Проблемы теории и практики разработки и принятия государственных решений и пути их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 27.05.2020

Статья просмотрена: 1461 раз

Библиографическое описание:

Шахмин, Д. В. Проблемы теории и практики разработки и принятия государственных решений и пути их решения / Д. В. Шахмин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 410-412. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70733/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются проблемы эффективности государственного управления России и на основе анализа проблем рассмотрены вероятные пути их решения, и создания полноценного гражданского общества.

Ключевые слова: Россия, государственное управление, либерально-демократическая модель, методология.

Проблемами теории и практики разработки и принятия государственных решений продолжают заниматься ученые многих областей науки. Вопрос эффективности государственного управления особенно остро стал на современном этапе развития Российского государства и от того как он будет решен будет зависеть дальнейшее будущее всего российского государства. От эффективности разработки и реализации государственных решений зависит жизнь и процветания многих народов проживающих на территории современной России и от того как эти решения разрабатываются и притворяются в жизнь и формируется авторитет государственной власти, становится он популярной в народе или же призираемой.

Изучение теории и методологии принятия и реализации государственных решений показывает, что на всех этапах развития социально-политической мысли качество жизни общества зависело от модели государственного управления. В то же время социально-политическая деятельность способствовала изменению механизмов принятия государственных решений в частности и моделей государственного управления в целом. Следовательно, можно утверждать о диалектической связи между развитием общества и способами управления социумом.

В современном мире создано значительное количество и моделей принятия государственных решений, разработанных в основном на Западе и активно используемых различными политическими акторами управления в России. Принятие данных решений часто осуществляется без учета социально — экономических, культурных, правовых, социально- психологических особенностей Российского государства. Существующие способы разработки, принятия и реализации государственных решений в основном не приводят к получению желаемого результата по различным причинам. В то же время теории и методологии испытанные российской действительностью не используются, а если и используются, то с задержкой в несколько лет, что подтверждает несформированость концепций и механизмов принятия государственных решений в отечественной науке и государственной практике.

Особенностями процесса реализации и принятия государственных решений в России являются:

− неотделимость политики и экономики, социальных и личных отношений. Политика неразрывно связанна с другими сферами жизни из-за неразвитости институтов гражданского общества, которые должны ее контролировать и ограничивать. Неразвитость гражданского общество является особенностью политического процесса в России. В такой ситуации ни один вопрос экономического, социального и духовного развития не решается без вмешательства власти.

При переходе России к рыночной экономике статусная расслоенность сталкивается с социально-экономической, классовой. Неравенство в обществе, вызванное приватизацией и перераспределением государственной собственности, сформировало массу политических интересов и выражающих их сил. В этих условиях влияние государство уменьшается и растет желание правящего класса сохранить свое экономическое, политическое влияние и превосходство, и создать партию власти.

− отсутствие согласия между участниками политической жизни.

В России не было традиции согласия между различными участниками политической жизни государства и ее невозможно было упрочить за несколько лет реформ. Другая же причина отсутствия согласия кроется в различном взгляде различных политических сил и элит на понимании свободы и демократии, а также в неравных возможностях их участия в разработке и реализации государственных решений и удовлетворения собственных интересов.

− неорганизованность и высокая степень интеграции политических ролей. Фиктивное многообразие участников политического процесса, поскольку их возможности и влияние на принятие решений весьма ограниченны. Политические партии не способны в полной мере выражать интересы гражданского общества. Это связанно с тем, что интересы гражданского общества только начинают формироваться, а сами политические партии мало кого представляю и сами партии больше похожи на объединение единомышленников вокруг лидера, а не на формулу связи власти с гражданским обществом. [1]

− отсутствие тесного взаимодействия участников принятия государственных решений, в результате чего в обществе отсутствует единая коммуникационная система. Вертикально организованный процесс принятия государственных решений выполняет свои функции с помощью диалога власти и общества, в котором общество доносит свои требования до властных структур с помощью разветвленной системы представительства.

− в основе процесса принятия государственных решений лежит навязывание обществу нововведений со стороны государства. Активная роль государства, как в формировании проблем, так и объединение интересов различных групп вызвана культурно-религиозной, этнической и политической неоднородностью общества.

Во взаимодействии «власть — общество» инициатива принадлежит государству, так как оно концентрирует ресурсы в своих руках

− особенностью процесса принятия государственных решений является огромная концентрация государственной власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет оппозицию выступать в качестве радикальных движений, а не политических соперников. Борьба правящей элиты и оппозиции является следствием культурно-политической неоднородности самой элиты, которая ориентируется, как на либеральные, так и на социалистические ценности. Этим и объясняется невысокая эффективность разработки и реализации принимаемых государственных решений.

− следующей особенность процесса принятия государственных решений в России является размывание традиций посткоммунистического общества, привело к тому, что лидера ради удержания власти в своих руках прибегали к помощи других государств. [1]

Данные особенности и оказали пагубное влияние на особенность построения и работоспособность системы принятия государственных решений в России.

