В статье раскрыты свойства этической составляющей на государственной службе, проанализирован Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.
Ключевые слова: этика, государственная служба, государственный служащий.
Актуальность выбранной темы
На сегодняшний день важно понимать, что соблюдение государственным служащим этических норм, компетенции и механизма ответственности в современных условиях необходимо, и занимает одну из верхних ступеней работы государственного аппарата. Помимо этого, хотелось бы выделить почти абсолютное отсутствие комплексных теоретических исследований по данной проблематике, учитывающих современные законодательные акты о государственной службе. На сегодняшний день в России присутствует проблема правового оформления норм профессиональной нравственности государственного служащего. Так же обществу необходимы высококвалифицированные государственные служащие, которые владеют не только теорией, но и знают её применение на практике, те, кто могут стабильно работать в условиях жесткой конкуренции при этом соблюдать этические принципы и моральные, социальные нормы в деловых отношениях. Они должны уметь выстраивать конструктивное сотрудничество друг с другом.
Понятие иприменение Управленческой этики
Работа государственной власти на прямую зависит от организации труда и в большом комплексе составляющих качеств государственных служащих. На сегодняшний день все больше возрастает заинтересованность к основным вопросам этики, что относится к их моральным и социальным нормам и принципам [3].
Не маловажную роль играет такая составляющая как управленческая этика, это довольно молодая сфера этико-прикладного знания, но уже на сегодняшний день она набирает большие обороты применения в части управленческой деятельности. Управленская этика в свою очередь состоит из огромного комплекса правил и форм делового общения, поведения, позволяющая корректно выстраивать межличностные отношения как в трудовом коллективе, так и с другими структурами государственной службы [1].
Управленческая этика так же имеет основные области применения:
– отношения организации со своими работниками;
– отношения работников с организацией;
– отношения организации с населением, структурами государственной службы, поставщиками [4].
Рассмотрение характерных черт этики государственного служащего
С каждым годом все четче формируются характерные черты этики государственного служащего, среди которых можно выделить:
– степень этики государственного служащего напрямую зависит от личных качеств;
– рост неудовлетворенности населения работой государственными структурами, кто как результат можно увидеть в занижении оценок деятельности и уровня этики государственных служащих;
– уровень этики государственного служащего не зависит от степени карьерных предпочтений;
– наличие стажа работы и профессионального опыта в органах власти выступает основным критерием профессиональной квалификации и этики государственного служащего.
Исходя из вышеизложенного, следует определить условия, необходимые для создания развитой этики в сфере государственной власти:
– большее осуждение и ужесточение контроля коррупционной составляющей;
– формирование корректного образа государственного служащего, который будет включать в себя обладание высокими моральными и социальными нормами;
– формирование соответствующих моральных и нравственных принципов и личностных качеств неприятия преступного поведения и коррупционных отношений;
– устойчивость законодательства и власти, в части не только нормативно-правовых закреплений социально-проблемных стандартов поведения, регулирующих государственных служащих, но и с выявлением коррупционной составляющей.
В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что в России отсутствуют полноценные условия необходимые для создания развитой этики в сфере государственной власти, что в свою очередь образует ряд проблем при формировании этики российского государственного служащего:
– отсутствие образования государственных служащих, соответствующего квалификационным требованиям по определенной государственной должности;
– несоответствие профессиональной подготовки государственных служащих требованиям по занимаемым должностям;
– отсутствие юридического оформления и представления норм профессиональной дисциплины государственного служащего, что в дальнейшем формирует пробел в законодательстве;
– необходимость в высококвалифицированных государственных служащих, которые владеют не только теорией, но и практикой управления, и развития. Обладают навыком планировать и работать в условиях загруженности, которые соблюдают моральные и этические принципы в работе.
Известно, что целью высшего образования является подготовка высококвалифицированный специалист и гражданин, который в дополнение профессиональные компетенции, он также имеет следующее: он имеет нетерпеливый к коррупционному поведению, уважительный относится к закону и праву.
Правовое регулирование этики государственных служащих
Комплекс актов, среди которых имеется Указ Президента РФ: «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12 августа 2002 г. N 885; «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)" от 19.11.2002 N 1336; «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)" от 10 марта 2009 г. N 261, является подтверждением того, что в нашем государстве оценили масштаб проблемы.
Впервые в российском законодательстве установлены правовые нормы регулирующие поведение государственных служащих. Так же нормы в отношении государственных служащих дадут возможность сведение коррупционного фактора на минимальный уровень. Так же следует подчеркнуть, что только посредством совершенствования нравственных ценностей у государственных служащих можно добиться успехов в данной сфере.
Введение Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее — Типовой кодекс), позволило четко формулировать, и устанавливать принципы профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения с целью обеспечения достойного выполнения служебных полномочий.
Если изучить статьи Типового кодекса, то можно выделить следующие принципы государственного служащего: нейтральность, защита прав и свобод граждан, добросовестность, корректность, терпимость, уважение и др. [2].
Развитие нормы и стандартов нравственности имеют место только в той части профессиональной деятельности, где имеется компетентность на соответствующем уровне, профессиональные знания, чувство ответственности.
Одно из обязательных условий морали любого человека, в особенности государственного служащего это, соблюдение профессиональной этики и общечеловеческих моральных и социальных норм.
Существуют специфические моменты в организации государственного управления и его функционирования, которые вступают в противоречия с требованиями к государственным служащим. Неблагоприятными влияющими особенностями на государственного служащего являются:
– форма оплаты труда в сфере государственной служб — отсутствие должного контроля в сфере стимулирования, отсутствие мотивирования со стороны государства;
– текучесть рабочей силы;
– выстроенность по вертикалям деятельности.
Нас сегодняшний день можно уверенно сказать, что профессиональная этика государственных служащих является нестабильной, зависящей от комплекса обстоятельств.
Заключение
К числу определённых наиболее острых вопросов, необходимо отнести: неполное развитие государственности Российской Федерации; отсутствие единства и недостатков в законодательстве о государственной службе, повышение статуса и социальной привлекательности государственной службы в российском обществе, что создает интегральную проблему — слабую эффективность работы государственной власти и их аппаратов.
В качестве первичной проблемы, требующей решения, является улучшение статуса государственной службы. Одним из решений этой проблемы является привлечение на работу в государственный аппарат кадров соответствующих определенным критериям: образованность, компетенция, неподкупность, социальная ответственность, честность, профессиональная подготовленность. В свою очередь необходима поддержка со стороны государства, которая будет достойно вознаграждать за их добросовестный труд.
В целях стойкости и защиты авторитета государства и доверия к его служащим со стороны общества, каждый государственный служащий, в рамках персональной ответственности, обязан следовать требованиям этических и моральных норм поведения, которые соответствуют его статусу.
Социальное состояние общества на прямую зависти от компетенции, уровня понятия моральных и социальных норм государственными служащими, которые в свою очередь являются проводниками политики государства.
Литература:
- Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом. Под общей ред. В. П. Иванова. — М: Известия, 2003. — 247 с.
- Гериханов, С. С. Особенности этики государственного служащего / С. С. Гериханов. Москва: Буки-Веди, 2016. — С. 34–37.
- Киселев С. Г. Государственная гражданская служба. Учебное пособие. — М: ГУУ, 2007. — 284 с.
- Ионова А. И. Этика и культура государственного управления: Учебное пособие / Под общей редакцией Г. В. Атаманчука. — М.: Издательство РАГС, 2003. — 164 с.