Фетишизм принадлежит к категории таких суеверий, которые не поддаются логическому анализу, но, тем не менее, именно он, в местах заключения является одним из факторов адаптации и выживания. В статье рассматривается сущность и характер верований в фетиш, раскрывается поведение человека, преступившего закон, и возможность найти методы воспитательного воздействия на него. Фетиш в данном контексте рассматривается как вариация всевозможных форм, обусловленных эмоционально-психологическими различиями, влияющими на воспитание и перевоспитание осужденных, и как закономерный ход его развития, идеологии в пенетенциарной системе, определяемой развитием общественного бытия.
Ключевые слова: фетиш, сущность, характер, пенитициарная система, духовные ценности, традиции, нравственность, мораль, воспитание, потребность, поклонение, культура.
Первобытный человек практически в каждом камешке, куске дерева видел нечто живое, одаренное жизнью, разумом, волей и душой. С возникновением простейших элементов идеологии, которыми являют слово и мысль, прошла эволюция речи и мышления, тех слов-понятий, которые образовались, шаг за шагом, из первичных понятий идеологии — корней, выражающих человеческие действия. Мы обратили свое внимание на такое понятие как фетиш. (Французское fetiche — фетиш, предмет поклонения происходит от португальского feitico — колдовство, амулет, волшебство, которое в свою очередь восходит к латинскому facticius — искусственный, рукотворный, поддельный. В таком виде — фетиш (fetiche) — слово пришло к нам. А затем от него образовались и фетишизм, и фетишисты). [энц.сл.] Обращаясь к такому явлению как фетишизм, так как он представляет, по нашему мнению, большой интерес для определения генезиса в системе исполнения наказания, постараемся рассмотреть, какую же он представляет научно-практическую пользу для пенетициарной системы. Исследование сущности и характера верований в фетиш, раскрывают что влияет на поведение человека преступившего закон и возможность найти методы воспитательного воздействия на него. Неправильно было бы думать, что первоначальная религия это и есть фетишизм, но анализ этого типа религиозных представлений дает возможность поставить ряд вопросов об истинной сущности фетиша, подойти к решению этих проблем с точки зрения наук входящих в комплекс такой науки как человековедение. О поклонении предметам и явлениям природы, французский материалист XVIII в., Гольбах, писал еще в своей «Системе природы»: «Первая теология человека заставляет его с самого начала бояться и почитать сами элементы, предметы материальные и грубые, он воздавал также почтение агентам, управляющим элементами, гениям могущественным, гениям низшим, героям или знатным людям». Гольбах здесь намечает две стадии развития религии. Развивая эту мысль о поклонении предметам, явлениям природы, Гольбах пишет: «Дикарь приписывает добро или желание сделать добро какому-нибудь предмету, одушевленному или неодушевленному, камню определенной формы, скале, горе, дереву, животному и т. д., если каждый раз, когда он встречает эти объекты, обстоятельства складываются так, что он имеет успех на охоте, на рыбной ловле, на войне или в другом предприятии». [1].
В науку, в качестве обобщающих терминов «фетишизм», «культ фетишей», впервые ввел в 1760 г. Ш.де Бросс в книге: «Du culte des dieax fetiches оu Parallele de l'ancienne Religion de l'Egypte avec la religion de Nigritie”. Различные формы фетишизма определяются тем, происходит ли отождествление социальных характеристик с 1) натуральной вещью, 2) физически-телесным субстратом продукта культуры, 3) естественными особенностями индивида. Фетишизм рассматривался как одна из первых архаических форм религии, которая сокрализовала природные вещи, придала их естественным свойствам сверхъестественное значение. Именно такая трактовка фетишизма была выдвинута Ш.де Броссом. Он писал, что «естественный прогресс» человеческих идей состоял в «переходе от чувственных предметов к отвлеченному сознанию» и предостерегал ученых от того, чтобы «наделять дикарей головой Платона или Декарта». Соответственно с этим Ш. де Бросс утверждал, что поклонение фетишам, является древнейшей религией. Основу такого поклонения де Бросс видел в том, что дикарь, «подталкиваемый страхом к предположению невидимых сил, а чувствами приводимый к фиксации своего внимания на видимых предметах, объединяет два действия противоположных и одновременных: присоединяет невидимую силу к видимому объекту, не различая в грубом своем рассуждении материальный предмет от духовной силы, которую он там предположил». [2].
