Экспериментирование как средство развития познавательно-исследовательских умений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Слободскова, М. А. Экспериментирование как средство развития познавательно-исследовательских умений / М. А. Слободскова, Е. Ю. Сураева, И. Ю. Батеряну, К. Е. Казай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 714-716. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70666/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматривается экспериментирование в качестве средства развития познавательно-исследовательских умений. Представлены цели и задачи экспериментирования и результаты его применения.

Ключевые слова: экспериментирование, развитие, познавательно-исследовательские умения, дети, дошкольники.

This article discusses experimentation as a means of developing cognitive-research skills. The goals and objectives of experimentation and the results of its application are presented.

Keywords: experimentation, development, cognitive-research skills, children, preschoolers.

C:\Users\Acer\Desktop\ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ\Опыты 2020\20200219_164727 — копия (2).jpg

Концепция модернизации современного российского образования закрепляет то, что в настоящее время нужно в полной мере обращать пристальное внимание на развитие не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. Такой подход требует формирования в образовательной практике определенных педагогических условий для включения детей в активную познавательно-исследовательскую деятельность, так как исследовательский поиск представляется необходимым элементом в каждой профессии. Поэтому и исследовательское поведение на сегодняшний день оценивается в качестве неотъемлемой характеристике личности, входящей в структуру представлений о профессионализме в каждой отрасли [1, с.23].

В нормативно правовых актах РФ закрепляется значимость формирования исследовательской активности детей. Например, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплено то, что дошкольное образование нацелено на развитие интеллектуальных качеств и формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является необходимость развития и стимулирования интересов детей старшего дошкольного возраста, их инициативы, любознательности, познавательной мотивации, исследовательской активности.

Дети дошкольного возраста — прирожденные исследователи, что отмечено в работах А. Н. Леонтьева, Н. Г. Морозовой, А. К. Дусавицкого. В таком возрасте очень сильно проявляется любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Поэтому главной задачей педагога является не мешать такой деятельности, а активно содействовать [1, с.24].

Экспериментальная работа способствует проявлению у детей интереса к исследованию природы, развитию мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, обобщения), активизирует познавательную активность и любознательность, оживляет восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе [2].

В возрастной группе 1,5–3-х лет для развития познавательно-исследовательских умений детей ведущую значимость представляет собой богатство окружающей его среды. Огромную значимость для данной возрастной группы имеют игры с водой: «Узнаем, какая вода»; «Изготовление цветных льдинок»; с воздухом: «Что в пакете?» «Игры с соломинкой»; «Игры с воздушным шариком и соломинкой»; «Ветер по морю гуляет». Игры со светом, цветом: «Что в коробке?»; «Волшебная кисточка», с теплотой: «Горячо — холодно»; «Чудесный мешочек»; игры с человеком: «Веселые человечки играют»; «Нарисуем свой портрет»; «Починим игрушку»; «Наши помощники»; игры с бумагой, ее качествами и ее свойствами; древесиной, ее качествами и свойствами; с тканью, глиной и их свойствами [3, с. 9].

На четвертом году жизни у детей дошкольного возраста проявляется наглядно-образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство, они начинают задавать взрослым большое число вопросов.

Начиная с данного периода очень полезно не предоставлять знания в готовом виде, а нужно способствовать тому, чтобы ребенок извлекал ответы в процессе экспериментальной деятельности. В таком случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Педагогу стоит продумать методику проведения опыта, совместно с ребенком реализовывать нужные действия. Дети данного возраста в полной мере ещё не способны работать самостоятельно, однако с большим желанием делают это совместно с взрослым.

В процессе работы можно периодически предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). Целесообразно вовлекать их к прогнозированию результатов, задавая вопросы. У детей начинает развиваться произвольное внимание, что способствует совершению первых попыток фиксирования полученных результатов наблюдений.