Ярким примером является «Административная реформа. Ставились цели сокращения и удешевления аппарата, увеличение эффективности государственного управления. Получилось, по мнению большинства экспертов, следующее. Хаотизация управления в первый год, доходившая до паралича управляемости, рост «эффективного количества высокооплачиваемых должностей государственных руководителей, удорожание аппарата, неработоспособность в отдельных звеньях (например, законотворческой работы правительства). С позиций заявленных целей можно говорить о провале реформы. Продолжая рассмотрение особенностей механизма принятия государственных решений в России, следует отметить, что сегодня важную роль в государственном управлении выдвигается задача социальной интеграции. К этому обязывает рост сложности и масштабности возникающих социальных проблем, требующих при принятии решений всестороннего учета интересов заинтересованных участников. Чем разнообразнее круг субъектов — участников процесса принятия государственных решений, тем выше способность политической системы своевременно реагировать на назревшие проблемы и интересы общества. [2]

Для решения этих проблем необходимо провести ряд нижеследующих мер, которые могут помочь укреплению российского государства, формированию гражданского общества, повышению роли законодательных и исполнительных органов власти, и именно: следует исключить некоторые недостатки в управлении страной Государственной думе и Совету Федерации, оказывая более эффективную помощь в своевременном получении качественных заключений правительства Российской Федерации на вносимые законопроекты;

– необходимо более четко узаконить механизмы взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в сфере дифференциации полномочий по предметам совместного ведения;

– важную роль в повышении эффективности механизма принятия государственных решений должны сыграть становление и развитие системы изучения правоприменительной практики, а также среднесрочного прогнозирования и планирования законодательных приоритетов. Установление прямой связи полномочий и расходных обязательств, предусмотренных законами, скорее всего приведет к сокращению доли внешних законов. изучение законодательства и практики в сфере правоприменения может стать важным методом осуществления государственного надзора;

– необходимо углубить принципы демократии в формировании механизма принятия государственных решений;

– целесообразно сосредоточить внимание на основных направлениях деятельности в области государственных решений: с политической целесообразности — к эффективности, оцениваемой по целевым и функциональным показателям;

– следует развивать контекстуальный подход к эффективности, связанный с оптимизацией сопряжения основных ветвей власти при сохранении их независимости;

– согласовывать и координировать парламентскую деятельность по вертикали (федеральный, региональный, местный уровни) и по горизонтали (внутрипарламентское взаимодействие);

– должно иметь место превосходство гуманистических ценностей в целевых и функциональных показателях, стандартах и критериях эффективности механизма принятия государственных решений; предельное сочетание представительных и профессиональных подходов в формировании структур парламента;

– увеличение профессионализма аппарата и научно экспертных начал в оценке эффективности механизма принятия государственных решений;

– развитие информационной открытости государственных структур. [3, c.24]

Таким образом, можно прийти к выводу что необходимо отойти от либерально-демократической модели управления, так как меньшинство населения с демократических позиций не имеют законных основ на выработку системы ценностей и целей, неприемлемых для большинства населения. Нужно вернуться к модели управления, когда государство при принятии государственных решений отражает интересы не отдельной социальной группы, а всего населения. Что касается проблемы конфликта интересов меньшинства и большинства, то данная проблема решается как в теоретическом, так и эмпирическом плане. [4,c 3–4]

Кроме того, методически важно отметить отсутствие ценностного подхода к созданию философии государственного управления. Идеологическая карта мира указывает на то, что ведущие государства мира строят своѐ будущее на основе ценностей, основанных на тех или иных идеологиях (европеизма и др.) и только политические акторы современной России уверены в том, что отсутствие государственной идеологии на протяжении двух десятилетий — это нормальное явление.

Литература:

  1. Исаев Б. А., Баранов Н. А. Политические отношения и политический процесс в современной России. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. С.24.
  2. Сосунов Д. В. Процесс принятия политических решений в современной России (федеральный и региональный уровень). Автореферат дис…. канд.полит.наук. Воронеж, 2008.
  3. Трубицын, Андрей Витальевич. Механизмы регулирования деятельности муниципальных органов власти и управления на региональном уровне (политологический анализ). Автореферат дисс….канд.полит.наук: Ростов на Дону, 2013.
  4. Сулакшин С. С. Ценностное, мотивационное, градиентное государственное управление как российский вызов // Труды Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. — Вып. 13. — М.: Научный эксперт, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): решение, Россия, государственное управление, гражданское общество, российское государство, государственная власть, особенность процесса принятия, политический процесс, принятие решений, современная Россия.


Ключевые слова

Россия, методология, государственное управление, либерально-демократическая модель

Похожие статьи

К вопросу о принципах и функциях социального государства

В статье проанализированы и обобщены теоретические аспекты проблемы социального государства, связанные с его принципами и функциями на современном этапе развития демократии в России и за рубежом.

