В данной статье рассматриваются функциональные элементы социальной сети как инструмент формирования иноязычной коммуникативной компетенции в рамках компетентностного подхода.
Ключевые слова:компетентностный подход, иностранный язык, социальная сеть, иноязычная коммуникативная компетенция.
В последние годы в практике управления высшим образованием активно используется к подготовке специалистов компетентностный подход.
Исследователи в области компетентностного подхода в образовании (И. А. Зимняя, А. Г. Каспржак, А. В. Хуторской, М. А. Чошанов, С. Е. Шишов, Б. Д. Эльконин и др.) отмечают, что отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но способен реализовать и реализует их в работе [2].
Как отмечает Е. В. Брызгалина, переход к компетентностному подходу в образовании имеет 3 основные причины:
1) ориентация результатов образование на будущее (так называемое опережающее образование);
2) понимание образование как способ приращения человеческого капитала;
3) вхождение России в Болонский процесс (2003 г.), который имеет целью формирование общего образовательного пространства среди стран, входящих в его состав [1, c. 163].
Компетентностный подход в изучении иностранных языков предъявляет определенные требования к уровню знания иностранного языка. В этом контексте различают базовые и продвинутые компетенции студентов.
Базовый уровень предполагает владение языком как средством общения (определенный словарный запас, владение основными грамматическими структурами, знание закономерностей функционирования языка, знакомство с культурной средой и т. д.).
Продвинутый уровень предполагает, что студенты будут использовать иностранный язык для решения практических задач, например, чтобы найти необходимую информацию в соответствии с профилем их специализации. Этот уровень носит междисциплинарный характер и оценивается по достигнутому результату, а не только по правильному использованию определенных грамматических конструкций и активной лексики.
Компетентностный подход в обучении иностранному языку требует творческого подхода к организации и построению учебного процесса, созданию условий для формирования и развития практических навыков владения иностранным языком.
Поэтому основой таких условий может стать эффективное использование передовых педагогических, информационных и коммуникационных технологий. Глобальный Интернет, безусловно, является наиболее перспективной формой общения и обмена информацией между людьми. Это открывает огромные возможности для получения любой информации, в том числе аутентичных материалов. В дополнение к текстовой информации интернет-технологии также позволяют использовать аудиофайлы, видео и графическую информацию, что значительно стимулирует деятельность студентов.
Одной из сфер использования интернета, которая с каждым годом набирает популярность не только среди молодых пользователей, но и среди людей старшего поколения, является социальная сеть.
Социальные сети — это платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете.
Из социальных сетей общей направленности можно выделить «Одноклассники», «Pinterest», «Instagram», «Facebook», «В Контакте» и другие. Кроме наличия социальных сетей общей направленности, существует ряд социальных сетей, созданных специально для языкового обмена: Busuu, Sharedtalk, My Language Exchange, English, Baby!, Lang8, Ling, Livemocha, Interpals, Italki.
Если языковые социальные сети изначально были разработаны с целью изучения какого-либо иностранного языка, то для социальных сетей общей направленности эта сфера достаточна новая.
Для изучения возможности использования социальных сетей общей направленности в качестве средства изучения иностранного языка в ходе исследования было проведено анкетирование среди студентов Забайкальского Государственного Университета, направления 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки: китайский и английский языки).
Анкета представляет собой таблицу, в которой задачей участников было охарактеризовать несколько сервисов сети Интернет, которые могут быть использованы для изучения иностранного языка, а именно специализированный обучающий сайт, электронная почта (как средство связи между преподавателем и обучающимся во время изучения иностранного языка), You tube, социальная сеть общей направленности и приложение. Данный формат позволил выявить преимущества социальной сети в сравнении с другими Интернет-сервисами, которые также используются в образовательном процессе.
Благодаря проведённому анкетированию, было выявлено, что социальная сеть во многом имеет преимущества над остальными сервисами сети Интернет в процессе изучения иностранного языка. Это можно объяснить тем, что контент социальных сетей многообразен, всегда есть почти мгновенная обратная связь, а также социальные сети отличаются удобством использования и мобильностью.
Коммуникационные возможности социальной сети помогают организовывать дискуссии между преподавателями и обучающимися как в рамках одного университета, так и за его пределами. Дискуссия приобретает нелинейный характер, и все желающие могут высказаться по обсуждаемой теме. Использование всего функционала социальной сети позволяет создать ситуации практического использования языка, когда обучающийся вступает в межкультурное общение с носителем языка.