В среднем возрасте у детей наблюдается интерес к экспериментированию с водой, песком, глиной, магнитами, светом, звуком. Предметное наполнение центра экспериментирования должно содержать в себе: лупы, большие и маленькие; ёмкости для воды; ёмкости с песком; камешки плавающие и тонущие; воздушные шарики; формочки с крышками; палочки разной длины; нитки, проволоки; металлические ёмкости; насосы. С детьми можно организовать наблюдения за живой природой, растениями, животными, как живыми организмами, рост, потребности, размножение, характерные особенности сезонов, проводить опыты в неживой природе, воде, игры с песком, глиной, камнями, игры со светом, цветом, с человеком.

В старшей группе проводятся длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Возросшие сложности экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгого соблюдения правил безопасности [4, с.34].

Таким образом, задачами экспериментирования в качестве средства развития познавательно-исследовательских умений являются:

1. Образовательные задачи:

 обогащать познания о живой и неживой природе, проявить их взаимосвязь;

 в короткий срок устанавливать подходящий ответ на стоящий перед ним вопрос;

 обучать решению проблемных задач;

 закреплять знания о свойствах воздуха, воды, магнита, мыла.

2. Развивающие:

 развивать умение анализировать и делать выводы, приобщать к познавательному общению;

 развивать любознательность, память, логическое мышление, творческое воображение, умение фантазировать;

 развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь

 способствовать развитию познавательных интересов;

 развивать навыки проведения опытов.

3. Воспитательные:

 учить способам самостоятельного познания через творческую экспериментальную деятельность;

 продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

 воспитывать умение выслушивать мнение товарища, не перебивать;

 воспитывать интерес к экспериментированию, проявлять терпение, настойчивость.

Экспериментирование позволяет достигать следующие результаты.

Для дошкольников:

 расширение перспектив поисково-познавательной деятельности;

 сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;

 развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Для педагогов:

 повышения теоретического опыта и профессионализма;

 внедрение современных форм и методов работы по экспериментальной деятельности дошкольников;

 личностный и профессиональный рост;

 самореализация.

Для родителей:

 повышение уровня экологического сознания;

 расширение опыта взаимодействия с детьми [5].

В заключении стоит отметить, что экспериментирование как особенный тип работы, нацеленной на познание и преобразование объектов окружающей действительности, содействует развитию познавательно-исследовательских умений у дошкольников и подразумевает активный поиск решения проблемы, выдвижение гипотез, реализацию данного предположения и построение заключений на доступном уровне для данного возраста. Экспериментирование рассматривается как источник постижения находящейся вокруг действительности, в ходе которого дошкольник выражает себя в качестве лица деятельности, без помощи других, выстраивая и выражая в ней исследовательскую активность. Достоинства экспериментирования обусловливаются тем, что оно дает возможность детям выработать представление о различных гранях исследуемого объекта, его взаимоотношениях с иными объектами и прямой средой его существования и функционирования. Экспериментирование привлекает ребенка как процесс, осуществляющий условия для проявления самостоятельности, возможности реализации задуманного, создания ситуации выбора и изменения существующих вещей собственными действиями и усилиями, обеспечивая тем самым открытие нового. Исследовательская активность ценна в формировании ребенка, так как предоставляет им право не только осваивать знания, но также извлекать их с помощью своего опыта. Принимая во внимание то обстоятельство, что дошкольный возраст — это сензитивный этап формирования личности детей, исследовательская активность будет тем новообразованием, которое в дальнейшем будет базой учебной деятельности школьника.

Таким образом, экспериментирование можно определить как деятельность активно-преобразующего характера, способствующую развитию познавательно-исследовательских умений.

Литература:

  1. Хандеева Р. А. Экспериментирование как средство развития познавательно-исследовательских умений //Рецензенты: Кутанова Рано Алымбековна, канд. пед. наук, доцент, начальник. — 2018. — С. 23–26.
  2. Экспериментирование — как средство развития познавательных способностей детей [Электронный ресурс]. — URL: https://infourok.ru/doklad-iz-opita-raboti-eksperimentirovaniekak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnih-sposobnostey-detey-2189759.html (дата обращения: 17.05.2020).
  3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2019 — С.192.
  4. Попова А. Н. и др. Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников //Образование: прошлое, настоящее и будущее. — 2016. — С. 32–35.
  5. Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника [Электронный ресурс]. — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/yeksperimentalno-isledovatelskaja-dejatelnost-kak-metod-poznavatelnogo-razvitija-doshkolnika-857289.html (дата обращения: 21.05.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, исследовательская активность, игра, развитие, умение, экспериментирование, возрастная группа, дошкольное образование, неживая природа.


