Проектирование процесса совместной образовательной деятельности родителей и ребёнка младшего дошкольного возраста в условиях изоляции или временного домашнего режима | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 25.05.2020

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Ильина, Н. В. Проектирование процесса совместной образовательной деятельности родителей и ребёнка младшего дошкольного возраста в условиях изоляции или временного домашнего режима / Н. В. Ильина, Н. А. Кочнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 525-526. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70685/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье затрагиваются актуальные проблемы, особенности формирования и сопровождения процесса совместной деятельности ребенка и родителя, организация которого осуществляется вне условий детских дошкольных учреждений в период пандемии или по иным уважительным причинам.

Ключевые слова: общение, совместная деятельность, дистанционное образование, педагогическая компетентность родителя, изоляция.

Становление совместной с родителем деятельности — одно из приоритетных условий реализации программного обеспечения ДОУ (глава 3, пункт 3.1).

ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» определяет родителя, как полноценного участника образовательных отношений (статья 2, пункт 31).

Процесс общения и взаимодействия ребёнка и родителя затрагивается многими исследователями (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Я. Л. Коломинский и др.).

В условиях пандемии совместная деятельность приобретает новое значение. Образовательный аспект в том же приоритете: родитель — проводник знаний между педагогом и ребенком, он же на равных является их источником.

Резкий переход на осуществление дистанционной образовательной деятельности повлиял на реорганизацию образовательного процесса учреждений всех уровней (ВУЗ, школа, детский сад). Статьей 16 ФЗ «Об Образовании» предусмотрена реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для среднего и высшего образования. Сложившаяся ситуация формирует потребность как у педагога, так и у родителя в создании условий для обеспечения процесса образования ребёнка любого возраста в домашних условиях.

В своей работе мы берём за основу возможность организации работы с детьми младшего дошкольного возраста в условиях дома, с использованием потенциала бросовых и подручных материалов, нестандартных образовательных техник. Такая организация позволит удовлетворить потребности ФГОС, а именно: развитие креативного мышления, коммуникативных навыков, развитие творческих способностей, поддержку развития основного вида деятельности ребёнка — игры и т. д.

Родителю в сложившихся условиях необходима поддержка педагога, специалистов ДОУ, которые обладают необходимыми консультативными возможностями.

Недостаточный уровень педагогической компетентности — одна из проблем, с которой столкнулись родители в этот период. Так же большую роль играет психологическое состояние в условиях изоляции под действием бытовых, финансовых задач, ограничения общения с окружающим миром и т. д.

Мы полагаем, что разработка и адаптация существующих программ, видеоуроков, онлайн-курсов педагогами и специалистами ДОУ, направленных на психолого-педагогическую поддержку в вопросах организации и реализации образовательного процесса методом совместной деятельности в условиях дома в ближайшем будущем приобретёт большую актуальность, в сравнении с потребностью прошлых лет.

В рамках нашего исследования мы предлагаем разработку такого проекта, отвечающего требованиям основных образовательных областей ФГОС. Каждая тема проекта предполагает часть с материалом для работы педагога в условиях ДОУ, а также наличие приложения с подробных описанием рекомендаций, доступного инвентаря, занятий, которые родители смогут реализовать в домашних условиях.

Цель проектасодействие формированию педагогической компетентности, становлению устойчивого положительного отношения родителей к организации образовательного процесса в условиях изоляции или временного домашнего образования детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Подвести к пониманию необходимости, осознанию важности непрерывного образовательного процесса в сложившихся условиях и обстоятельствах;
  2. Обогащать знания родителей об основных видах деятельности ребёнка младшего дошкольного возраста, необходимых для формирования ЗУН, способов и методов обучения, воспитания и развития.

Краткое содержание основных методов проекта:

– Рисование с использованием нетрадиционных техник;

– Конструирование и лепка из подручных и бросовых материалов;

– Чтение и словотворчество;

– Наблюдение и эксперименты;

– Физическая активность и подвижные игры;

– Элементарные измерения, вычисления и счёт.

