Вопрос создания образа будущего в художественной литературе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 27.05.2020

Статья просмотрена: 378 раз

Библиографическое описание:

Суярова, Н. Х. Вопрос создания образа будущего в художественной литературе / Н. Х. Суярова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 633-634. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70670/ (дата обращения: 16.10.2024).



В этой статье автор рассматривает вопросы создание образов будущего писателем.

Ключевые слова: образ, фантастика, произведение, писатели, искусственный интеллект.

In this article, the author considers the writer’s ability to create images of the future.

Keywords: image, science fiction, work, writers, artificial intelligence.

Современный мир не стоит на месте, он постоянно развивается, изменяется, а с ним, стараясь удовлетворить его запросы, меняется и литература. Но во все времена люди хотели заглянуть в будущее и изобразить его. Поэтому писатели в своих произведениях размышляли и размышляют о будущем нашего мира, о будушем человеке во множестве произведений написаных на сотнях языках. Они изображают картины и растительного рая, и технического рая. И ада озверения после атомной войны, и ада машинизации людей.

Другими словами, каждый автор в каждом своём произведении изобретает уникальный образ будущего, но разные авторские миры имеют много общих черт и существуют в едином пространстве представлений своей эпохи о будущем. В этом пространстве можно выделить два полюса, светлый (утопия, полюс надежды на лучшее будущее) и тёмный (дистопия, полюс страха перед будущим).

Писатели-фантасты часто изображают последние дни последних людей на Земле. Например, в произведение Брюсова «Земля», человечество свершило свой долг перед Вселенной, оно овладело Землей, познало все её тайны, утвердило связь человека с его планетой. Мощная техника подчинила стихийные силы земной природы, и они стали безропотно, безотказно служить людям. Но после того, как была пройдена некая наивысшая точка в развитии земной цивилизации и не осталось больше для человечества на Земле нерешенных задач, недостижимых целей, жизнь его стала медленно клониться к упадку. И вот уже исчерпаны резервы человеческого духа, один за другим пересыхают бассейны с водой под крышами Города, гаснет искусственный свет в, огромных залах и они погружаются во мрак, иссякают источники, некогда питавшие творческую активность человечества, его волю к жизни, его созидательные силы. Человечество выродилось, оно живет в роскошных, но неуютных подземельях с иссякающей водой, отгороженное от солнца, от голубого неба. Группа взбунтовавшейся молодежи решает привести в действие давно не работавшие механизмы и открыть крыши подземелий. Они рвутся к солнцу, не зная, что земля лишилась воздуха, что они идут навстречу смерти. [1,с.24]

Брюсов задумал изобразить самый последний акт мировой трагедии. Гибнут люди необычайно величественно и красиво. Их окружает пышный жреческий антураж, храмы, символы, секты. Такая пессимистическая трактовка будущего Земли у Брюсова.

Техногенный мир является утопией, в которой в настоящее время теряется так много людей, погружаясь с головой от прекрасных реалий в яркость и разноцветность экранов. Писатели в своих произведениях показывают не только человеческие мечты о развитии, но и человеческие страхи, предостерегают от возможных ошибок будущего.

Сегодня молодежь не может представить себе свой мир без интернета, и современная литература большое внимание удаляет обществу, погружённому в виртуальную реальность и основной проблеме зависимости человека от машины. Уделяют внимание писатели фантасты и искусственному интеллекту, пишут о проблеме выхода компьютеров из-под контроля человека: «Люди должны знать, что поначалу враг выглядел обычной, заурядной техникой — машины, здания, телефоны. А потом, когда робы начали сами себя проектировать, то обрели знакомый, но какой-то искажённый облик, стали походить на людей и животных из другой вселенной, созданных другим богом. Из наших снов и кошмаров в нашу жизнь пришли машины…» [2, с.6]. В большинстве книгах искусственный интеллект представлен в виде гуманоидоподобых роботов, но писатели отмечают, что наиболее реально появление искусственного интеллекта в интернете.

Сила писателей фантастов в воображение, способность придумывать яркие целостные образы будущего. Образы, которые овладевают воображением людей и вызывают у них восхищение или страх. Именно фантастика (не только книги, но и фильмы, комиксы, игры и т. д.) когда-то внушили миллионам людей, что космос — это круто, что это пространство приключений и открытий, что космическая экспансия — это великая перспектива для человечества. Множество людей под влиянием фантастики пошли в науку, изобретательство, стали заниматься космосом, роботами и прочими вещами, о которых они узнали именно из фантастики. А тем самым, возможно, слегка приблизили наш мир именно к тому образу, к тому будущему миру, к тому будущему человеку, который изобрели фантасты.

