Развитие самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях обогащенной предметно-развивающей среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Развитие самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях обогащенной предметно-развивающей среды / Т. Н. Шаталова, О. В. Хижняк, Е. Н. Моисеева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 577-580. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70738/ (дата обращения: 19.12.2024).



Одним из главных векторов в дошкольном образовательном учреждении (далее — ДОУ) является укрепление и охрана здоровья детей, а также всестороннее физическое развитие и общее закаливание организма. Согласно положениям ФГОС ДО «одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ» [1].

Двигательный режим в современном детском саду складывается из организованной воспитателем и самостоятельной двигательной деятельности детей. В группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста их процентное соотношение разное и соответствует возрасту. Однако, надо отметить, что при этом самостоятельные движения детей разных возрастных групп детского сада должны составлять не менее 2/3 от их общей двигательной активности за день.

В результате дефицита двигательной деятельности (активности), как пишут Н. А. Фомин и Ю. Н. Вавилов, «у ребенка нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.)» [2, c. 48]. Понятие «двигательная активность» (ДА) включает в себя общую сумму движений, которые ребенок выполняет в процессе своей жизнедеятельности. [4]

В дошкольном возрасте двигательную деятельность (активность) можно условно разделить на 3 взаимосвязанные группы:

− двигательная активность в процессе общего физического воспитания;

− физическая активность, которая осуществляется во время обучения;

− спонтанная физическая двигательная активность в свободное время.

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида № 64 г. Белгорода (далее — д/с № 64) создана и реализована система физкультурно-оздоровительной работы, способствующая формированию здорового и физически крепкого дошкольника, у которого хорошо развиты основные движениями. Для этого созданы все условия, которые необходимы и отвечают медицинским и учебно-воспитательным требованиям по сохранению и укреплению здоровья детей. Педагоги д/с № 64 используют в своей деятельности разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учётом уровня их индивидуального развития и общего состояния здоровья. Физкультурно-оздоровительная работа в д/с № 64 реализуется как в образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. В течение дня проводится несколько форм физкультурно-оздоровительной работы, в том числе, и по совершенствованию навыков самостоятельной двигательной деятельности детей.

Понятие самостоятельной двигательной деятельности (активности) дошкольников можно трактовать как «такую степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов» [3, с. 11].

Самостоятельная двигательная деятельность детей — это «деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. Она дает широкий простор для проявления индивидуальных двигательных возможностей дошкольника и является важным источником его активности и саморазвития» [5, с. 63].

Преимущество ее состоит в том, что ребенок сам выбирает интересные ему движения, двигается в индивидуальном темпе, делает паузы, чередует их и т. д. Дети именно в этом виде деятельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в движении, чем в организованной деятельности.

Авторы П. В. Квашук и Г. Н. Семаева отмечают, что самостоятельная двигательная деятельность детей влияет на следующие функции:

− оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма;

− развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость), формирование правильной осанки;

− образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения;

− воспитательные: воспитание положительных черт характера, нравственных, волевых качеств, формирование привычки к здоровому образу жизни.

На проявление самостоятельной двигательной деятельности влияют различные факты: личный двигательный опыт ребенка, пол, интерес, время суток, состояние здоровья, уровень сформированности самостоятельности, наличие физкультурно-игровой среды.

Поддерживать самостоятельную двигательную деятельность (активность) детей поможет особым образом организованная физкультурно-игровая среда. Благодаря ей, дети получают огромное удовольствие от взаимодействия с различными предметами, приобретает уникальный двигательный опыт. Самостоятельная двигательная деятельность в правильно организованной физкультурно-игровой среде поможет привести к лучшему результату.

Для эффективного стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе можно создавать различные полосы препятствий: пролезть через туннель, пройти по дорожке, перепрыгнуть с кочки на кочку, залезть на лестницу и др. Желательно организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для вариативности игр.

Предметно-развивающая среда — в соответствии с ФГОС ДО предметно-пространственная развивающая среда для развития самостоятельной двигательной активности дошкольников должна «быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, а также обеспечивать и гарантировать, охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей» [1].

Для выполнения этой задачи необходимо использовать спортивное и оздоровительное оборудование, инвентарь, пособия, картотеки и т. д.

При подборе необходимого физкультурного оборудования важное значение имеет учет особенностей индивидуального физического развития детей на возрастных этапах формирования моторики.