Литература:

  1. Мелентьева Е. В. Психологические особенности взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста в современной семье // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-vzaimodeystviya-roditeley-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-v-sovremennoy-semie
  2. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / Науч. — исслед. ин- т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // http:// www.rg.ru.2013/11/25/doshk-standart-dok.htm.
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В редакции, вступившей в силу с 1 сентября 2013 г. — М.: КНОРУС, 2013. — 176 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младший дошкольный возраст, родитель, совместная деятельность, образовательный процесс, педагогическая компетентность, условие дома, условие изоляции.


Ключевые слова

совместная деятельность, общение, дистанционное образование, изоляция, педагогическая компетентность родителя

Похожие статьи

Обоснование актуальности комплексного подхода в подготовке ребенка младшего дошкольного возраста к посещению ДОУ

В статье рассматривается проблема отсутствия у родителей устойчивого положительного отношения к деятельности по подготовке ребенка раннего возраста к посещению младшей группы дошкольного образовательного учреждения и актуальность решения этой проблем...

Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания

В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...

Специфика взаимоотношений подростков, обучающихся в образовательных организациях закрытого типа, и их родителей

В статье автор рассматривает особенности детско-родительских взаимоотношений между родителями и детьми, обучающимися закрытых образовательных организациях интернатного типа.

Продуктивное обучение в практике современного детского сада

В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в продуктивной деятельности взрослых и детей.

Педагогическое сопровождение успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы

В статье рассматривается определение сущности основных путей реализации педагогической поддержки адаптации первоклассников к школе в условиях развивающего обучения.

Психолого-педагогические условия воспитания толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности

В данной статье рассматриваются различные направления внеурочной деятельности, в рамках разнообразия форм, методов и направлений которой формируется благоприятная среда для воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста.

Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы кратковременного пребывания

В статье рассматриваются вопросы организации необходимой адаптации детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации. В связи с этим особое внимание обращено на одну из вариативных форм дошкольного образования — группу кратковременного преб...

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа

В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.

Влияние детско-родительских отношений на адаптацию к ДОУ детей 3–4 лет

В данной статье раскрывается проблема влияния детско-родительских отношений на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ, определяются основные факторы этого влияния и обосновывается необходимость взаимодействия ДОУ с родителями мл...

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского сада

Статья посвящена обоснованию необходимости специальной организации деятельности педагогов ДОУ по эффективному сопровождению процесса адаптации дошкольников к условиям детского сада.

Похожие статьи

Обоснование актуальности комплексного подхода в подготовке ребенка младшего дошкольного возраста к посещению ДОУ

В статье рассматривается проблема отсутствия у родителей устойчивого положительного отношения к деятельности по подготовке ребенка раннего возраста к посещению младшей группы дошкольного образовательного учреждения и актуальность решения этой проблем...

Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания

В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...

Специфика взаимоотношений подростков, обучающихся в образовательных организациях закрытого типа, и их родителей

В статье автор рассматривает особенности детско-родительских взаимоотношений между родителями и детьми, обучающимися закрытых образовательных организациях интернатного типа.

Продуктивное обучение в практике современного детского сада

В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в продуктивной деятельности взрослых и детей.

Педагогическое сопровождение успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы

В статье рассматривается определение сущности основных путей реализации педагогической поддержки адаптации первоклассников к школе в условиях развивающего обучения.

Психолого-педагогические условия воспитания толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности

В данной статье рассматриваются различные направления внеурочной деятельности, в рамках разнообразия форм, методов и направлений которой формируется благоприятная среда для воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста.

Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы кратковременного пребывания

В статье рассматриваются вопросы организации необходимой адаптации детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации. В связи с этим особое внимание обращено на одну из вариативных форм дошкольного образования — группу кратковременного преб...

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа

В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.

Влияние детско-родительских отношений на адаптацию к ДОУ детей 3–4 лет

В данной статье раскрывается проблема влияния детско-родительских отношений на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ, определяются основные факторы этого влияния и обосновывается необходимость взаимодействия ДОУ с родителями мл...

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского сада

Статья посвящена обоснованию необходимости специальной организации деятельности педагогов ДОУ по эффективному сопровождению процесса адаптации дошкольников к условиям детского сада.

Задать вопрос