Организация креативного производства в редакциях региональных СМИ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 28.05.2020

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Зюзя, Е. Ю. Организация креативного производства в редакциях региональных СМИ / Е. Ю. Зюзя. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 585-587. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70752/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья посвящена процессу управления креативной деятельностью журналиста в рамках редакции регионального СМИ. Автор предлагает классификацию существующих научных подходов к управлению творчеством в СМИ, выделяет несколько основных направлений, исследует перспективы применения операционного подхода в рамках менеджмента креатива и проводит параллель между креативом и технологизацией.

Ключевые слова: менеджмент; редакция; креативная деятельность; научный подход; операционный подход

Сегодня журналистской деятельности присущи различные черты, такие как интенсификация, увеличение количества обязанностей, дедлайны, технологизация рабочего процесса. Всё это приводит к тому, что работа превращается в потоковый, механический труд, со строгим алгоритмом, а значит — в рутину. Здесь возникает вопрос о том, как сохранить качество произведённого продукта и креативность, достигаемую личным отношением каждого сотрудника редакции. От решения этой проблемы зависит эффективность работы СМИ и их конкурентоспособность и даже жизнеспособность.

Если же смотреть на проблему с точки зрения технологических изменений в работе СМИ, а также затрагивать вопрос профессиональной самореализации и самоидентификации — проблема остаётся нерешённой. Также в исследованиях не определена взаимосвязь между креативным производством и профессиональными компетенциями журналиста и его способами воздействия на аудиторию. Тем не менее, в научном поле есть убеждение, что креативная активность связана с самореализацией, ответственностью за реакцию аудитории и воздействием на каждого человека в отдельности.

Термин «креативная активность» впервые появился в исследовании Д. Б. Богоявленской и определялся как психическая структура, присущая креативному типу личности. Термин «творчество» в её работе определяется как «ситуативно нестимулированная активность, проявляющаяся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы». В свою очередь, креативный тип личности, по мнению автора, присущ активному представителю любой профессии, вне зависимости от рода деятельности.

Само определение креативности и креативной активности наиболее полно рассматривается в работах П. Торренса. Так же за основу исследований можно взять работы Я. Засурского, поскольку в его трудах раскрывается реальность Российской журналистики.

Творческая деятельность журналиста в эпоху цифровых технологий резко изменилась по сравнению с предшествующим периодом за счет возрастания влияния информации на прогресс человечества. Особенностью данного процесса трансформации является нелинейность и скачкообразный характер. Опора на данные характеристики позволила сделать вывод о том, что современная журналистика — сложная, самоорганизующаяся, открытая система, функционирующая по законам нелинейной динамики и синергетики. Следовательно, профессия журналиста является несомненно динамической структурой, подверженной магистральным изменениям с высокой скоростью.

Цифровая эпоха растворила уникальную прежде роль журналиста в обществе, сделав эту профессию доступной не единицам, а сотням тысяч тех, кто выходит на большие аудитории со специально изготовленной информацией. Сложившаяся ситуация грозит профессиональному журналисту утратой индивидуальности, потерей статуса субъекта массмедиа.

Традиционная деятельность журналиста, когда редакционная команда состоит из автономных единиц, теперь должна перестроиться на смешанный формат с тесным взаимодействием с читателем и с техническими специалистами. Это предопределяет необходимость использования инновационных технологий работы журналиста с окружающей медиасредой, в частности, краудсорсинга, облачных технологий, баз данных.

Динамика развития медиаотрасли диктует необходимость превращения журналистов в транспрофессионалов. Базовые транспрофессиональные компетенции включают в себя специализацию в какой-либо области, способности к межпрофессиональной коммуникации и трансдисциплинарному синтезу знаний, ориентацию на сочетание фундаментальных исследований с практическим решением проблем, навыки командной работы, постоянное саморазвитие и самосовершенствование.

Базовое ядро профессии журналиста по-прежнему составляют константные функции. К ним относятся социальная ориентированность, развитое мировоззрение, талант, природная предрасположенность к журналистской деятельности, опора на навыки, знания. При этом в функциональной модели деятельности журналиста появились динамические переменные, среди которых: владение минимумом технических навыков для сбора и фиксации информации, способность выполнять разные роли и разные виды работ одновременно, обладание более отточенными навыками написания коротких заметок и броских заголовков, управление сообществами, продвижение контента и т. д.

В условиях конвергентной редакции для журналиста расширился диапазон реализации творческих возможностей. Это проявляется в расширении личной «линейки» медиапродуктов, креативном подходе к подаче материала на разных платформах, а также выводе из зоны творчества части рутинных операций.

