Проблема формирования информационной культуры учителей в образовательных организациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 28.05.2020

Статья просмотрена: 605 раз

Библиографическое описание:

Мосоха, М. А. Проблема формирования информационной культуры учителей в образовательных организациях / М. А. Мосоха. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 542-543. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70761/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена проблеме формирования информационной культуры учителей, неприспособленности педагогов к современным требованиям, неумению работать с информацией. Показано, что в рамках современного общества данное умение необходимо.

Ключевые слова: информационная культура, учитель, информационная неразборчивость, информационная этика, информация.

Информационное общество требует формирования нового типа образования, в котором обучение становится неотъемлемой частью всей жизни человека. Необходимо постоянно приобретать новые знания, не ограничиваться теми, которые когда-то были получены в определенном учебном заведении. Совокупность качеств, позволяющих эффективно выполнять эти виды деятельности, свидетельствуют о высоком уровне информационной культуры. Учитель должен уметь ориентироваться в постоянно растущем информационном потоке и развивать эту способность у своих учеников.

Еще около века назад возможности сохранения, обмена, передачи и доступа к информации были крайне ограничены, но уже в наше время все эти вещи стали намного проще благодаря технологическим разработкам. До недавнего времени книги были наиболее распространенным средством, с помощью которого информация записывалась и распространялась, но теперь электронные книги могут быть легкодоступны в Интернете. Раньше учебные мероприятия проводились непосредственно в школах, а сегодня, с сетевыми системами дистанционного обучения, преподавательскую деятельность можно выполнять из дома без ограничения пространства.

Обобщая существующие точки зрения на понятие «Информационная культура», можно заметить, что они сводятся к двум основным подходам:

1) информационная культура как неотъемлемая часть культуры;

2) информационная культура как совокупность определённых качеств личности.

Приведем в пример некоторые определения: «Информационная культура личности — это совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий» [1]; «Информационная культура личности — это компонент общей культуры личности, общества или определённой его части, проявляющейся во всех возможных видах работы с информацией, таких, как её получение, накопление, кодирование, переработка, создание на этой основе качественно новой информации, её трансляции, практическое использование» [2]. Вышеприведённые точки зрения относительно информационной культуры не противоречат, а, наоборот, дополняют друг друга.

Зачастую уровень информационной культуры определяется только умением пользоваться персональным компьютером. Хоть это и очень важное качество учителя, но такой подход не является удовлетворительным, поскольку информационная культура включает в себя гораздо более широкий набор компонентов. На сегодняшний день педагоги посредством Интернета могут иметь доступ к методическим публикациям своих коллег, таких как: конспекты уроков, презентации, видеоуроки, тесты, контрольные работы и пр. Кроме того, и ученики стали активными пользователями Интернета, и в свою очередь тоже получают из него информацию и имеют возможность ей поделиться. Следовательно, это не может не влиять на содержание, методы и инструменты образования и преподавания в частности. Очевидно, что проникновение технологий позволяет образовательному сообществу работать по-другому, менять образовательный процесс, искать новые подходы и так далее. Анализ образовательных практик в педагогических вузах показывает, что даже на этапе профессиональной подготовки будущих учителей, акцент на развитие компьютерной грамотности минимален. В свою очередь, отсутствие комплексного подхода к развитию информационной культуры педагога может негативно сказаться на его востребованности, возможности его самореализации в информационном обществе.

Учителя обязаны владеть не только методикой, знаниями и навыками, а также уметь использовать информационные и коммуникационные технологии и интегрировать их в учебную деятельность. Необходимо приспособиться к эффективному применению технологий в образовательном процессе, стремиться улучшить качество самообразования и образование в целом.

В качестве первого шага к выходу из вышеизложенной сложившейся ситуации, необходимо выработать концепцию по формированию информационной культуры учителей, основанную на прочном теоретическом и эмпирическом фундаменте.

Можно предвидеть, что будут появляться и новые проблемы, такие как, проблемы со здоровьем, неблагоприятная и небезопасная рабочая среда, увеличение вопросов, компьютерная зависимость и так далее. Поэтому существует очевидная необходимость обучения всех участников образовательного процесса навыкам безопасного использования компьютера и интернета.

