В статье анализируется движение горцев под руководством имама Шамиля в годы Крымской войны. Рассматривается вопрос о стремлении крупнейших иностранных держав — Англии, Турции, Франции использовать горцев в борьбе против России. Сделан вывод о том, что движение горцев в годы Крымской войны было пассивно.
Ключевые слова: Крымская война, национально-освободительное движение, имам Шамиль, Мухаммед-Амин.
Крымская, или Восточная, война — это особый этап в истории России и европейских стран. Она оказала сильное влияние на развитие международных отношений второй половины XIX века, показав всю слабость Российской империи. Однако ее итоги явились одной из главных предпосылок важнейших реформ и последующей модернизации страны.
В середине XIX в. в сферу международных противоречий был включен Кавказ. В военных планах союзников по антироссийской коалиции ему было отведено важное место, поскольку имел огромное стратегическое значение. Англия, стремясь «завоевать рынки стран Среднего и Ближнего Востока, проникнуть в Среднюю Азию и на Кавказ, последовательно пыталась утвердить свое лидирующее положение в регионе» [5, с.70]. Во внимание принимался и тот факт, что здесь еще продолжалось движение горцев под руководством имама Шамиля. «Легендарный край и Шамиль становятся объектом пристального внимания мировых держав, их дипломатических служб» [6, с.68].
Турецкое и англо-французское командование пыталось наладить контакт с руководителями движения горцев, особенно с имамом Шамилем и его наибом Мухаммед-Амином. К народам Северного Кавказа ещё перед началом Крымской войны были отправлены десятки османских и английских эмиссаров с призывом к «священной войне» против России. «В Западной Адыгее появляются многочисленные дипломатические и военные миссии воюющих против России держав. Все они имеют одно общее желание, все они стремятся использовать милитаристские силы Северного Кавказа в проводимой войне» [11, с.59].
Союзниками по антироссийской коалиции с началом войны планировалось силами турецкой армии активизировать наступление в Закавказье, на главный административный центр — Тифлис, чтобы как можно скорее «поднять черкесов и дагестанцев» [7, с.185]. Предполагалось наступление на Тифлис с севера и отрядов Шамиля. Об этих планах в 1853г. наиб Мухаммед-Амин писал в письме Шамилю: «С нами войска Турции и мы встретимся, даст бог, в Кабарде... Я отправил посланцев в Стамбул в прошлом году, и они возвратились ко мне с доброй вестью. С одним из них пришли три больших парохода, наполненные порохом и свинцом. Пришли также письма Высочайшего (Султана)» [8, с.216]. Однако поход Мухаммед-Амина в июле 1853 г. с целью овладеть Карачаем оказался безуспешным. За несколько месяцев до начала Крымской войны самим Шамилем также была предпринята неудачная попытка в Закавказье. С 25 августа — по 4 сентября отряды Шамиля напали на селения Джаро-Белоканского округа. Но горцы были отброшены силами генерала Орбелиани и Аргутинского-Долгорукого. Гаджи-Али Чохский заявлял: «Шамиль выступил, чтобы соединиться с войском султана Абдул-Меджида (до того времени из Карса от Керим Паши и Селим Паши приходили послы и письма, чтобы Шамиль с войсками пробрался к ним)» [9, с.460]. Возможно, данные походы были как-то связаны с развязыванием Крымской войны, так как эти события подозрительно близко располагалось к его началу.
Союзники стремились в войне прибегнуть к помощи горцев Кавказа. Так, французский капитан Модюи пытался добраться до Дагестана, чтобы там встретиться с Шамилем и побудить его к действиям на стороне союзников. Наладить непосредственный контакт с Шамилем союзники не смогли. Однако они несколько раз вели переговоры с Мухаммед-Амином о совместных действиях против России, на которых он часто преувеличивал свои возможности как руководителя движения горцев. В реальности власть и авторитет его были непрочны. В июле 1854 г. Магомед-Амин во главе черкесских посланцев по приглашению союзного командования выезжал в их ставку в г. Варну для переговоров о совместных действиях против России. Французский капитан писал: «Я не знал тогда, кем был в точности наиб. Я полагал его подлинным вождем этих отцов племен, которые его сопровождали, позже я узнал, что он был ничем. Наиб был для них объектом уважения, но находился среди них только для того, чтобы просить их помощи; он просил, а не командовал» [7, с.187].