На базе д/с № 64 оформлены спортивный и музыкальный залы, в группах оформлены центры здоровья, создана необходимая предметно-развивающая среда, разработаны картотеки: «Подвижные игры для дошкольников», «Комплексы утренней гимнастики», «Релаксационные упражнения», «Коррекционные упражнения», «Дыхательные упражнения», «Гимнастика после сна», «Загадки двигательной деятельности», «Офтальмотренаж» и др.

Основными элементами предметной среды также считаем архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка игровые модули; тематические наборы выносных игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. Изготовлено и используется нестандартное физкультурно-игровое оборудование: туннель из ткани «Гусеница»; коробки для подлезания, перешагивания, прыжков; бруски; штора для метания в вертикальную цель; волшебные колпачки; барабан-стойка с вращающей стрелкой; подставки для карточек с изображением схем, упражнения с фитболами и др. Также на участке оформлена «Тропа здоровья», которая изготовлена из бросового природного материала (для летнего периода).

Самостоятельная двигательная деятельность (активность) дошкольников как формы активизации двигательного режима должна проводиться каждый день во время утреннего приема, прогулок и т. д.

Детская двигательная деятельность детей не может быть полноценно реализованной только на вербальном уровне, вне предметно-развивающей среды. Иначе у детей исчезает желание узнать что-то новое. Те же ощущения и впечатления появляются и у родителей, когда они видят, что предметно-развивающая среда серая, однообразная и непривлекательная.

Работа в МБДОУ д/с № 64 ведется по трем направлениям: с детьми, с педагогами и с родителями.

Работа с детьми. Параллельно с пособиями заводского производства использовались пособия из бросового материала (дорожки для ходьбы и бега, массажеры, инвентарь для развития ловкости, координации и др.). Это особенно эффективно для формирования у дошкольников стойкого интереса к занятиям физической культуре. Немаловажный момент при этом — маленькие финансовые затраты при изготовлении таких пособий. В группе имеется картотека подвижных игр, подборка движений и упражнений. Она состоит из схем, карточек, алгоритмов, на них схематически изображены общеразвивающие упражнения и игры, основные виды движений, элементы гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр. Работа с такими картотеками помогает детям использовать накопленный собственный двигательный опыт в самостоятельной деятельности. Критерием подготовки дошкольников к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на карточках и схемах.

В работе с педагогами по вопросам привлечения возможностей предметно-развивающей среды для развития самостоятельной двигательной деятельности в условиях ДОУ использовались формы работы: консультации, мастер-классы, выступления на педсоветах и т.д.

Работа с родителями. Для формирования физкультурно-оздоровительного климата в семье и развития двигательной деятельности (активности) важно начинать с семейных традиций, передающихся в различных формах физического воспитания, а также оформлению целесообразной по возрасту предметно-развивающей среды в домашних условиях. Для реализации этой проблемы использовались зарекомендовавшие себя традиционные формы оповещения родителей: собрания, акции, наглядная агитация, индивидуальные беседы и консультации, оформление родительского уголка, открытые совместные мероприятия и т. д., а также нетрадиционные формы: индивидуальные беседы об организации предметно-развивающей среды дома и в семье, организацией практических показов, демонстрирующих возможности спортивного инвентаря.

Таким образом, грамотно организованная физкультурно-игровая и обогащенная предметно-развивающая среда будут способствовать развитию самостоятельной двигательной деятельности (активности) детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»: Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11003
  2. Фомин, Н. А. Физиологические основы двигательной активности / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. — М.: Физкультура и спорт, 2001. — 224 с.
  3. Рунова, М. А. Движение день за днем; Двигательная Активность — источник здоровья детей: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ. / М. А. Рунова. — М.: Линка-Пресс, 2007. — 96 с.
  4. Рунова, М. А. Двигательная активность ребѐнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей [Текст]/М. А. Рунова/. –М.: Академия, 2000. –с. 368.
  5. Снигур, М. Е. Формирование модели двигательной активности детей дошкольного возраста с оздоровительной направленностью / М. Е. Снигур // Успехи современного естествознания. — 2009. — № 3. — С. 63–64.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная двигательная деятельность, ребенок, предметно-развивающая среда, физкультурно-оздоровительная работа, двигательная деятельность, активность, детский сад, двигательный режим, дошкольный возраст, организованная физкультурно-игровая среда.


Похожие статьи

Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста

Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания жизнеспособности у старшеклассников в этнокультурной среде

Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения дошкольников

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Влияние поисково-экспериментальной деятельности на познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста

Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания жизнеспособности у старшеклассников в этнокультурной среде

Роль развивающей предметно-пространственной среды в группе для формирования безопасного поведения дошкольников

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Влияние поисково-экспериментальной деятельности на познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос