В статье рассмотрена новая форма налогового контроля- налоговый мониторинг. Выявлены преимущества налогового мониторинга. Рассмотрены условия проведения налогового мониторинга, его сроки, изучена концепция развития налогового мониторинга.
Ключевые слова: налоговый контроль, налоговый мониторинг, налогоплательщик, компании.
С 1-го января 2016 г. действует новая форма налогового контроля- налоговый мониторинг. Налоговый мониторинг представляет собой способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета. Это, в свою очередь, освобождает организацию от проведения камеральных и выездных налоговых проверок и сохраняет за налоговым органом возможность проверки полноты и своевременности исчисления налогов и сборов. Налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями по местонахождению налогового органа [3 c. 244].
Преимущества налогового мониторинга:
1) быстрое закрытие налогового периода;
2) освобождение от выездных и камеральных налоговых проверок;
3) налоговая определенность, мотивированные мнения налогового органа по конкретным сделкам;
4) повышение вероятности досудебного урегулирования;
5) эффективная система внутреннего контроля и снижение рисков совершения ошибок, хищения имущества.
Цифровизация налогового контроля в России выходит на новый уровень. В ближайшие годы тысячи компаний смогут перейти на онлайн-взаимодействие с налоговиками. Это позволит государству проводить меньше проверок.
Налоговый мониторинг регулируется ст. 105.26 НК РФ. В статье толкуется об общем положении налогового мониторинга, определяются сроки и период проведения налогового мониторинга [1]. Сроки проведения налогового мониторинга 1 год 9 месяцев (п. 5 ст. 105.26 НК РФ). Периодом, за который проводится мониторинг, является календарный год (п. 4 ст. 105.26 НК РФ). Налоговый мониторинг регулируется приказами ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7–15/323@, от 16.06.2017 № ММВ-7–15/509@, от 15.12.2017 № ММВ-7–3/1065@, от 23.11.2017 № ЕД-4–15/23793@, от 18.01.2018 № ЕД-4–15/789@, от 7.05.2019 № ЕД-4–15/8603.
Первые участники организации налогового мониторинга — ПАО «МТС», ПАО «Мегафон», ООО «Заполярнефть», ПАО «Интер РАО ЕЭС», ООО «Эйч-эс-би-си Банк» и ООО «Юнилевер Русь» самостоятельно выбрали для себя данную форму налогового контроля, подав соответствующие заявления в налоговые органы до 1 июля 2015 г. [3 c. 245].
По состоянию на июль 2018 г. налоговый мониторинг проводился в отношении 26 крупнейших налогоплательщиков, в том числе участников групп «Роснефть», «Газпромнефть», «Лукойл», «Новатэк», «Норильский никель», «Аэрофлот», Банк «Национальный Клиринговый Центр» и др. [4].
С 1 января 2019 г. налоговый мониторинг проводится в отношении ещё 44 компаний таких как, Банк ВТБ ПАО, ОАО «РЖД», ООО «Руссоль», ООО «Комацу СНГ», ООО «ЯГУАР ЛЕНД РОВЕР», ГК «Ростех» [4].
На 2020 год по данным заместителя руководителя ФНС Российской Федерации Даниила Егорова, к системе налоговый мониторинг прибавится еще 48 компаний, среди которых 28 с государственным участием.
В таблице 1 представлены параметры, по котором можно определить, имеет ли организация право на проведение налогового мониторинга.
Таблица 1
Параметры для проведения налогового мониторинга на территории Российской Федерации
Параметры, необходимые для проведения налогового мониторинга |
Значение показателя |
Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых к уплате за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза |
Не менее 300 млн. руб |
Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга |
Не менее 3 млрд. руб |
Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового |
Не менее 3 млрд. руб |
Организация может обратится в налоговую инспекцию для проведения налогового мониторинга не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.
В 2020 году Правительством РФ была утверждена концепция развития системы налогового мониторинга на территории РФ. Данная концепция предполагает снижение порога для организаций, которые добровольно хотят участвовать в новом виде налогового контроля. Конкретные действия развития и упрощения — это сумма уплаченных за год налогов на сумму до 100 млн. руб. Минимальные требования к суммарному объему годовых доходов налогоплательщика и к совокупной стоимости активов также предлагается снизить втрое — до 1 млрд. рублей [2].
Исходя из этого можно сделать вывод, что данная концепция развития поможет расширить круг потенциальных участников налогового мониторинга, к 2022 г. планируется до 3879 компаний, а к 2024 г. до 7827 компаний. Налоговый мониторинг заменит традиционные проверки на удаленный онлайн-доступ к учетным данным налогоплательщика.
Литература:
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) ст. 105.26
- Распоряжение Правительства РФ от 21 февраля 2020 г. № 381-р Об утверждении концепции развития и функционирования в РФ системы налогового мониторинга
- Организация и методика проведения налоговых проверок: учебник и практикум для вузов / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев, М. В. Типалина; под редакцией Д. Г. Черника. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 271 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–10291–8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 245 — URL: https://urait.ru/bcode/456337/p.245 (дата обращения: 25.04.2020).
- Налоговый мониторинг // Официальный сайт Федеральной Налоговой Службы URL: www.nalog.ru (дата обращения: 25.04.2020).