Инстаграм. Современная форма взаимодействия с современными родителями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 29.05.2020

Статья просмотрена: 2166 раз

Библиографическое описание:

Новикова, Ю. Н. Инстаграм. Современная форма взаимодействия с современными родителями / Ю. Н. Новикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 547-549. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70712/ (дата обращения: 19.12.2024).



Семья и детский сад — два значительных института, каждый дает ребенку определенный социальный опыт. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. [1, с.66]

В ФГОС ДО большое внимание уделяется взаимодействию с семьей. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

К сожалению, в настоящее время в большинстве детских садов взаимоотношения воспитателей и родителей малоконструктивны. С одной стороны, часто родители потребительски относятся к детскому саду («Мы заплатили, привели к вам ребенка, а вы занимайтесь с ним»), перекладывая всю ответственность за развитие ребенка на воспитателей. Некоторые родители просто не придают большого значения дошкольному возрасту и воспринимают детский сад как своеобразную «камеру хранения» для детей, где детей покормят, с детьми погуляют и даже чем-то позанимаются. Но с другой стороны, и педагоги порой считают, что лучше, чтобы родители как можно меньше вмешивались в образовательный процесс, потому что они будут только мешать. Воспитатели считают, что они, как профессионалы, сами знают, как и чему нужно учить детей. [4, с.97]

Вследствие этих тенденций у педагогов сложилась уверенность в педагогической не компетенции родителей, их невежестве в вопросах воспитания. Родители в силу их не включенности в образовательный процесс занимают пассивную позицию в отношении «ДОУ — семья». [3,с.25]

Выстраивая взаимодействия с родителями, педагоги используют как традиционные формы (родительские собрания, лекции, круглые столы, мастер-классы), так и внедряют современные формы — это различные формы дистанционного взаимодействия, квесты, деловые игры и т. п.

Но современные родители требуют и современных подходов к этому взаимодействию.

Какой он, современный родитель, периода 2020 года? Он — активный, грамотный, занимающийся самообразованием, успешно использующий интернет и социальные сети. Не всегда такой родитель будет спрашивать совета у воспитателя, во-первых, в силу своей занятости, а во-вторых, по результатам опроса, проведенного мной на моей странице, 58 % опрошенных родителей вероятнее найдут ответ в интернете, чем спросят у воспитателя. И причины здесь различны: кто-то не доверяет опыту педагога, кто-то не хочет во взаимоотношениях с педагогом становиться в позицию «родитель-ребенок», когда воспитатель «нравоучает».

Как показывает практика и результаты проведенного мной опроса, традиционные формы взаимодействия воспитателя с родителями (памятки, консультации, стандартные родительские собрания в формате лекций, наглядное оформление стендов) уже не интересны родителям, и они все реже принимают участие в мероприятиях такого формата.

В связи с этим, воспитателям необходимо подстроиться под изменившиеся потребности родительской общественности, и внедрить более современные формы взаимодействия с родителями.

Одной из таких инновационных форм на сегодняшний день является социальная сеть Инстаграм. Большинство родителей являются активными пользователями этой социальной сети.

Используя функционал Инстаграма, воспитатель может создать свой блог, в котором в доступной форме сможет преподносить информацию родителям.

Подробнее я хочу остановиться на функционале социальной сети Инстаграм и возможностям ее использования педагогами:

  1. Возможности Инстаграм ограничены количеством знаков, которые можно вписать под тем или иным фото (постом). Максимум составляет 2200 символов. А значит, родителям не придется выслушивать длинную лекцию от педагога, напротив, они получат всю самую важную информацию, следовательно, запомнится эта информация лучше. Если все же возникнет такая необходимость, родитель всегда может перечитать тот или иной пост и задать интересующие вопросы по конкретной теме.
  2. Функция «Прямой эфир». Как показывает практика, на традиционные родительские собрания приходят очень мало родителей (в среднем не более 20 % от общего количества). У всех для этого свои причины: кому-то не подходит время, кто-то устал после трудового дня, а кому-то откровенно скучно слушать лекцию воспитателя, проще и быстрее «погуглить» информацию по заявленной теме. Проводя родительское собрание в формате «прямого эфира» в Инстаграм воспитатель может привлечь большее количество родителей к этому собранию, осветить нужные позиции своего выступления, оперативно ответить на вопросы родителей. И если, сегодня родитель не смог присутствовать на собрании в рамках «эфира», он всегда сможет пересмотреть его в записи, и быть в курсе необходимой информации.