Формирование основ информационной культуры будет эффективно осуществляться только в том случае, если целенаправленно, систематично и планомерно будет внедряться в урочную и внеурочную систему [3].

Литература:

  1. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова И. А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод.пособие. — Москва, 2002 г.
  2. Паршиков Н. А. Борисова О. О. Влияние информатизации на развитие информационной культуры и систему подготовки библиотечных кадров // Информатизация и проблемы гуманитарного образования: Междунар. науч. конф., Краснодар-Новороссийск, 14–15 сент. 1995 г.: Тез. докл. — Краснодар, 1995. — С. 316–318.
Основные термины (генерируются автоматически): информационная культура, образовательный процесс, Информационная культура личности, информационная культура учителей, информационное общество, информация.


Похожие статьи

Формирование информационной культуры детей младшего школьного возраста в образовательных организациях

Статья посвящена проблеме формирования информационной культуры младших школьников, неумению детьми работать с информацией, обрабатывать ее. Показано, что в рамках современного общества данное умение необходимо. Выявлены задачи для школы по борьбе с п...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Формирование у современных детей этнической идентичности

В данной статье изложены подходы к формированию и определению понятий «этническая идентичность», «эмоционально-когнитивный процесс», а также описаны приемы формирования нестандартного отношения педагога к обучению и воспитанию современных школьников ...

Педагогическая культура родителей как социально-педагогическая проблема

В данной статье рассмотрена проблема формирования педагогической культуры родителей. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы знаний у родителей для формирования полноценной личности ребенка.

Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе

Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...

Инновационная культура преподавателя безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена вопросу внедрения инноваций в современный образовательный процесс, анализу сущности, содержания и критериев понятия «инновационная культура», а также условий ее формирования у преподавателя безопасности жизнедеятельности.

Формирование информационной компетентности будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки

В статье автор доказывает актуальность проблемы формирования информационной компетентности будущих педагогов, рассматривает степень разработанности понятия «информационная компетентность» в научной литературе, выделяет критерии для определения уровня...

Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.

Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание у педагогов в условиях дистанционного образования

Статья освещает проблему профессионального стресса и эмоционального выгорания среди педагогов, обусловленную переходом к дистанционному образованию. Обсуждаются трудности, связанные с освоением цифровых инструментов и адаптацией учебных материалов к ...

Похожие статьи

Формирование информационной культуры детей младшего школьного возраста в образовательных организациях

Статья посвящена проблеме формирования информационной культуры младших школьников, неумению детьми работать с информацией, обрабатывать ее. Показано, что в рамках современного общества данное умение необходимо. Выявлены задачи для школы по борьбе с п...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Формирование у современных детей этнической идентичности

В данной статье изложены подходы к формированию и определению понятий «этническая идентичность», «эмоционально-когнитивный процесс», а также описаны приемы формирования нестандартного отношения педагога к обучению и воспитанию современных школьников ...

Педагогическая культура родителей как социально-педагогическая проблема

В данной статье рассмотрена проблема формирования педагогической культуры родителей. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы знаний у родителей для формирования полноценной личности ребенка.

Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе

Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...

Инновационная культура преподавателя безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена вопросу внедрения инноваций в современный образовательный процесс, анализу сущности, содержания и критериев понятия «инновационная культура», а также условий ее формирования у преподавателя безопасности жизнедеятельности.

Формирование информационной компетентности будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки

В статье автор доказывает актуальность проблемы формирования информационной компетентности будущих педагогов, рассматривает степень разработанности понятия «информационная компетентность» в научной литературе, выделяет критерии для определения уровня...

Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.

Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание у педагогов в условиях дистанционного образования

Статья освещает проблему профессионального стресса и эмоционального выгорания среди педагогов, обусловленную переходом к дистанционному образованию. Обсуждаются трудности, связанные с освоением цифровых инструментов и адаптацией учебных материалов к ...

Задать вопрос