В данной статье рассматривается экспериментирование в качестве средства развития познавательно-исследовательских умений. Представлены цели и задачи экспериментирования и результаты его применения.
Ключевые слова: экспериментирование, развитие, познавательно-исследовательские умения, дети, дошкольники.
This article discusses experimentation as a means of developing cognitive-research skills. The goals and objectives of experimentation and the results of its application are presented.
Keywords: experimentation, development, cognitive-research skills, children, preschoolers.
Концепция модернизации современного российского образования закрепляет то, что в настоящее время нужно в полной мере обращать пристальное внимание на развитие не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. Такой подход требует формирования в образовательной практике определенных педагогических условий для включения детей в активную познавательно-исследовательскую деятельность, так как исследовательский поиск представляется необходимым элементом в каждой профессии. Поэтому и исследовательское поведение на сегодняшний день оценивается в качестве неотъемлемой характеристике личности, входящей в структуру представлений о профессионализме в каждой отрасли [1, с.23].
В нормативно правовых актах РФ закрепляется значимость формирования исследовательской активности детей. Например, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплено то, что дошкольное образование нацелено на развитие интеллектуальных качеств и формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является необходимость развития и стимулирования интересов детей старшего дошкольного возраста, их инициативы, любознательности, познавательной мотивации, исследовательской активности.
Дети дошкольного возраста — прирожденные исследователи, что отмечено в работах А. Н. Леонтьева, Н. Г. Морозовой, А. К. Дусавицкого. В таком возрасте очень сильно проявляется любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Поэтому главной задачей педагога является не мешать такой деятельности, а активно содействовать [1, с.24].
Экспериментальная работа способствует проявлению у детей интереса к исследованию природы, развитию мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, обобщения), активизирует познавательную активность и любознательность, оживляет восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе [2].
В возрастной группе 1,5–3-х лет для развития познавательно-исследовательских умений детей ведущую значимость представляет собой богатство окружающей его среды. Огромную значимость для данной возрастной группы имеют игры с водой: «Узнаем, какая вода»; «Изготовление цветных льдинок»; с воздухом: «Что в пакете?» «Игры с соломинкой»; «Игры с воздушным шариком и соломинкой»; «Ветер по морю гуляет». Игры со светом, цветом: «Что в коробке?»; «Волшебная кисточка», с теплотой: «Горячо — холодно»; «Чудесный мешочек»; игры с человеком: «Веселые человечки играют»; «Нарисуем свой портрет»; «Починим игрушку»; «Наши помощники»; игры с бумагой, ее качествами и ее свойствами; древесиной, ее качествами и свойствами; с тканью, глиной и их свойствами [3, с. 9].
На четвертом году жизни у детей дошкольного возраста проявляется наглядно-образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство, они начинают задавать взрослым большое число вопросов.
Начиная с данного периода очень полезно не предоставлять знания в готовом виде, а нужно способствовать тому, чтобы ребенок извлекал ответы в процессе экспериментальной деятельности. В таком случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Педагогу стоит продумать методику проведения опыта, совместно с ребенком реализовывать нужные действия. Дети данного возраста в полной мере ещё не способны работать самостоятельно, однако с большим желанием делают это совместно с взрослым.
В процессе работы можно периодически предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). Целесообразно вовлекать их к прогнозированию результатов, задавая вопросы. У детей начинает развиваться произвольное внимание, что способствует совершению первых попыток фиксирования полученных результатов наблюдений.
В среднем возрасте у детей наблюдается интерес к экспериментированию с водой, песком, глиной, магнитами, светом, звуком. Предметное наполнение центра экспериментирования должно содержать в себе: лупы, большие и маленькие; ёмкости для воды; ёмкости с песком; камешки плавающие и тонущие; воздушные шарики; формочки с крышками; палочки разной длины; нитки, проволоки; металлические ёмкости; насосы. С детьми можно организовать наблюдения за живой природой, растениями, животными, как живыми организмами, рост, потребности, размножение, характерные особенности сезонов, проводить опыты в неживой природе, воде, игры с песком, глиной, камнями, игры со светом, цветом, с человеком.