Традиционно исследователи опирались на положение о том, что основу профессиональной деятельности журналистов составляют мастерство и творческие способности, реализация которых невозможна без проявления природного таланта и призвания к профессии. Однако традиционные коммуникации пережили в XX веке, а особенно — в начале XXI века — глобальные изменения. Усложнение обществ, произошедшее вследствие социальных, экономических, технологических и организационных революций, обеспечило и адекватное усложнение методов деятельности журналиста. Эпоха цифровых технологий поставила задачу выявления новых аспектов функционирования журналистики, вписанной в новые коммуникативные реалии. В результате выявлено, что журналист, который является актором системы глобальных коммуникаций, вынужден приспосабливаться к новым информационным технологиям. Последствие такой трансформации — расширение границ профессии, переход к новой системе творчества, в которой литературное творчество и информационная работа претерпевают существенные изменения. Теперь перед журналистом встает множество и аналитических, и технократических задач.

Будущее исследование предполагает подтверждение того факта, что традиционно квалифицированные журналисты были основным звеном в системе циркуляции информации. Но с массовой компьютеризацией и интернетизацией пользователи получили возможность прямого доступа к огромным массивам данных. В результате цифровая эпоха растворила уникальную прежде роль журналиста в обществе, сделав эту профессию доступной не единицам, а сотням тысяч тех, кто выходит на большие аудитории со специально изготовленной информацией. Из центра многократно возросшего информационного потока журналисты переместились на периферию коммуникационных интересов потребителей. Под влиянием технологий культура профессии становится более открытой и динамичной, что приводит к тому, что границы между журналистами и другими участниками процесса обмена информацией становятся более размытыми. Сложность для перехода журналистики в качественно новое состояние состоит в том, что на изменения приходится реагировать гораздо быстрее, чем прежде.

Литература:

  1. Горохов В. М. закономерности публицистического творчества. М., 1975.
  2. Гуревич С. М. основы научной организации журналистского труда. М., 1987.
  3. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. сПб., 2001.
  4. Колосов Г. В. Публицистика как творческий процесс. М., 1977.
  5. Лазутина Г. В. основы творческой деятельности журналиста: учебник. М., 2001.
  6. Лазутина Г. В. Технология и методика журналистского творчества. М., 1988.
  7. Мирошниченко, А. Форматы подачи и упаковки контента в условиях медиа- конвергенции // Медиаконвергенция, которая изменила мир? / Сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции. / Под ред. М. С. Корнева. — М., 2014.
  8. Моисеев, Н. Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. — М.: Языки рус. культуры, 2000.
  9. Овчинников В. А. Принципы организации и функционирования системы управления качеством творческих процессов в региональной мультимедийной редакции: дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2011.
  10. Олешко В. Ф. Журналистика как творчество. М., 2003.
  11. Пронин Е. И. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия. М., 1981.
  12. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики. — М.: Изд. РИП-холдинг, 2002.
  13. Ягодка, Е. Н. Рекламизация СМИ: функционально-содержательный анализ медиатекстов; дис. канд. фил. наук: 10.01.10. — М., 2016.
  14. Audience engagement at BuzzFeed: taking sharing seriously. — Режим доступа: http://www.wan-ifra.org/articles/2013/04/23/audience-engagement-at-buzzfeed- taking-sharing-seriously
  15. Мыцких, Н. Эмоциональный интеллект как фактор развития экономики и социально-экономической сферы Беларуси в современных условиях / Н. Мыцких // Проблемы управления: науч.-практ. журнал, 2012 г., апрель — июнь, № 2 (43). Серии А и В.
  16. Killebrew K. C. Culture, creativity and convergence: Managing journalists in a changing information workplace // International Journal on Media Management. 2003. № 5(1). P. 39–46.
  17. Mierzjewska B., Hollifield C. Theoretical approaches in media management research // Handbook of Media Management and Economics / A. Albarran, S. Chan-Olmsted, M. Wirth (eds.). N. Y., 2006. P. 37–66.
  18. Nylund M. Toward creativity management: Idea generation and newsroom meetings // International Journal on Media Management. 2013. № 15(4). P. 197–210. 27. Östlund I. Kreativa Redaktioner [Creative newsrooms]. Malmö, Sweden, 1994.
  19. Sylvie G., LeBlanc Wicks J., Hollifield C. et al. Media management: A casebook approach. N. Y., 2008.
  20. http://www.dslib.net/zhurnalistika/osobennosti-tvorcheskoj-dejatelnosti-zhurnalista-v-uslovijah-mediakonvergencii.html
Основные термины (генерируются автоматически): журналист, журналистская деятельность, изготовленная информация, изменение, креативная активность, креативный тип личности, операционный подход, роль журналиста, сотня тысяч, том, цифровая эпоха.


Ключевые слова

менеджмент, научный подход, редакция, креативная деятельность, операционный подход

Похожие статьи

Теоретические основы продвижения организации в социальных сетях

В данной статье автор рассматривает продвижение в социальных сетях как одно из приоритетных направлений рекламной деятельности для компаний и брендов, определяет основные понятия и их особенности. Также в данной статье определяется методология продви...

