На
обложке изображен Публий Корнелий Тацит
(ок. 56 от РХ — ок. 120 от РХ), древнеримский историк, один из самых
известных писателей античности.
Настоящее
первое имя (преномен) Тацита точно неизвестно. Современники называли его просто
Корнелием (по номену) или Тацитом (по когномену). В V веке Сидоний
Аполлинарий упомянул его под именем Гай, но средневековые рукописи его
сочинений подписаны именем Публий. В современной историографии его чаще
называют Публием. Неизвестны также точная дата и место рождения Тацита.
Тацит
получил риторическое образование в Риме, где его учителями были Марк Апр,
Юлий Секунд и, возможно, Квинтилиан. Несмотря на постоянную смену верховной
власти в Риме, общественная деятельность Тацита складывалась весьма
успешно. Он упрочил свое положение удачной женитьбой на дочери полководца Гнея
Юлия Агриколы, отмеченного Веспасианом за победы в Британии. При Домициане
Тацит был удостоен сенаторского звания, став претором. В год своей претуры
он должен был принимать участие в организации «секулярных игр»,
празднества, которым император пожелал отметить свое правление. По окончании
претуры Тацит находился на государственном посту в одной из провинций,
вероятнее всего, расположенной на севере империи, о чем свидетельствует
осведомленность историка о состоянии дел в прирейнских областях
Германии. При императоре Нерве Тацит стал консулом; при Траяне он получил
традиционное для бывшего консула годичное наместничество в провинции Азия.
В это время Тациту было немногим более пятидесяти лет. Последующие годы
жизни Тацит целиком посвятил литературному труду. На протяжении всей жизни
Тацит дружил с Плинием Младшим — одним из виднейших римских
интеллектуалов конца I века.
Все
дошедшие до нас сочинения Тацита были написаны после смерти Домициана. Это
«Диалог об ораторах», «О жизни и характере Юлия Агриколы» («Агрикола»), «О
происхождении и положении германцев» («Германия»), «История» и «От кончины
божественного Августа» («Анналы»). До нас дошло несколько свидетельств о речах,
которые произнес Тацит, ни одна из них не сохранилась, но его взгляды на
красноречие нашли отражение в «Диалоге об ораторах». Исследуя причины упадка
красноречия, Тацит обращает внимание на изменение его статуса в Риме, исчезновение
политических речей и несовершенство школьного образования, отводящего
большую часть времени пустым декламациям. Подлинное красноречие находит почву
в гражданских распрях, а не спокойствии государства. Завершает диалог
тезис о том, что утрата свободы — плата за восстановление мира. При
выборе между цицероновским классицизмом и азианством Сенеки Тацит
предпочитает Цицерона.
В
память о своем тесте, умершем в 93 году, Тацит написал биографическое
сочинение «Агрикола», в центре которого находится рассказ о римском
завоевании Британии. «Германия» — географо-этнографическое сочинение, где
Тацит как рассказывает о Германии в целом, так и характеризует
отдельные племена. В «Германии» Тацит описывает добродетели германцев и пороки
римлян, испорченных благами цивилизации.
Главные
труды Тацита относятся к области историографии. «История» состояла из 14
книг, охватывавших период от событий после смерти Нерона до убийства Домициана.
«Анналы» состояли из 16 книг, рассказывающих о времени от смерти Августа
до Нерона.
Тацит
заявлял, что будет писать историю без гнева и пристрастия (sine ira et
studio); в приведенных им фактах нет оснований сомневаться, но их
трактовка не всегда объективна. Тацит писал с морализаторских позиций,
главное для него — добродетель (virtus) человека, а отсутствие ее —
вырождение и упадок. На переднем плане изложения Тацита находится Рим
и императорский двор, что дает ему неисчерпаемый источник для изображения
пороков и недостатков принцепсов и их приближенных. К простому
народу и неримскому миру он не испытывает ни интереса, ни симпатии.
В своих трудах Тацит пользовался как собственными наблюдениями и данными,
полученными от очевидцев событий, так и сочинениями предшественников —
Плиния Старшего, Фабия Рустика, записки Агриппины Младшей и Домиция
Корбулона, протоколы сената и римские хроники.
В эпоху классицизма трагические коллизии произведений Тацита привлекали
французских драматургов. Антидеспотическая направленность его трудов в эпоху
Просвещения рассматривалась как революционная. В России ей отдали дань
декабристы и А. С Пушкин («Замечания на «Анналы» Тацита»), изучавший
исторические сочинения Тацита в период создания «Бориса Годунова». Перевод
всех трудов Тацита на русский язык был осуществлен В. И. Модестовым
в 1886–1887 годах.