В старшей группе проводятся длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Возросшие сложности экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгого соблюдения правил безопасности [4, с.34].
Таким образом, задачами экспериментирования в качестве средства развития познавательно-исследовательских умений являются:
1. Образовательные задачи:
обогащать познания о живой и неживой природе, проявить их взаимосвязь;
в короткий срок устанавливать подходящий ответ на стоящий перед ним вопрос;
обучать решению проблемных задач;
закреплять знания о свойствах воздуха, воды, магнита, мыла.
2. Развивающие:
развивать умение анализировать и делать выводы, приобщать к познавательному общению;
развивать любознательность, память, логическое мышление, творческое воображение, умение фантазировать;
развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь
способствовать развитию познавательных интересов;
развивать навыки проведения опытов.
3. Воспитательные:
учить способам самостоятельного познания через творческую экспериментальную деятельность;
продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
воспитывать умение выслушивать мнение товарища, не перебивать;
воспитывать интерес к экспериментированию, проявлять терпение, настойчивость.
Экспериментирование позволяет достигать следующие результаты.
Для дошкольников:
расширение перспектив поисково-познавательной деятельности;
сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;
развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Для педагогов:
повышения теоретического опыта и профессионализма;
внедрение современных форм и методов работы по экспериментальной деятельности дошкольников;
личностный и профессиональный рост;
самореализация.
Для родителей:
повышение уровня экологического сознания;
расширение опыта взаимодействия с детьми [5].
В заключении стоит отметить, что экспериментирование как особенный тип работы, нацеленной на познание и преобразование объектов окружающей действительности, содействует развитию познавательно-исследовательских умений у дошкольников и подразумевает активный поиск решения проблемы, выдвижение гипотез, реализацию данного предположения и построение заключений на доступном уровне для данного возраста. Экспериментирование рассматривается как источник постижения находящейся вокруг действительности, в ходе которого дошкольник выражает себя в качестве лица деятельности, без помощи других, выстраивая и выражая в ней исследовательскую активность. Достоинства экспериментирования обусловливаются тем, что оно дает возможность детям выработать представление о различных гранях исследуемого объекта, его взаимоотношениях с иными объектами и прямой средой его существования и функционирования. Экспериментирование привлекает ребенка как процесс, осуществляющий условия для проявления самостоятельности, возможности реализации задуманного, создания ситуации выбора и изменения существующих вещей собственными действиями и усилиями, обеспечивая тем самым открытие нового. Исследовательская активность ценна в формировании ребенка, так как предоставляет им право не только осваивать знания, но также извлекать их с помощью своего опыта. Принимая во внимание то обстоятельство, что дошкольный возраст — это сензитивный этап формирования личности детей, исследовательская активность будет тем новообразованием, которое в дальнейшем будет базой учебной деятельности школьника.
Таким образом, экспериментирование можно определить как деятельность активно-преобразующего характера, способствующую развитию познавательно-исследовательских умений.
Литература:
- Хандеева Р. А. Экспериментирование как средство развития познавательно-исследовательских умений //Рецензенты: Кутанова Рано Алымбековна, канд. пед. наук, доцент, начальник. — 2018. — С. 23–26.
- Экспериментирование — как средство развития познавательных способностей детей [Электронный ресурс]. — URL: https://infourok.ru/doklad-iz-opita-raboti-eksperimentirovaniekak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnih-sposobnostey-detey-2189759.html (дата обращения: 17.05.2020).
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2019 — С.192.
- Попова А. Н. и др. Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников //Образование: прошлое, настоящее и будущее. — 2016. — С. 32–35.
- Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника [Электронный ресурс]. — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/yeksperimentalno-isledovatelskaja-dejatelnost-kak-metod-poznavatelnogo-razvitija-doshkolnika-857289.html (дата обращения: 21.05.2020).