Теория фетишизма, подчеркивая чувственный характер древнейших дикарских верований, не давала ответа на вопрос о появлении веры в душе. В ней не было анализа, почему происходит поклонение фетишу, что в нем такого, что привлекает человека? Развитие научных знаний о древнейших формах религии требовало пояснения — относится ли фетиш к одной из форм религии.
К середине XIX в. мы находим теорию фетишизма как древнейшего этапа религии у французских позитивистов, но они мало вносят нового в это понятие. Понятием «фетишизм» оперирует и Л. Фейербах, заявляя, что «первые боги людей, это чувственные предметы», «всякий предмет не только может, но и на самом деле почитается человеком за бога или, то, что религиозно почитается. Эта точка зрения есть так называемый фетишизм, когда человек без всякой критики и различения делает своими богами всевозможные предметы и вещи, будут ли они искусственными или естественными произведениями природы или человека»; невежество и сила воображения — основа такого почитания. [3]. В последствии О.Конт, Г.Спенсер, Э Тайлор рассматривали фетишизм как форму религии, производную от анимизма.Во второй половине XIX в. Э. Тэйлор в работе «Первобытная культура» показал, что основой верований современных первобытных племен является анимизм — вера в духов и душу. На этой основе он стремился объяснить и почитание фетишей. [4] После работ Тэйлора термин «фетишизм» остается лишь у немногочисленных ученых (например, у Леббока, Тиле). Большинство ученых считает, что термин этот излишен, что почитание предметов — это почитание духов и душ, следовательно, понятие анимизма покрывает все эти явления фетишизма.К.Маркс, в своих работах, подчеркивает, что фетишизм есть «религия чувственного вожделения», а сущность его в том, что фантазия, распаленная чувственным вожделением, возбуждает ложные представления о вещах: фетишист верит, будто бесчувственная вещь может изменить свои естественные свойства и, таким образом, удовлетворить желание человека. Распаленная вожделением, вследствие бессилия в борьбе с природой, фантазия создает эту веру в «чудесные» вещи, предметы, явления природы.
Здесь Маркс, по нашему мнению, дает важнейшее определение, которое является современным отражением верований в фетиш заключенного. Следовательно, мысль К.Маркса, приводит нас к выводу, что в развитии верований в фетиш это такая стадия, когда сами чувственные вещи, явления природы наделяются сверхчувственными свойствами, превращаясь в «чувственно-сверхчувственные» вещи.