Ключевые слова

дети, развитие, дошкольники, экспериментирование, познавательно-исследовательские умения

Похожие статьи

Экспериментальная деятельность как условие формирования любознательности у детей 5–6 лет

В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты вопроса формирования любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Также представлена педагогическая работа по развитию любознательности у детей старшег...

Дидактическая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия дидактическая игра, результат исследования познавательного развития детей подготовительных к школе групп, содержание и результаты проведения анкетирования родителей дошкольников.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности воспитанников через организацию детского экспериментирования

В данной статье представлен педагогический опыт по организации детского экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста. Представлены критерии сформированности познавательно-исследовательской деятельности детей данного возраста и разработа...

Проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к предметному миру

В статье рассматривается метод проектов как эффективное средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста и как механизм вовлечения ребенка в самостоятельное решение проблемных ситуаций.

Формирование и развитие исследовательских умений учащихся в урочное и внеурочное время с применением инновационных технологий образования

В статье рассматривается процесс формирования исследовательских умений у учащихся. Представлены основные этапы исследовательской деятельности.

Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

В статье раскрывается значение формирования коммуникативных навыков у современных дошкольников и возможности дидактической игры для решения данной задачи.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с различными материалами

Статья посвящена обсуждению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством экспериментирования. В ней отдельно рассматриваются принципы и подходы детского экспериментирования. А так же в статье приведен опыт по эксп...

Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования исследовательских умений, проведена опытно-эксперим...

Развитие сотрудничества дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности

В статье приводятся данные исследования особенностей сотрудничества старших дошкольников в различных видах деятельности. Раскрываются научные направления исследования данного вопроса и возможности развивающей работы по данной проблематике в русле раз...

Развитие у дошкольников умений видеть проблемы и выдвигать гипотезы через детское экспериментирование

В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении.

Похожие статьи

Экспериментальная деятельность как условие формирования любознательности у детей 5–6 лет

В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты вопроса формирования любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Также представлена педагогическая работа по развитию любознательности у детей старшег...

Дидактическая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия дидактическая игра, результат исследования познавательного развития детей подготовительных к школе групп, содержание и результаты проведения анкетирования родителей дошкольников.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности воспитанников через организацию детского экспериментирования

В данной статье представлен педагогический опыт по организации детского экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста. Представлены критерии сформированности познавательно-исследовательской деятельности детей данного возраста и разработа...

Проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к предметному миру

В статье рассматривается метод проектов как эффективное средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста и как механизм вовлечения ребенка в самостоятельное решение проблемных ситуаций.

Формирование и развитие исследовательских умений учащихся в урочное и внеурочное время с применением инновационных технологий образования

В статье рассматривается процесс формирования исследовательских умений у учащихся. Представлены основные этапы исследовательской деятельности.

Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

В статье раскрывается значение формирования коммуникативных навыков у современных дошкольников и возможности дидактической игры для решения данной задачи.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с различными материалами

Статья посвящена обсуждению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством экспериментирования. В ней отдельно рассматриваются принципы и подходы детского экспериментирования. А так же в статье приведен опыт по эксп...

Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования исследовательских умений, проведена опытно-эксперим...

Развитие сотрудничества дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности

В статье приводятся данные исследования особенностей сотрудничества старших дошкольников в различных видах деятельности. Раскрываются научные направления исследования данного вопроса и возможности развивающей работы по данной проблематике в русле раз...

Развитие у дошкольников умений видеть проблемы и выдвигать гипотезы через детское экспериментирование

В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении.

Задать вопрос