Статья посвящена проблеме формирования информационной культуры учителей, неприспособленности педагогов к современным требованиям, неумению работать с информацией. Показано, что в рамках современного общества данное умение необходимо.
Ключевые слова: информационная культура, учитель, информационная неразборчивость, информационная этика, информация.
Информационное общество требует формирования нового типа образования, в котором обучение становится неотъемлемой частью всей жизни человека. Необходимо постоянно приобретать новые знания, не ограничиваться теми, которые когда-то были получены в определенном учебном заведении. Совокупность качеств, позволяющих эффективно выполнять эти виды деятельности, свидетельствуют о высоком уровне информационной культуры. Учитель должен уметь ориентироваться в постоянно растущем информационном потоке и развивать эту способность у своих учеников.
Еще около века назад возможности сохранения, обмена, передачи и доступа к информации были крайне ограничены, но уже в наше время все эти вещи стали намного проще благодаря технологическим разработкам. До недавнего времени книги были наиболее распространенным средством, с помощью которого информация записывалась и распространялась, но теперь электронные книги могут быть легкодоступны в Интернете. Раньше учебные мероприятия проводились непосредственно в школах, а сегодня, с сетевыми системами дистанционного обучения, преподавательскую деятельность можно выполнять из дома без ограничения пространства.
Обобщая существующие точки зрения на понятие «Информационная культура», можно заметить, что они сводятся к двум основным подходам:
1) информационная культура как неотъемлемая часть культуры;
2) информационная культура как совокупность определённых качеств личности.
Приведем в пример некоторые определения: «Информационная культура личности — это совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий» [1]; «Информационная культура личности — это компонент общей культуры личности, общества или определённой его части, проявляющейся во всех возможных видах работы с информацией, таких, как её получение, накопление, кодирование, переработка, создание на этой основе качественно новой информации, её трансляции, практическое использование» [2]. Вышеприведённые точки зрения относительно информационной культуры не противоречат, а, наоборот, дополняют друг друга.
Зачастую уровень информационной культуры определяется только умением пользоваться персональным компьютером. Хоть это и очень важное качество учителя, но такой подход не является удовлетворительным, поскольку информационная культура включает в себя гораздо более широкий набор компонентов. На сегодняшний день педагоги посредством Интернета могут иметь доступ к методическим публикациям своих коллег, таких как: конспекты уроков, презентации, видеоуроки, тесты, контрольные работы и пр. Кроме того, и ученики стали активными пользователями Интернета, и в свою очередь тоже получают из него информацию и имеют возможность ей поделиться. Следовательно, это не может не влиять на содержание, методы и инструменты образования и преподавания в частности. Очевидно, что проникновение технологий позволяет образовательному сообществу работать по-другому, менять образовательный процесс, искать новые подходы и так далее. Анализ образовательных практик в педагогических вузах показывает, что даже на этапе профессиональной подготовки будущих учителей, акцент на развитие компьютерной грамотности минимален. В свою очередь, отсутствие комплексного подхода к развитию информационной культуры педагога может негативно сказаться на его востребованности, возможности его самореализации в информационном обществе.
Учителя обязаны владеть не только методикой, знаниями и навыками, а также уметь использовать информационные и коммуникационные технологии и интегрировать их в учебную деятельность. Необходимо приспособиться к эффективному применению технологий в образовательном процессе, стремиться улучшить качество самообразования и образование в целом.
В качестве первого шага к выходу из вышеизложенной сложившейся ситуации, необходимо выработать концепцию по формированию информационной культуры учителей, основанную на прочном теоретическом и эмпирическом фундаменте.
Можно предвидеть, что будут появляться и новые проблемы, такие как, проблемы со здоровьем, неблагоприятная и небезопасная рабочая среда, увеличение вопросов, компьютерная зависимость и так далее. Поэтому существует очевидная необходимость обучения всех участников образовательного процесса навыкам безопасного использования компьютера и интернета.
Формирование основ информационной культуры будет эффективно осуществляться только в том случае, если целенаправленно, систематично и планомерно будет внедряться в урочную и внеурочную систему [3].
Литература:
- Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова И. А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод.пособие. — Москва, 2002 г.
- Паршиков Н. А. Борисова О. О. Влияние информатизации на развитие информационной культуры и систему подготовки библиотечных кадров // Информатизация и проблемы гуманитарного образования: Междунар. науч. конф., Краснодар-Новороссийск, 14–15 сент. 1995 г.: Тез. докл. — Краснодар, 1995. — С. 316–318.