Возвращаясь к Шарлю де Бросс возвращаемся к тому, чтоон говорил:фетиш — это то, что создано руками, умом человека, и чему он в последствие поклоняется. Это могут быть вещи, природа, животные, растения, тату — все, что угодно, превращенное в поклоняемое. [2]. Из истории нам известно об огромном количестве примеров поклоняемости, начиная от Древнего Египта, африканских племен и до нашего времени. Хотя метод мышления, по отношению к фетишу, абсолютно одинаков у всех народов, женщин, мужчин, молодежи, с их внутренним эмоциональным состоянием и воспитанным в них отношением к окружающей среде и людям, причиной которого является: неудовлетворенность, тупиковое жизненное состояние, неумение разрешить проблему, страх перед возникшими обстоятельствами, фанатичное отношение к кому-либо или к чему-либо, ваккум общения, примитивность интересов, замкнутое пространство, отсутствие достаточной информации, преобладание черного «Я» над сублимированным [5], низменность чувств, не понимание того, что происходит вокруг и, что является причиной происходящего, не умение объяснить самому себе происходящее. Нет никаких сомнений, что причиной рождения, фетиш обязан человеку, который его изобрел для того, чтобы компенсировать отсутствие общения, выплеснуть свое эмоциональное состояние, при этом сохранив тайну своих помыслов и размышлений. Очень часто к такому способу прибегают те, кто находится в местах лишения свободы, особенно женщины и подростки. Впенитициарной системе общим фетишем становится тату с обозначением статуса заключенного, обладатель которого, на всю жизнь, остается носителем знакового фетиша, поклоняясь ему и поклоняя себе подобных, воспитывая в них соответствующий образ мышления.Практически все, кто прошел через пенитициарную систему, имеют общий фетиш с определенным классификатором, который дает власть, права, способ поведения, некие свободы. Многочисленные факты фетишизма, похожие друг на друга своим характером, устанавливают с предельной ясностью, какова ныне динамика фетиша и каким образом он превращается, в своего рода, религию для осужденных. Культ фетиша существует достаточно долгое время, поэтому обращение осужденных, к объектам (предметам), созданными ими самими с целью реализации своего эмоционального состояния являются естественным явлением. И совсем не обязательно искать какой-либо смысл в вещи, где его совершенно нет. Поскольку причиной создания такого культового предмета осужденным является: надежда на будущее, желание что-то изменить в своей жизни, однообразие жизненных условий, необходимость общения, страх замкнутого пространства, как хранителя сокровенных тайн, это эмоции делающие течение его мыслей свободными и нерегулируемые системой, а также среда, в которой он находится, и которая порождает в нем самые разнообразные суеверия. А «Выбор характеризуется такой же стихийностью и непроизвольностью, как и возглас, представляющий элементарнейшую форму оценки. Избранный предмет должен каким-либо способом стоять в связи с тем, что сильно занимает ум. Может быть, он пробуждает воспоминания о прежних событиях, при которых он просто присутствовал или играл известную роль. Или же он представляет определенное, хотя бы и отдаленное, сходство с предметами, которые раньше выручали из нужды. Или же это просто, первый, подвернувшийся на глаза предмет, который замечает человек, находящийся в состоянии напряженного ожидания. Он приковывает внимание и непроизвольно связывается с тем, что должно совершиться, с возможностью достижения поставленной дели». [6]
Фетишизм принадлежит к категории таких суеверий, которые не поддаются логическому анализу, но, тем не менее, именно он, в местах заключения является одним из факторов адаптации и выживания, так как его основой является душевное состояние человека. То есть это чувства, возникающие в разных ситуациях, которые и порождают культ (фетиш), веру и поклонение, которые можно привести к четырем видам: страх, удивление, признательность, рассудительность. Каждое из них оказывает свое воздействие на заключенного, в зависимости от того насколько он воспринимает совершенный им проступок — удаляясь от него психологически или, наоборот, приближаясь к той мысли, что содеянное является асоциальным и мучает его сознание, на основе негативной ценностно-ориентационной направленности, крайнего примитивизма, цинизма и бездуховности осужденного. И если применить эти функции фетиша в воспитательных целях и использовать их как средства влияния на исправления наказуемого, то можно добиться более быстрого и эффективного воспитательного результата. В местах лишения свободы большое значение имеет также отношение осужденных к таким ценностям, как свобода, справедливость, наказание и т. п. Исходя из особенностей психофизиологического и психологического характера, а это:
- наличие у значительного количества осужденных тех или иных невротических отклонений (в большей степени истерии, неврозы) и психических аномалий
- осужденные в большинстве случаев имеют невысокий образовательный уровень (убийцы, например, 5–7 классов в среднем) и, соответственно, примитивную структуру потребностей. Недостаточное же их интеллектуальное развитие, неспособность к абстрактному мышлению, установленные, например, в результате криминологических исследований сказываются на преобладании у них мотивационных побуждений, и прежде всего эмоций.
