В статье затрагиваются актуальные проблемы, особенности формирования и сопровождения процесса совместной деятельности ребенка и родителя, организация которого осуществляется вне условий детских дошкольных учреждений в период пандемии или по иным уважительным причинам.
Ключевые слова: общение, совместная деятельность, дистанционное образование, педагогическая компетентность родителя, изоляция.
Становление совместной с родителем деятельности — одно из приоритетных условий реализации программного обеспечения ДОУ (глава 3, пункт 3.1).
ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» определяет родителя, как полноценного участника образовательных отношений (статья 2, пункт 31).
Процесс общения и взаимодействия ребёнка и родителя затрагивается многими исследователями (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Я. Л. Коломинский и др.).
В условиях пандемии совместная деятельность приобретает новое значение. Образовательный аспект в том же приоритете: родитель — проводник знаний между педагогом и ребенком, он же на равных является их источником.
Резкий переход на осуществление дистанционной образовательной деятельности повлиял на реорганизацию образовательного процесса учреждений всех уровней (ВУЗ, школа, детский сад). Статьей 16 ФЗ «Об Образовании» предусмотрена реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для среднего и высшего образования. Сложившаяся ситуация формирует потребность как у педагога, так и у родителя в создании условий для обеспечения процесса образования ребёнка любого возраста в домашних условиях.
В своей работе мы берём за основу возможность организации работы с детьми младшего дошкольного возраста в условиях дома, с использованием потенциала бросовых и подручных материалов, нестандартных образовательных техник. Такая организация позволит удовлетворить потребности ФГОС, а именно: развитие креативного мышления, коммуникативных навыков, развитие творческих способностей, поддержку развития основного вида деятельности ребёнка — игры и т. д.
Родителю в сложившихся условиях необходима поддержка педагога, специалистов ДОУ, которые обладают необходимыми консультативными возможностями.
Недостаточный уровень педагогической компетентности — одна из проблем, с которой столкнулись родители в этот период. Так же большую роль играет психологическое состояние в условиях изоляции под действием бытовых, финансовых задач, ограничения общения с окружающим миром и т. д.
Мы полагаем, что разработка и адаптация существующих программ, видеоуроков, онлайн-курсов педагогами и специалистами ДОУ, направленных на психолого-педагогическую поддержку в вопросах организации и реализации образовательного процесса методом совместной деятельности в условиях дома в ближайшем будущем приобретёт большую актуальность, в сравнении с потребностью прошлых лет.
В рамках нашего исследования мы предлагаем разработку такого проекта, отвечающего требованиям основных образовательных областей ФГОС. Каждая тема проекта предполагает часть с материалом для работы педагога в условиях ДОУ, а также наличие приложения с подробных описанием рекомендаций, доступного инвентаря, занятий, которые родители смогут реализовать в домашних условиях.
Цель проекта— содействие формированию педагогической компетентности, становлению устойчивого положительного отношения родителей к организации образовательного процесса в условиях изоляции или временного домашнего образования детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Подвести к пониманию необходимости, осознанию важности непрерывного образовательного процесса в сложившихся условиях и обстоятельствах;
- Обогащать знания родителей об основных видах деятельности ребёнка младшего дошкольного возраста, необходимых для формирования ЗУН, способов и методов обучения, воспитания и развития.
Краткое содержание основных методов проекта:
– Рисование с использованием нетрадиционных техник;
– Конструирование и лепка из подручных и бросовых материалов;
– Чтение и словотворчество;
– Наблюдение и эксперименты;
– Физическая активность и подвижные игры;
– Элементарные измерения, вычисления и счёт.
Литература:
- Мелентьева Е. В. Психологические особенности взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста в современной семье // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-vzaimodeystviya-roditeley-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-v-sovremennoy-semie
- Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / Науч. — исслед. ин- т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // http:// www.rg.ru.2013/11/25/doshk-standart-dok.htm.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В редакции, вступившей в силу с 1 сентября 2013 г. — М.: КНОРУС, 2013. — 176 с.