По результатам опроса, проведенного мной в моем блоге в Инстаграм, 63 % опрошенных родителей предпочтут собрание в формате «прямого эфира», а не традиционную лекцию.

  1. Возможности Инстаграм позволяют создавать истории (сторис), которые сохраняются 24 часа. В этих сторис педагог может, к примеру, показывать родителям краткие мастер-классы по созданию поделок, рисунков с детьми. Возможности ограничиваются лишь фантазией педагога. Также, используя эту функцию можно отвечать на возникающие вопросы родителей в формате видео-сообщения, что очень актуально в связи с текущей ситуацией в стране и в мире.
  2. Такая страница в Инстаграм может быть как публичной, так и для определенного круга лиц (например, только для родителей группы), на усмотрение педагога.
  3. Педагогическое просвещение родителей посредством Инстаграм происходит легко и ненавязчиво, по сравнению с традиционным выслушиванием лекций на собраниях. Такого рода неформальное общение сближает родителей и педагогов, дает возможность выслушать мнение родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы, улучшает обратную связь, которая дает возможность высказать свои предложения, пожелания.

Описанные положительные моменты нашли подтверждение в моем блоге. Немного остановлюсь на нем. Около года назад в социальной сети Инстаграм я создала свой блог воспитателя (@vospitatel_detsada). Основной целью для меня было донести информацию, к примеру, ту же, которую мы публикуем на информационных стендах, до родителей. Спустя год я могу судить о положительном эффекте создания такого блога. За год количество подписчиков моего блога выросло с 300 человек до 15 тысяч (данные актуальны на момент публикации статьи, май 2020г.).

Подписчикам (в первую очередь это родители, имеющие детей дошкольного возраста) интересны вопросы, связанные с питанием, с режимом дня в детских садах и многое другое. Очень много вопросов возникает у тех родителей, которые только планируют отдавать ребенка в детский сад. У них множество вопросов и такое же большое количество страхов, связанных с детским садом. Обратившись ко мне, они могут развеять свои страхи, получив ответы на все интересующие их вопросы.

Количество положительных отзывов и слов благодарности растет, а вместе с этим увеличивается количество родителей, читающих мой блог. Здесь, как говорится в народе срабатывает «эффект сарафанного радио». Один родитель прочитал полезный пост, который ему понравился — отправил его другому родителю. Тот нашел для себя еще другие интересные публикации или мастер-класс поделки, и поделился им у себя в сторис, и тд.

На основании вышеизложенного, практического опыта в данном вопросе, я могу сделать вывод, что Инстаграм является новой, современной и достаточно востребованной формой взаимодействия педагога с родителями.

Любой педагог может создать свою подобную страницу, публиковать информацию, ориентируясь на собственные интересы и запросы родителей.

Работа с родителями в данном формате ведет к обновлению форм и методов взаимодействия педагогов с семьей, повышению компетентности воспитателей и родителей.

Использование в организации деятельности воспитателя по взаимодействию с родителями возможностей социальных сетей, в данном случае, Инстаграм, позволит не только расширить воспитательные возможности традиционных форм, преподнеся их «под новым соусом», но и привлечет большее количество задействованных в воспитании ребенка близких ему людей к участию в воспитательно-образовательном процессе дошкольной образовательной организации.

Литература:

  1. Е. П. Арнаутова Планируем работу с семьей // Управление ДОУ 2002г., № 4, С.66;
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/03/27/metody-i-priemy-vzaimodeystviya-pedagoga-s-roditelyami-v-sovremennom-0
  3. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика–Синтез, 2007.167с.
  4. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, мой блог, социальная сеть, воспитатель, педагог, ребенок, взаимодействие, образовательный процесс, результат опроса.


Задать вопрос