- комфортность, зависимость от других осужденных, обусловленная ограниченным кругом общения, невозможностью лица сменить по желанию эту среду в случае возникновения конфликтов и т. п. вызывает все-таки подсознательно естественное стремление вырваться из замкнутого круга, и как следствие — это культ фетиша.
- интровертированность осужденных, т. е. погружение в свои мысли, в свое «Я». Отсюда склонность к самоанализу, необщительность, пессимизм, скрытность и другие свойства.
- повышенная тревожность, выражающаяся в страхах, осторожности, стремлении к минимальности в контактах, в постоянной погруженности в раздумья. Кроме того, играют особую роль различные психические состояния, как специфические для осужденных (тоска, уныние, угнетенность и т. п.), так и общие, типичные, например, стрессовые, фрустрационные, аффективные и т. д.
Поэтому фетиш основывается не только на вере, но и на страсти, что гораздо быстрее приводит человека к желанной цели: будь-то страх или надежда, беспокойное волнение за все, что является предметом его потребностей, естественное желание обрести свободу, так как, всегда, оказываются носителями либо веры в фетиши, либо представлений о своей свободе. Но свобода как юридическое право не делает нас свободными, пока мы не свободны внутри себя. Обладая внутренней свободой, можно быть свободным в любом обществе и даже в тюрьме.
Мысли, рождаемые наоснове эмоциональных чувств осужденного, начинают со страхом формировать его отношение к окружающей среде, на возможность появления будущих причин его не комфортного пребывания, размышляет хорошо это или плохо, задумывается о причинах разнообразных и противоречивых случившихся в его собственной жизни. Кроме того, нужно иметь в виду исторически сложившуюся противоречивую особенность российского правосознания и менталитета — причудливое сочетание «юридического фетишизма» с «правовым нигилизмом». Первый предполагает, что для решения всех проблем необходимо и достаточно принятия закона. Второй демонстрирует одновременное неуважение к закону, хорошо отраженное еще в XIX в. известным русским классиком: «Суровы законы российские. Единственное, что умаляет их строгость и непреклонность, — это неисполнение».
В этот промежуток времени, когда страсти и эмоции продолжают держать человека в состоянии беспокойства, из-за неопределенности будущего хода событий, (ведь он не знает что с ним будет, на протяжении отбывания срока и после, что его ждет на воле), его воображение усиленно работает над созданием (приобретением фетиша), идеи, обладающей определенной силой, которая выше его собственных; и эта сила может осуществить то, чего он не может, они ведают и сами управляют причинами, следствия которых для него неопределенны. Именно этот момент может послужить для того, чтобы направить воспитательно-педагогические функции в необходимое русло для исправления наказуемого. Известна склонность человека уподоблять себе окружающие его существа и предполагать в них те же качества, которые он наблюдает в самом себе. Охотно приписывая доброту или коварство всевозможным предметам, кумирам, которые приятны ему или вредны. Такой способ мышления становится общим и распространяется среди заключенных, особенно при обстоятельствах, когда особую роль играет случай, влияющий на негативное или позитивное жизненное состояние (например, отчаяние). Именно тогда фетиш (культ) приобретает власть над его внутренним миром. В древние времена французы перекладывали решение о мерах наказания осужденных на такую форму, которая таит в себе много черт фетиша — называя это указанием высших сил, до того как государства стали управляться с помощью кодекса законов. А такое состояние дел требовало наличие своих культовых божков, которым поклонялись как судьи, так и подсудимые. Одни при помощи таких божков снимали с себя ответственность за принятые решения в судьбе человека, другие молились на них, чтобы избежать этих решений или облегчить свою участь. В каждом отдельном случае был свой идол (фетиш), которому поклонялись и в которого фанатично верили.