Модель формирования позитивного имиджа образовательной организации

В статье исследуется вопрос формирования позитивного имиджа в образовательных организациях и рассматривает PR-деятельность как систему внутренних и внешних коммуникационных процессов. Подтверждается актуальность применения связей с общественностью в ...

Гуманистический маркетинг как новый этап развития общества

В статье выявлен новый этап становления маркетинговых реалий, обусловленный глобальными изменениями существующего общества. Автор рассматривает становление гуманистического маркетинга на примере тренда бодипозитива и его использования в рекламных кам...

Изменение места проектного офиса в структуре управления современными компаниями

В статье автор пытается проследить тенденцию изменения роли и значимости проектного офиса в организационной структуре и системе управления современных компаний, а также подхода к его созданию и решаемым задачам.

Управление конкурентоспособностью предприятия сферы туризма на основе современных маркетинговых технологий

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению особенностей использования маркетинговых технологий в туризме, проводится оценка конкурентоспособности организации, а также предлагаются рекомендации по использованию современных маркетинговых...

Применение процессного подхода в менеджменте логистики

В данной статье рассматривается процессный подход, его структура и применение в менеджменте логистики. Перечисляются объекты идентификации, определяется главная цель процессного подхода.

Маркетинговая концепция вовлечения покупателей в бренд

Современные нестабильные и непредсказуемые условия функционирования бизнеса, цифровизация экономики и стремительно меняющиеся тренды в области маркетинговой деятельности обуславливают переход к новой маркетинговой парадигме, зародившейся на базе марк...

Подходы к определению событийного маркетинга

В статье автор рассматривает подходы к определению событийного маркетинга, даёт собственное определение данного понятия и раскрывает специфику событийного маркетинга через виды ивент-мероприятий.

Контент-анализ как метод социологического исследования рекламного дискурса: опыт применения

В статье изложены основные результаты контент-анализа рекламных сообщений в глянцевых журналах, проведенного с целью получения данных относительно влияния рекламы на трансформацию социальной идентичности индивидуума, существующие модели поведения и ж...

Интеграция традиционных и инновационных методов рекламы в стратегию вывода на рынок коммуникационного агентства

В статье исследуется интеграция традиционных и цифровых методов маркетинга и PR, а также демонстрируется, как синергия таких методов может улучшить стратегию вывода коммуникационного агентства на рынок. Автором рассматриваются преимущества интеграции...

Похожие статьи

Теоретические основы продвижения организации в социальных сетях

В данной статье автор рассматривает продвижение в социальных сетях как одно из приоритетных направлений рекламной деятельности для компаний и брендов, определяет основные понятия и их особенности. Также в данной статье определяется методология продви...

Модель формирования позитивного имиджа образовательной организации

В статье исследуется вопрос формирования позитивного имиджа в образовательных организациях и рассматривает PR-деятельность как систему внутренних и внешних коммуникационных процессов. Подтверждается актуальность применения связей с общественностью в ...

Гуманистический маркетинг как новый этап развития общества

В статье выявлен новый этап становления маркетинговых реалий, обусловленный глобальными изменениями существующего общества. Автор рассматривает становление гуманистического маркетинга на примере тренда бодипозитива и его использования в рекламных кам...

Изменение места проектного офиса в структуре управления современными компаниями

В статье автор пытается проследить тенденцию изменения роли и значимости проектного офиса в организационной структуре и системе управления современных компаний, а также подхода к его созданию и решаемым задачам.

Управление конкурентоспособностью предприятия сферы туризма на основе современных маркетинговых технологий

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению особенностей использования маркетинговых технологий в туризме, проводится оценка конкурентоспособности организации, а также предлагаются рекомендации по использованию современных маркетинговых...

Применение процессного подхода в менеджменте логистики

В данной статье рассматривается процессный подход, его структура и применение в менеджменте логистики. Перечисляются объекты идентификации, определяется главная цель процессного подхода.

Маркетинговая концепция вовлечения покупателей в бренд

Современные нестабильные и непредсказуемые условия функционирования бизнеса, цифровизация экономики и стремительно меняющиеся тренды в области маркетинговой деятельности обуславливают переход к новой маркетинговой парадигме, зародившейся на базе марк...

Подходы к определению событийного маркетинга

В статье автор рассматривает подходы к определению событийного маркетинга, даёт собственное определение данного понятия и раскрывает специфику событийного маркетинга через виды ивент-мероприятий.

Контент-анализ как метод социологического исследования рекламного дискурса: опыт применения

В статье изложены основные результаты контент-анализа рекламных сообщений в глянцевых журналах, проведенного с целью получения данных относительно влияния рекламы на трансформацию социальной идентичности индивидуума, существующие модели поведения и ж...

Интеграция традиционных и инновационных методов рекламы в стратегию вывода на рынок коммуникационного агентства

В статье исследуется интеграция традиционных и цифровых методов маркетинга и PR, а также демонстрируется, как синергия таких методов может улучшить стратегию вывода коммуникационного агентства на рынок. Автором рассматриваются преимущества интеграции...

Задать вопрос