В начале июля 1854 г. Шамиль предпринял походы 15-тысячного отряда в Грузию на соединение с султанскими войсками. Ученый-богослов Хаджи Гайдар-бек Генучутльский вспоминал, что «в 1270 г. (1854г.) к нему (Шамилю) прибыло со стороны высоких мест почетное письмо, содержащее славную речь о том, что войска Османского государства тронулись в сторону Дагестана. Мусульмане возликовали, прославляя Аллаха! После того имам выступил вместе со всеми своими войсками в вилаеты Гуржистана, ожидая, что Аллах подаст ему встречу с войсками османов» [2, с.67]. Данные походы Шамиля в Грузию не имели успеха. Их нельзя считать действиями, имевшими целью отстаивание независимости. Это скорее были грабительские походы. «Общий ущерб исчислялся в 353 тыс. рублей» [7, с.216]. Хаджи Гайдар-бек Генучутльский писал, что горцы после этого похода «погнали впереди себя буйволов и рогатый скот. Им досталось столько золота, чеканного серебра, драгоценных хранимых сосудов, сокровищ, что их сильные лошади еле везли всё это на себе». Летописец Кавказской войны и главный секретарь имама Шамиля Мухаммад-Тахир аль-Карахи писал: «Много, очень много всякого добра было захвачено мюридами в этот раз… За пленных было уплачено так много денег, что Грузия надолго осталась без денег» [1, с.64].
При подготовке к военной кампании на 1855 г. на Кавказе, союзное командование продолжало надеяться на активные действия горцев, особенно на Шамиля. В это время «Шамиль официально получил от Порты звание генералиссимуса черкесской и грузинской армии» [1, с.189]. Однако Шамиль не предпринимал активных военных действий. С осторожностью и недоверием стал относиться к союзникам и Мухаммед-Амин, который вел лишь партизанскую войну. Перспектива присоединения к Турции, по-видимому, не приводила горцев в восторг. Боровшиеся за независимость и нуждающиеся в помощи горцы удивлялись, что сами турки требуют у них помощи.
Горцам в годы Крымской войны была характерна некоторая пассивность. Этому способствовал целый комплекс причин. Они были связаны крупными военными силами Российских войск на Кавказе. По словам генерала Р. А. Фадеева, до 270 тыс. человек Кавказских войск ко времени Крымской войны вели тесное десятилетнее обложение подвластной Шамилю нагорной территории. Изменилась и тактика ведения борьбы. «Экспедиции стали вести осторожно, недалеко от наших пределов. Кавказский корпус, усиленный по отбытии 5-го пехотного новой дивизией в 20 батальонов, стал вокруг гор теснее; непокорные горцы везде увидели вокруг себя железную стену» [10, с.70]. Ослаблению Имамата Шамиля накануне Крымской войны способствовало отделение областей Чечни, которые сдались царским войскам. Можно сказать, что «Шамиль потерял свою житницу — плоскостную Чечню. Голодное население разоренных русскими аулов превращалось в непосильное бремя для имамата, усиливая социальную напряженность» [4, с.225]. Таким образом, горцев стремились покорить своеобразной «блокадой» и изматыванием.
Движение Шамиля подрывали и внутренние противоречия. В имамате в годы Крымской войны наблюдался кризис. Почти всё свое внимание, если не считать отдельных походов против царских войск, Шамиль уделял решению внутренних дел. Разбогатевшие и офеодализовавшиеся наибы меньше всего думали о продолжении борьбы за независимость. Используя данную им власть, они обогащались всеми возможными способами. «Наибы и уздени, которые ещё вчера по приказу имама уничтожали горскую феодальную знать, сами превратились в феодалов и грабили горцев-крестьян» [12, с.168]. Так, на жалобу о насилии наибов жителя селения Хуты Мурчи Дамадана имам Шамиль заявлял: «Что же мне сделать, назначаю наибом над народом самого хорошего, а он оказывается самым плохим» [3, с.3]. Значительная часть их изменила Шамилю и перешла на сторону России, выговорив себе ряд привилегий. Простые горцы также были измучены многолетней борьбой с Российской империей. Сам Акушинский кадий Магомед писал об этом в личном письме Шамилю, утверждая, что эта борьба не может окончиться победой. «Дагестан не в силах воевать с русскими и изгнать их из Дагестана. Даже в том случае, если все народы Дагестана душой и языком объединятся» [3, с. 19]. Поэтому акушинский кадий призывал Шамиля прекратить бесперспективную борьбу.
