В статье рассматривается актуальное состояние российской системы образования на разных уровнях. Данное исследование позволило выявить основные недостатки системы и попытаться спрогнозировать пути развития.
В ближайшем будущем к глобальным проблемам будет добавлен «кризис системы образования Российской Федерации». «Структура системы образования в России включает в себя общее и профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение (п.2 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), которые реализуются по уровням образования». [1]
Часы в стенах учебного заведения с каждым годом увеличиваются, но учащиеся не усваивают даже элементарные знания. Исследователи неоднократно заявляли, что научно-техническая революция еще более обострила проблемы образования. На сегодняшний день спрос не просто на знание, а на умение добывать, анализировать информацию и всегда быть готовым к стремительно развивающимся инновациям.
«Традиционная система образования, существующая с советских времен и накопившая богатейший опыт работы, она ставит своей целью развитие личности учащихся, однако реально внимание уделяется образованности. Особенности данной системы образования таковы: годами выверенная программа и учебный план. Четко сформулированы требования, предъявляемые к учащимся на каждом этапе обучения». [2] Сегодня мы с уверенностью можем говорить, что «традиционной системе» нет места — быть, в режиме постоянной информационной динамики.
«Научно-технический прогресс (НТП) — это поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов производительных сил общественного производства на основе широкого познания и освоения внешних сил природы; это объективная, постоянно действующая закономерность развития материального производства, результатом которой является последовательное совершенствование техники, технологии и организации производства, повышение их эффективности». [3]
В развитых странах уже применяют научно-технический прогресс. С научно-техническим прогрессом решились многие проблемы во всех отраслях человеческой жизни.
Данные изменения, решили очень много проблем во всех отраслях человеческой жизни, но одновременно, появились новые проблемы и обострились ряд старых. Среди последних актуальность приобрела проблема скорейшего усиления гуманитаризации образования, до недавнего времени многими специалистами воспринималась вовсе даже не проблемой, а только одним из рядовых вопросов далеко не первой очереди.
Встал вопрос о распространении научно-технических знаний в первую очередь среди педагогического состава. То государство, которое опережало соседей в научно-техническом образовании, автоматически опережало всех и во всем других отраслях. Это стало одной из основных внешнеполитических задач в послевоенном мире.
Таким образом, было б ошибкой утверждать, что социум полностью абстрагировался от проблемы и закрыл на нее глаза. Примером будет являться огромное количество катастроф техногенного характера, войн и преступлений с использованием технических средств, которые явно подтверждают недостаточность принятых мер для ее решения. Образование отстает от научно-технического прогресса как в создании общественного иммунитета против подобных происшествий, так и в появление высокоэффективных технических новинок. У человечества появилась новая потребность — немедленного сокращения этого отставания.
Развитие системы образования в Российской Федерации после НТР (научно-технической революции) приобрело совершенно новый характер. Стремительная скорость развития инновационных технологий должна быть пропорциональна изменениям условий жизни и при этом не отдельного индивида, а всего общества в целом. По результатам, московского статистического исследования за 2019 год, реализовали себя в профессии, закончивших учебные заведения, лишь 60.3 % в области техники и технологий, наземного транспорта, промышленной экологии и биотехнологий, машиностроения, техники и технологий строительства и только 42.7 %, в области техники и технологий строительства, информатики и вычислительной техники, техники и технологий наземного транспорта, экономики и управления, юриспруденции. К техническому прогрессу, российская система образования, явно, не готова.
Большинство специалистов считают, что качество образования в России и в ВУЗах, и в школах значительно упало. Учащимся не только недостает объема знаний, умений и навыков, но и практически отсутствует трудовая мотивация.
Качество подготовки в учебных заведениях не соответствует запросам реальной экономики. Так заявляют и сами выпускники, считающие бесполезными навыки, приобретенные в вузе и работодатели, которые готовы принять на работу «любого» выпускника, лишь при наличии опыта или дополнительного обучения.
Акцентировать внимание, в управлении российским образованием, стоит на централизованный поэтапный подход, а не постоянно изменяющаяся и дополняющаяся «Национальная доктрина образования», которая затрачивает огромные финансовые затраты и не приносит должных результатов, кроме тех, что дезориентируют экспертов, учащихся и педагогическое сообщество.
Еще одна причина неэффективности российского образования — это значительное различие в финансировании между системами управления и надзора и собственно образовательными учреждениями. Изменение системы оплаты педагогов демотивировало их к качественному оказанию образовательных услуг. Этому свидетельствует ухудшение результатов российской сборной на ежегодной Международной математической олимпиаде: многие годы российские школьники забирали первые места, крайний раз это было в 2007 году. Затем русскую команду ждало второе, потом четвертое место, а в 2015 г.- восьмое место и к 2017 году, пришлось довольствоваться, одиннадцатым местом.
При увеличении финансирования системы высшего образования в России с 0,6 % ВВП (2019 г) до уровня развитых странах — 5–6 %, то есть, примерно 250 млрд. рублей увеличится до 8,5 млрд. долларов, появиться возможность сократить кризис в системе образования, который в будущем может стать угрозой безопасности страны. А также вывести российское образование до мирового уровня.
В современном мире главным ресурсом являются кадры, способные созидать технические инновации. Кому же это по силам в России, где стратегический подход к развитию образования отсутствует, где проходные баллы в технические вузы минимальные, заниматься наукой не прибыльно и уже не престижно. Низкий уровень качества знаний и умений приводит к замешательству работодателей: они не знают, кого стоит принимать на работу, а кого — нет. После получения диплома большинство выпускников идут доучиваться, переучиваться или начинают обучение с нуля.
Система образования едина для всех, поэтому должна быть общей для взрослых и детей в получении умений и навыков, педагогике, между получением технических и гуманитарных знаний. И то, и другое является процессом получения информации, создания программы жизнедеятельности человека. Очевидно, что все образовательные программы должны учитывать цели и психологические особенности всех уровней обучения. И на каждом этапе обучения должен быть пересмотрен и адаптирован для нынешних учащихся. Данные изменения позволят не только качественно изменить процесс обучения, но и вызвать дополнительную заинтересованность.
Бесспорно, назревшие кардинальные изменения необходимы в системе образования Российской Федерации, педагогики и обществе в целом, как противовеса неизбежному нарастанию негативных последствий современного технического прогресса.
Литература:
- URL: https://www.gosuslugi.ru/situation/obtain_education/education_system_in_Russia (дата обращения: 24.05.2020).
- URL: https://www.7ya.ru/article/Shkoly-raznye-nuzhny/ (дата обращения: 24.05.2020).
- URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Научно-технический_прогресс (дата обращения: 24.05.2020).