Для определения роли социальной сети в формировании иноязычной коммуникативной компетенции проведем анализ функциональных элементов, изучим их возможности, а также их потенциал в формировании каждого компонента иноязычной коммуникативной компетенции. Для изучения этой роли рассмотрим подробнее каждый функциональный элемент социальной сети (общие функциональные элементы самых популярных социальных сетей по результатам опроса, а именно «Вконтакте» и «Instagram»).
Для того чтобы понять, как грамотно использовать каждый из изученных функциональных элементов в учебном процессе, на базе социальных сетей были разработаны практические рекомендации по использованию пользовательского функционала социальной сети как средства формирования у обучающихся каждого компонента иноязычной коммуникативной компетенции.
За основу составления данного анализа был взят Российский вариант состава компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, в которую входят следующие компетенции: языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная.
Под языковой компетенцией понимается умение использовать грамматически правильные формы и синтаксические построения и понимать смысловые отрезки в речи, организованные в соответствии с существующими нормами иностранного языка. Языковая компетенция является основным компонентом коммуникативной компетенции. Без знания слов и правил образования грамматических форм, структурирования осмысленных фраз невозможна вербальная коммуникация.
Под речевой компетенцией понимается совершенствование коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение и письмо); умений планировать свое речевое и неречевое поведение. Учащиеся учатся свободно владеть речью, бегло и динамично говорить, понимать слышимую речь. Основная задача учителя при формировании речевой компетенции — обеспечить широкую речевую практику общения.
Социокультурная компетенция подразумевает совокупность знаний о национально-культурных особенностях страны изучаемого языка, умение выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка.
Компенсаторная компетенция — это комплекс специальных умений и навыков, который позволяет компенсировать недостаточность знания языка при получении и передаче иноязычной информации.
Учебно-познавательная компетенция — это совокупность общих и специальных учебных умений и навыков познавательной деятельности. Ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий [3, с. 123].
Большинство упражнений на основе использования функциональных элементов социальной сети направлены на формирование каждого из компонентов иноязычной коммуникативной.
Так, на основе функционального элемента «сообщения» может быть проведено моделирование диалога в формате переписки на заданную тему по пройденному материалу. Такое упражнение способствует развитию всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.
Посредством использования любого мультимедийного материала может быть осуществлён просмотр коротких видеороликов, отражающих изучаемую тему занятия (различные жанры художественных фильмов, документальные фильмы, юмористические скетчи и так далее), видео-уроки, фото, видео-лекции и так далее. Далее следует проведение работы по изучению лексико-грамматического материала, а также можно предложить обучающимся выразить свою собственную точку зрения по просмотренному видеоматериалу.
В ходе занятия можно использовать не только готовый мультимедийный материал, но и предложить обучающимся создать собственный материал. Такие задания могут быть очень полезными не только для формирования иноязычной коммуникативной компетенции у изучающих иностранный язык, но подойдут и для будущих специалистов в области преподавания иностранного языка. Это отличная возможность научиться самим создавать интересные и оригинальные задания в формате мультимедиа. Это может быть разбор лексического материала, мини-доклад, небольшое эссе, создание обучающих слайдов, фотоматериалов по теме занятия. При таком использовании возможностей социальной сети общей направленности в полной мере происходит развитие языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебно- познавательной компетенции. Делиться результатами такой работы можно посредством функционального элемента «стена» с друзьями, которые в свою очередь могу комментировать материалы, используя иностранный язык.
Функциональный элемент социальной сети «истории» также очень широко может применяться в учебном процессе. Помимо указанных выше проведений опросов и тестирований, преподаватель может использовать этот элемент для работы вне темы занятий. Таким заданием может быть размещение интересных занятий обучающего вне учебной деятельности (хобби, кулинарные предпочтения, путешествия и так далее), сопровождение комментариями на иностранном языке. Такой формат задания не только поможет сформировать все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции, но и позволит педагогу разнообразить учебный процесс.
Таким образом, можно сделать вывод, что социальные сети как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенций студентов вузов могут быть использованы практически на всех этапах обучения. Каждый из функциональных элементов социальной сети может играть свою дидактическую функцию в рамках компетентностного подхода.
Литература:
1. Брызгалина Е. В. Компетентностный подход и будущее социогуманитарного образования // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 4, Ист. — 2013. — № 1 (23). — с. 162–169.
2. Мединцева, И. П. Компетентностный подход в образовании / И. П. Мединцева. — Текст: непосредственный, электронный // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. None. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/ (дата обращения: 12.04.2020).
3. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: дис. д-ра пед. наук / В. В. Сафонова. — М, 1992–528с.