Таким образом, можно сделать вывод, что имам Шамиль не располагал достаточными силами для совершения смелых и больших походов против царской России в годы Крымской войны. Он высоко ценил свою независимость. Перспектива оказаться в подданстве Османской империи не интересовала его, хоть он и признавал султана духовным главою мусульман. Султан неоднократно призывал о помощи, но направлять крупные силы подальше от центра имамата вряд ли входило в возможности и намерения Шамиля. Позже, будучи в плену, Шамиль признавался: «Вместо всякой благодарности я получал из Константинополя замечания, что делаю свои нападения не вовремя или не туда, куда следует. Вследствие того, в 1855 году я ограничился только уведомлением в Константинополь о полной готовности моей безотлагательно двинуться тогда и туда, куда мне будет указано, но что до получения этого приказания ограничусь сборами и сам никуда не двинусь. Никаких указания я после этого уже не получал, потому и вся моя деятельность в 1855 году ограничилась одними сборами» [9, с. 468]. Данная цитата позволяет понять, что с Шамилем как с главою суверенного государства ни Турция, ни Англия с Францией не считались. Отныне имаму становится ясно, что сохранить свою независимость с их помощью не получиться.
Литература:
- Бушуев С. К. Крымская война /под ред. Ю. В. Готье — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1940. — 157 с.
- Воспоминания Хаджи Гайдар-бека Генучутльского о движении Шамиля против царского владычества на Кавказе //ГКУ ЦГА РД. Ф. 133. 0п. 2. Д. 3. -– 83 с.
- Воспоминания стариков о движении горцев под руководством Шамиля и покорении им лакцев //ГКУ ЦГА РД. Ф. 133. 0п. 2. Д. 4. -– 29 с.
- Дегоев В. В. Имам Шамиль: пророк, властитель, воин — М.: Рус. панорама, 2001. — 372 с.
- Джахиева Э. Г. Англо-российское противостояние в кавказско-каспийском макрорегионе в XIX — начале XXI вв.// Первые Всероссийские историко-этнографические чтения, памяти проф. Магомедова Р. М.– Махачкала: ДГУ 2013. — 70–75 с.
- Ибрагимов М. –Р. А, Магомедханов М. М. Аварцы: История, традиции и обычаи, культура и искусство народа. — Махачкала, 2012. — 327 с.
- Нарочницкий А. Л. История народов Северного Кавказа конец XVIII в.– 1917г. — М. 1988. — 659 с.
- Омаров Х. А. Письмо Мухаммад-Амина к имаму Шамилю 1853г. // Мухаммад-Амин и народно-освободительное движение народов Северо-Западного Кавказа в 40–60 гг. XIX века: (сборник документов и материалов) — Махачкала, 1998. — 215–218 с.
- Покровский Н. И. Кавказские войны и имамат Шамиля / под ред. В. Г. Гаджиева, Н. Н. Покровского — М. 2000. — 511 с.
- Фадеев Р. А. Государственный порядок. Россия и Кавказ / Лебедев С. В., Линицкая Т. В., О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2010. — 992.
- Хавжоко Жамбек, «Магомет-Эмин» // Мухаммад-Амин и народно-освободительное движение народов Северо-Западного Кавказа в 40–60 гг. XIX века: (сборник документов и материалов) — Махачкала, 1998. — 57–62 с.
- Хаджи Мурат Ибрагимбейли. Кавказ в Крымской войне — М. 1971. –404 с.