Понятно, что печальные переживания, неудачи, беда влекут за собой панику, человек начинает искать источник, искать средства, которые могут отвратить от него грозящую беду. Чем сильнее одолевает его страх, тупиковое состояние, меланхолия тем больше в его сознании увеличиваются размеры угрозы, тем более они заставляют человека приписывать свою ситуацию к действию сил извне (особенно это относится к женщинам), от которых необходимо избавиться. Очень сильно это проявляется в системе исполнения наказания и это тот факт, который удостоверяют люди, проведшие время в тюремном заключении, они гораздо чаще обращаются к своим фетишам с просьбой помочь им в какой-либо ситуации, нежели с благодарностью за полученную помощь. Фетиши использует заключенный для разрешения различных превратностей жизни в его ограниченно-замкнутом пространстве, выпавшей на его долю, таким образом, воспитывая в себе приспособленность к выживаемости, надежду на будущее.
К первой причине, которая описана выше, присоединяется не менее значительная и вторая, сильно повлиявшая в насаждение тех ложных верований и поклонений, о которых идет речь. Желание, страх — чувства непрочные, изменчивые и текучие, охотно цепляющиеся за первую же поддержку на своем пути, не думая о том, насколько она солидна. Подобное предрасположение исковерканной души заключенного, чрезмерно усугубляя свое положение, боязнь за жизнь и мнительность, создает возможность с выгодой для себя и в своих собственных интересах использовать фетиш, который, процветает в местах лишения свободы. Существует определенная система поклонения фетишу, которая совместима с личным интересом осужденного и зиждется на глубинах общих влечений человеческой природы. Когда речь идет о людях, нравы которых неизменны на протяжении столетий и в их причинных поступках ничего не меняется, следовательно, и обычаи тюремной жизни передаются как субкультура из столетия в столетия: предположительно понятно, что некоторые заключенные пребыают, в каком-то бесчувственном состоянии, напоминающим апатию, и его причина кроется в небольшом числе идей, не выходящих за пределы их личных потребностей; они ничего не познают, и у них нет такого желания, они проводят жизнь с надеждой выйти любой ценой на свободу, старея с этой мыслью, поклоняясь фетишу. Чтобы изменить нравы тюремной среды, необходимы новые креативные педагогические, воспитательные подходы с использованием тех же фетишей. Хотя на сегодняшний день, пусть медленно, но начинают меняться отношения между осужденными и служащими в системе исполнения наказания, как результат педагогических методов воспитания. Очень сложно сломать сложившуюся годами систему, традиции, обычаи, которые живут среди осужденных, действуя по привычке, не задумываясь, есть ли в этом какой-нибудь смысл. Но даже если и усваивается, что-то лучшее из педагогических методик, то наряду с ними по привычке еще долго рядом будут шагать прежние привязанности. В человеческом сознании много непоследовательности и ему трудно освободиться от ложных социальных идей, которые глубоко пустили корни благодаря его воспитанию, среды общения, интеллекту, образования. Пенитициарную систему нужно рассматривать как комплексную (синтезированную) систему наказании и перевоспитания, прививая основы нравственности и морали, создавая новые образы фетиша, наполняя их теми духовными и культурными ценностями, которые смогут повлиять на сознание отбывающего наказание. Не удаляясь от правил логики, попытаемся объяснить значимость использования в тюрьмах культ фетиша.
Во-первых — это культура определенного социального слоя, которую глупо отрицать и порицать;
во-вторых — она несет в себе не только отрицательные компоненты, но и положительные (в зависимости от того, как их использовать и в какое русло направить — манипулируя сознанием человека);
в-третьих — можно создать новый фетиш, который несет в себе духовную ценность и является элементом воспитания;
в–четвертых — фетиш это творение человека, а творчество — это искусство, которое можно сделать высоко-духовным и ценностным.
