В статье рассматриваются проблемы эффективности государственного управления России и на основе анализа проблем рассмотрены вероятные пути их решения, и создания полноценного гражданского общества.
Ключевые слова: Россия, государственное управление, либерально-демократическая модель, методология.
Проблемами теории и практики разработки и принятия государственных решений продолжают заниматься ученые многих областей науки. Вопрос эффективности государственного управления особенно остро стал на современном этапе развития Российского государства и от того как он будет решен будет зависеть дальнейшее будущее всего российского государства. От эффективности разработки и реализации государственных решений зависит жизнь и процветания многих народов проживающих на территории современной России и от того как эти решения разрабатываются и притворяются в жизнь и формируется авторитет государственной власти, становится он популярной в народе или же призираемой.
Изучение теории и методологии принятия и реализации государственных решений показывает, что на всех этапах развития социально-политической мысли качество жизни общества зависело от модели государственного управления. В то же время социально-политическая деятельность способствовала изменению механизмов принятия государственных решений в частности и моделей государственного управления в целом. Следовательно, можно утверждать о диалектической связи между развитием общества и способами управления социумом.
В современном мире создано значительное количество и моделей принятия государственных решений, разработанных в основном на Западе и активно используемых различными политическими акторами управления в России. Принятие данных решений часто осуществляется без учета социально — экономических, культурных, правовых, социально- психологических особенностей Российского государства. Существующие способы разработки, принятия и реализации государственных решений в основном не приводят к получению желаемого результата по различным причинам. В то же время теории и методологии испытанные российской действительностью не используются, а если и используются, то с задержкой в несколько лет, что подтверждает несформированость концепций и механизмов принятия государственных решений в отечественной науке и государственной практике.
Особенностями процесса реализации и принятия государственных решений в России являются:
− неотделимость политики и экономики, социальных и личных отношений. Политика неразрывно связанна с другими сферами жизни из-за неразвитости институтов гражданского общества, которые должны ее контролировать и ограничивать. Неразвитость гражданского общество является особенностью политического процесса в России. В такой ситуации ни один вопрос экономического, социального и духовного развития не решается без вмешательства власти.
При переходе России к рыночной экономике статусная расслоенность сталкивается с социально-экономической, классовой. Неравенство в обществе, вызванное приватизацией и перераспределением государственной собственности, сформировало массу политических интересов и выражающих их сил. В этих условиях влияние государство уменьшается и растет желание правящего класса сохранить свое экономическое, политическое влияние и превосходство, и создать партию власти.
− отсутствие согласия между участниками политической жизни.
В России не было традиции согласия между различными участниками политической жизни государства и ее невозможно было упрочить за несколько лет реформ. Другая же причина отсутствия согласия кроется в различном взгляде различных политических сил и элит на понимании свободы и демократии, а также в неравных возможностях их участия в разработке и реализации государственных решений и удовлетворения собственных интересов.
− неорганизованность и высокая степень интеграции политических ролей. Фиктивное многообразие участников политического процесса, поскольку их возможности и влияние на принятие решений весьма ограниченны. Политические партии не способны в полной мере выражать интересы гражданского общества. Это связанно с тем, что интересы гражданского общества только начинают формироваться, а сами политические партии мало кого представляю и сами партии больше похожи на объединение единомышленников вокруг лидера, а не на формулу связи власти с гражданским обществом. [1]
− отсутствие тесного взаимодействия участников принятия государственных решений, в результате чего в обществе отсутствует единая коммуникационная система. Вертикально организованный процесс принятия государственных решений выполняет свои функции с помощью диалога власти и общества, в котором общество доносит свои требования до властных структур с помощью разветвленной системы представительства.
− в основе процесса принятия государственных решений лежит навязывание обществу нововведений со стороны государства. Активная роль государства, как в формировании проблем, так и объединение интересов различных групп вызвана культурно-религиозной, этнической и политической неоднородностью общества.
Во взаимодействии «власть — общество» инициатива принадлежит государству, так как оно концентрирует ресурсы в своих руках
− особенностью процесса принятия государственных решений является огромная концентрация государственной власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет оппозицию выступать в качестве радикальных движений, а не политических соперников. Борьба правящей элиты и оппозиции является следствием культурно-политической неоднородности самой элиты, которая ориентируется, как на либеральные, так и на социалистические ценности. Этим и объясняется невысокая эффективность разработки и реализации принимаемых государственных решений.