Сила фантастики в том, что предсказания писателей захватывают умы людей и потому могут стать самосбывающимися.

Литература:

  1. Брюсов В. «Земная Ось: Рассказы и драм.сцены». — 3-е изд. Скорпион. М., 1911 (https://dlib.rsl.ru/01003776675)
  2. Дэниел У. «Роботы Апокалипсиса». — Изд. Астрель. М., 2012
  3. Крылов В. Минувший век и текущий день в зеркале антиутопий // Звезда. — 2001. — № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): искусственный интеллект, будущее, писатель, произведение.


Похожие статьи

Мир вещей в художественном произведении

В статье автор исследует место и роль вещей, предметов в художественных произведениях.

Место антиутопий в современном мире на примере произведений Е. И. Замятина и Р. Брэдбери

В статье авторы рассуждают на тему вероятности становления антиутопичного мира в современности, и актуальности данного жанра на сегодняшний день.

Проблема бессмертия в современной отечественной антиутопии

В статье автор анализирует проблематику рассказов-антиутопий XXI века, в частности, проблему бессмертия.

Диалог ребенка с Богом в современной детской литературе

В статье автор рассматривает проблему обращения ребенка к религии, Богу на примере произведения Ю. Вознесенской.

Детектив как жанр художественной литературы

В статье авторы исследуют детектив как жанр художественной литературы.

Творчество Нила Геймана в контексте мировой литературы

В данной статье автор рассматривает творчество современного писателя, Нила Геймана, как одного из ярких представителей мировой литературы в жанре фэнтези. В данной работе была предпринята попытка рассмотреть влияние мифологии на творчество писателя.

Эволюция женского образа в литературе

В статье автор исследует эволюцию женских образов русской литературы в периоды разных эпох.

Изучение образа Ходжи Насреддина в мировой литературе

В данной статье рассматривается структура художественного пространства в современной литературе, а также исследована художественная функция в произведении такого понятия, как «городской текст», которое имеет свою историю зарождения и развития.

Образ рассказчика в романе Айрис Мердок «Черный Принц»

Основной проблемой, анализируемой в статье, являются отношения автора и лирического героя. Особое внимание уделяется тому, насколько реальным является образ автора в образе рассказчика. Рассматриваются возможности авторского языкового освоения действ...

Тема эмиграции в творчестве Владимира Набокова

В статье рассматривается тема эмиграции в творчестве В. В. Набокова. Авторами произведен анализ некоторых его произведений. Рассмотрены общие черты в англоязычных и русскоязычных книгах В. Набокова.

Похожие статьи

Мир вещей в художественном произведении

В статье автор исследует место и роль вещей, предметов в художественных произведениях.

Место антиутопий в современном мире на примере произведений Е. И. Замятина и Р. Брэдбери

В статье авторы рассуждают на тему вероятности становления антиутопичного мира в современности, и актуальности данного жанра на сегодняшний день.

Проблема бессмертия в современной отечественной антиутопии

В статье автор анализирует проблематику рассказов-антиутопий XXI века, в частности, проблему бессмертия.

Диалог ребенка с Богом в современной детской литературе

В статье автор рассматривает проблему обращения ребенка к религии, Богу на примере произведения Ю. Вознесенской.

Детектив как жанр художественной литературы

В статье авторы исследуют детектив как жанр художественной литературы.

Творчество Нила Геймана в контексте мировой литературы

В данной статье автор рассматривает творчество современного писателя, Нила Геймана, как одного из ярких представителей мировой литературы в жанре фэнтези. В данной работе была предпринята попытка рассмотреть влияние мифологии на творчество писателя.

Эволюция женского образа в литературе

В статье автор исследует эволюцию женских образов русской литературы в периоды разных эпох.

Изучение образа Ходжи Насреддина в мировой литературе

В данной статье рассматривается структура художественного пространства в современной литературе, а также исследована художественная функция в произведении такого понятия, как «городской текст», которое имеет свою историю зарождения и развития.

Образ рассказчика в романе Айрис Мердок «Черный Принц»

Основной проблемой, анализируемой в статье, являются отношения автора и лирического героя. Особое внимание уделяется тому, насколько реальным является образ автора в образе рассказчика. Рассматриваются возможности авторского языкового освоения действ...

Тема эмиграции в творчестве Владимира Набокова

В статье рассматривается тема эмиграции в творчестве В. В. Набокова. Авторами произведен анализ некоторых его произведений. Рассмотрены общие черты в англоязычных и русскоязычных книгах В. Набокова.

Задать вопрос