупным активам |
3,27 |
3,88 |
4,5 |
В целом доходность банковского сектора Республики Узбекистан показывает положительную динамику в течение последних 2-х лет. Значение показателя стабильно превышает минимальный международный норматив равный 1 %. Это свидетельствует об увеличении чистой прибыли банковского сектора, а также о грамотности процентной политики, осуществляемой руководством коммерческих банков страны. В свою очередь, показатель чистой процентной маржи характеризует взвешенность процентной политики коммерческих банков. Именно за счет нее банк формирует прибыль, которая направляется на покрытие потерь по ссудам, уплату налогов и выплату дивидендов акционерам. Минимальное значение этого показателя равно 4 %.
Значение показателя рентабельности капитала резко уменьшилось за 1-ый квартал 2020г. — с 16,7 % до 11,6 %. Это связано с сокращением процентных доходов банков Узбекистана почти в 5 раз, что привело к уменьшению их чистой прибыли. Причиной этому послужила всемирная пандемия коронавируса и уменьшение спроса на банковские услуги.
Литература:
- Закон Республики Узбекистан от 11.11.2019 № ЗРУ-582 «О Центральном банке Республики Узбекистан».
- Закон Республики Узбекистан от 05.11.2019 г. № ЗРУ-580 «О банках и банковской деятельности».
- Положение Центрального банка Республики Узбекистан «О требованиях к адекватности капитала коммерческих банков» № 2693 от 06.07.2015г.
- Достаточность собственного капитала банковского сектора// Официальный сайт Центрального банка Республики Узбекистан. URL: https://cbu.uz/ru/statistics/bankstats/121121/?sphrase_id=4962(дата обращения: 20.05.2020).
- Динамика ликвидности банковского сектора// Официальный сайт Центрального банка Республики Узбекистан. URL: https://cbu.uz/ru/statistics/bankstats/121122/?sphrase_id=4997 (дата обращения: 20.05.2020).
- Показатели доходности банковского сектора// Официальный сайт Центрального банка Республики Узбекистан. URL: https://cbu.uz/ru/statistics/bankstats/121124/?sphrase_id=5214 (дата обращения: 20.05.2020).
- Basel AML Index 2019 «A country ranking and review of money laundering and terrorist financing risks around the world» International Centre for Asset Recovery under Basel Institution of Governance | August 2019
[1]Пруденциальный надзор - надзор, осуществляемый Центральным банком Республики Узбекистан за деятельностью банков в целях предотвращения и сокращения специфических рисков банковской деятельности.