− следующей особенность процесса принятия государственных решений в России является размывание традиций посткоммунистического общества, привело к тому, что лидера ради удержания власти в своих руках прибегали к помощи других государств. [1]
Данные особенности и оказали пагубное влияние на особенность построения и работоспособность системы принятия государственных решений в России.
Ярким примером является «Административная реформа. Ставились цели сокращения и удешевления аппарата, увеличение эффективности государственного управления. Получилось, по мнению большинства экспертов, следующее. Хаотизация управления в первый год, доходившая до паралича управляемости, рост «эффективного количества высокооплачиваемых должностей государственных руководителей, удорожание аппарата, неработоспособность в отдельных звеньях (например, законотворческой работы правительства). С позиций заявленных целей можно говорить о провале реформы. Продолжая рассмотрение особенностей механизма принятия государственных решений в России, следует отметить, что сегодня важную роль в государственном управлении выдвигается задача социальной интеграции. К этому обязывает рост сложности и масштабности возникающих социальных проблем, требующих при принятии решений всестороннего учета интересов заинтересованных участников. Чем разнообразнее круг субъектов — участников процесса принятия государственных решений, тем выше способность политической системы своевременно реагировать на назревшие проблемы и интересы общества. [2]
Для решения этих проблем необходимо провести ряд нижеследующих мер, которые могут помочь укреплению российского государства, формированию гражданского общества, повышению роли законодательных и исполнительных органов власти, и именно: следует исключить некоторые недостатки в управлении страной Государственной думе и Совету Федерации, оказывая более эффективную помощь в своевременном получении качественных заключений правительства Российской Федерации на вносимые законопроекты;
– необходимо более четко узаконить механизмы взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в сфере дифференциации полномочий по предметам совместного ведения;
– важную роль в повышении эффективности механизма принятия государственных решений должны сыграть становление и развитие системы изучения правоприменительной практики, а также среднесрочного прогнозирования и планирования законодательных приоритетов. Установление прямой связи полномочий и расходных обязательств, предусмотренных законами, скорее всего приведет к сокращению доли внешних законов. изучение законодательства и практики в сфере правоприменения может стать важным методом осуществления государственного надзора;
– необходимо углубить принципы демократии в формировании механизма принятия государственных решений;
– целесообразно сосредоточить внимание на основных направлениях деятельности в области государственных решений: с политической целесообразности — к эффективности, оцениваемой по целевым и функциональным показателям;
– следует развивать контекстуальный подход к эффективности, связанный с оптимизацией сопряжения основных ветвей власти при сохранении их независимости;
– согласовывать и координировать парламентскую деятельность по вертикали (федеральный, региональный, местный уровни) и по горизонтали (внутрипарламентское взаимодействие);
– должно иметь место превосходство гуманистических ценностей в целевых и функциональных показателях, стандартах и критериях эффективности механизма принятия государственных решений; предельное сочетание представительных и профессиональных подходов в формировании структур парламента;
– увеличение профессионализма аппарата и научно экспертных начал в оценке эффективности механизма принятия государственных решений;
– развитие информационной открытости государственных структур. [3, c.24]
Таким образом, можно прийти к выводу что необходимо отойти от либерально-демократической модели управления, так как меньшинство населения с демократических позиций не имеют законных основ на выработку системы ценностей и целей, неприемлемых для большинства населения. Нужно вернуться к модели управления, когда государство при принятии государственных решений отражает интересы не отдельной социальной группы, а всего населения. Что касается проблемы конфликта интересов меньшинства и большинства, то данная проблема решается как в теоретическом, так и эмпирическом плане. [4,c 3–4]
Кроме того, методически важно отметить отсутствие ценностного подхода к созданию философии государственного управления. Идеологическая карта мира указывает на то, что ведущие государства мира строят своѐ будущее на основе ценностей, основанных на тех или иных идеологиях (европеизма и др.) и только политические акторы современной России уверены в том, что отсутствие государственной идеологии на протяжении двух десятилетий — это нормальное явление.
Литература:
- Исаев Б. А., Баранов Н. А. Политические отношения и политический процесс в современной России. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. С.24.
- Сосунов Д. В. Процесс принятия политических решений в современной России (федеральный и региональный уровень). Автореферат дис…. канд.полит.наук. Воронеж, 2008.
- Трубицын, Андрей Витальевич. Механизмы регулирования деятельности муниципальных органов власти и управления на региональном уровне (политологический анализ). Автореферат дисс….канд.полит.наук: Ростов на Дону, 2013.
- Сулакшин С. С. Ценностное, мотивационное, градиентное государственное управление как российский вызов // Труды Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. — Вып. 13. — М.: Научный эксперт, 2009.