Трансформация системы взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества в современной России

В статье анализируются новые механизмы взаимодействия между гражданским обществом и властью, а также основные проблемы. Рассмотрены основные направления взаимодействия и возможности для конструктивного диалога гражданского общества и государства.

Методологические причины и особенности политико-культурного подхода к формированию в России пенсионного рынка

В статье анализируются процессы пенсионного реформирования в России, происходящие в последние десятилетия. Автором предлагаются методологические подходы к изучению динамики процесса и его последствиям.

Национальная стратегия развития искусственного интеллекта: правовой анализ, проблемы и перспективы

В данной статье автором осуществлен правовой анализ Национальной стратегии развития искусственного интеллекта. Рассмотрен понятийный аппарат в этой сфере, а также цели, задачи, принципы развития искусственного интеллекта. Выявлены некоторые проблемы ...

Проблемы малого бизнеса в современной России и пути их решения

В данной статье производится анализ состояния малого бизнеса в современной России, на основе которого выделяются актуальные проблемы и пути их эффективного решения.

Действие механизма правового регулирования в современной России

В статье рассмотрена проблема эффективности механизма правового регулирования, его структура, место и основные функции в системе российского права. Выявлены и обоснованы пути повышения эффективности правового регулирования. На основании проведенного ...

Современное состояние институтов местного самоуправления: свежий взгляд на проблемы

Статья посвящена обзору основных проблем института местного самоуправления в различные периоды его становления и развития. Подчеркивается значимость муниципальной власти, обозначаются некоторые направления по оптимизации местной власти.

Сущность и содержание региональной социально-экономической политики в современных условиях

В данной статье рассмотрены этапы и история развития экономической политики в России, проанализированы определения региональной социально-экономической политики, а также дано авторское определение, раскрыта сущность экономической политики регионов и ...

Современные тенденции и проблемы формирования имиджа государственного служащего как инструмент повышения эффективности в профессиональной деятельности

В данной научно-исследовательской работе авторами выделены основные практические современные тенденции и проблемы формирования имиджа государственного гражданского служащего в России. Предпринята попытка определения актуальных факторов, которые могут...

Совершенствование региональной социальной политики в России на основе программно-целевого планирования

В статье проанализированы методологические подходы к формированию и реализации региональных социальных программ. Сделан вывод о необходимости применения комплексного подхода к решению проблем программно-целевого планирования в Российской Федерации.

Похожие статьи

К вопросу о принципах и функциях социального государства

В статье проанализированы и обобщены теоретические аспекты проблемы социального государства, связанные с его принципами и функциями на современном этапе развития демократии в России и за рубежом.

Трансформация системы взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества в современной России

В статье анализируются новые механизмы взаимодействия между гражданским обществом и властью, а также основные проблемы. Рассмотрены основные направления взаимодействия и возможности для конструктивного диалога гражданского общества и государства.

Методологические причины и особенности политико-культурного подхода к формированию в России пенсионного рынка

В статье анализируются процессы пенсионного реформирования в России, происходящие в последние десятилетия. Автором предлагаются методологические подходы к изучению динамики процесса и его последствиям.

Национальная стратегия развития искусственного интеллекта: правовой анализ, проблемы и перспективы

В данной статье автором осуществлен правовой анализ Национальной стратегии развития искусственного интеллекта. Рассмотрен понятийный аппарат в этой сфере, а также цели, задачи, принципы развития искусственного интеллекта. Выявлены некоторые проблемы ...

Проблемы малого бизнеса в современной России и пути их решения

В данной статье производится анализ состояния малого бизнеса в современной России, на основе которого выделяются актуальные проблемы и пути их эффективного решения.

Действие механизма правового регулирования в современной России

В статье рассмотрена проблема эффективности механизма правового регулирования, его структура, место и основные функции в системе российского права. Выявлены и обоснованы пути повышения эффективности правового регулирования. На основании проведенного ...

Современное состояние институтов местного самоуправления: свежий взгляд на проблемы

Статья посвящена обзору основных проблем института местного самоуправления в различные периоды его становления и развития. Подчеркивается значимость муниципальной власти, обозначаются некоторые направления по оптимизации местной власти.

Сущность и содержание региональной социально-экономической политики в современных условиях

В данной статье рассмотрены этапы и история развития экономической политики в России, проанализированы определения региональной социально-экономической политики, а также дано авторское определение, раскрыта сущность экономической политики регионов и ...

Современные тенденции и проблемы формирования имиджа государственного служащего как инструмент повышения эффективности в профессиональной деятельности

В данной научно-исследовательской работе авторами выделены основные практические современные тенденции и проблемы формирования имиджа государственного гражданского служащего в России. Предпринята попытка определения актуальных факторов, которые могут...

Совершенствование региональной социальной политики в России на основе программно-целевого планирования

В статье проанализированы методологические подходы к формированию и реализации региональных социальных программ. Сделан вывод о необходимости применения комплексного подхода к решению проблем программно-целевого планирования в Российской Федерации.

Задать вопрос