Например, Плутарх, который проявлял огромный интерес в отыскании тайн культа фетиша, чтобы объяснить к каждой вещи аллегорию, вплоть до самых невообразимых и непоследовательных, интересуясь цветовой гаммой и различными символами, использовал все это — в воспитательных целях своего окружения, используя способ мышления той эпохи. Нужно признать, что данный метод давал свои результаты. Почему же нам, современникам двадцать первого века, не обратить внимание на данный феномен и создать проект, работающий на оздоровление общества. «…философы, наиболее достойные похвал, видя в неодушевленных вещах некий скрытый образ божества, считали, что лучше не пренебрегать ничем, что может усилить его культ. Я считаю, что существа одушевленные, чувствующие, способные к аффектам и морали, пригодны, чтобы внушить уважение…Вещь неодушевленная, как бы она не была ценна, пусть вся целиком в ожерельях из драгоценных камней, отступает перед вещью, одаренной способностью чувствовать. Так частица природы, которая живет, видит, таит в себе самой принцип движения и создания, вовлекла в себя какую-то долю. Провидения, управляющего миром». [7]
Фетиши связаны с совершенно различными формами верования. Они имеют неодинаковое значение, связанное с разными формами поклонения: и с семейно-родовыми, с тюремными, со знахарством, с шаманизмом, и с другими.
Все это не только не умаляет значение исследования фетишизма в системе исполнения наказания, но подчеркивает распространенность этого явления. Нет сомнения, что фетишизм является составной частью любого вероисповедования: христианства, ислама, буддизма, иудаизма и т. д. Нет сомнения, что верующий относится к иконе или к любому другому религиозному атрибуту, к так называемым священным предметам по-фетишистски. Несомненно, также, что в современных религиях фетишизм переплетается со многими другими формами религиозных представлений, что распространено в местах заключения. Значит ли это, что с фетишизма начинается развитие религиозной тюремной идеологии? Другими словами, постановка проблемы развития фетишных религиозных верований нуждается с введением в научный обиход понятия религия тюремного фетишизма.
Признанный глава «католической этнографии» патер В. Шмидт провозглашает в своем учебнике истории религии: «Ясно, что фетишизм сам по себе нигде не существует, и поэтому, нет никаких этнологических оправданий помещать его в качестве самостоятельной ступени в самом начале религии».
Дело заключается, следовательно, в том, чтобы разобраться в целой группе явлений тюремного фетиша, которая обычно определялась как поклонение чувственным вещам, предметам, выяснить место этой группы явлений среди других форм поклонений и верований. Есть закономерный ход развития фетиша и его идеологии в пенитициарной системе, определяемый развитием общественного бытия. Человека необходимо изучать таким, каков он есть, а не с точки зрения каких-то возможностей: ведь речь идет не о том, чтобы вообразить себе, что человек мог бы сделать или, что он должен был бы сделать, а рассмотреть, что он фактически делает.
В современном обществе усиливается критика «закостенелой схемы» отбывания наказания, подменяются классические понятия семьи и ее роли, происхождения частной собственности и государства, что усложняет процесс адаптации вышедшего на свободу осужденного. Возникает вопрос о степени участия фетиша в формировании отношения к новой жизни. Следующий вопрос об общем закономерном ходе развития идеологии фетиша на воле в свободном обществе. Так будем рассматривать фетиш, как вариацию всевозможных форм, обусловленных эмоционально- психологическими различиями. Следовательно, с точки зрения науки поставим вопрос о генезисе поклонения осужденных фетишу и его идеологии в системе исполнения и наказания, понимая, что это очень важно в разрешении конфликтов, формировании морали и нравственности, и создании методов педагогического воздействия в воспитании совершившего преступление.
Литература:
- Гольбах Поль. Карманное богословие. Пер. О. Румера, предисл. Б. Богданова. Оформление М.С. Смелянова, рисунки Д.С. Моора. М. ОГИЗ. 1937г. 272 с.
- Шарль де Бросс. О фетишизме. М. Мысль 1973г. 206 с.
- Фейербах Л. История философии.Собрание произведений в трех томах.Том 2. Философское наследие. М. Мысль. 1967г. 544с.
- Тэйлор Э. Первобытная культура. М. Соцэкгиз 1939г. 567 с.
- Фрейд З. Психология бессознательного. М Просвещение 1990г. 448с
- Г. Гефтинг
- Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3-х томах. Том 1 Серия: Литературные памятники М. Наука 1961г. 503 с.