В настоящей работе будет рассмотрена характеристика антикоррупционной политики в России.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, юридическая ответственность.
Коррупция определяется в учебной и научной литературе как социальный феномен, характеризующийся взяточничеством — коррупцией государственные и другие служащие, их прием материалов и нематериальные выгоды и выгоды для действий, которые могут быть осуществляется с использованием официального статуса этих лиц, С этим связан статус власти, возможности, связи.
Актуальность выбранной темы
Общепризнанным является тот факт, что коррупция — чрезвычайно опасное социально-правое явление, которое негативно влияет на устойчивость политической ситуации в стране, экономическое развитие, дестабилизирует общественный правопорядок, существенно снижает авторитет государственной власти, создает напряженность в обществе и в своих наиболее масштабных проявлениях представляет серьезную угрозу национальной безопасности. Несмотря на то, что коррупция подрывает основы государственности, на протяжении столетий она является неотъемлемым негативным признаком самого государства.
Причины коррупции
Коррупцию можно считать своего рода реакцией населения на нестабильную и неэффективную экономическую и социальную политику государства, попыткой корректировки ее наиболее явных дефектов.
Для преодоления коррупционных явлений необходимо выяснить причины и факторы, создающие условия для появления данной проблемы. В каждом государстве этот процесс проходил по-разному и имел свои особенности. Поэтому можно выделить общие причины и особенные закономерности, связанные с развитием конкретных государств в конкретные периоды.
К причинам можно отнести следующие:
1) Дисбалансы в экономике и системе распределения материальных и нематериальных товаров, наличие дефицита. Это естественный факт для любого общества, что если объект не может быть получен на законных основаниях, таким образом нуждающаяся организация будет использовать незаконные средства приобретения. И если чиновники участвуют в процессе распределения дефицита, то это прямое фактор, вызывающий коррупцию в правительстве. В экономике есть даже особый подход к этому явлению, согласно которому коррупция является рациональным типом поведения, направленным на поиск оптимального способ преследования интересов в условиях ограниченных ресурсов. [2]
2) Отделение власти от населения. Они включают этот высокая степень удержания в работе государственных служб, чрезмерная монополия бюрократии функциональность, слабость институтов гражданского общества и отсутствие сильных демократических традиций. Среди социологов пристальное внимание этой проблеме уделил в начале ХХ в. Роберт Михельс, сформулировав «железный закон олигархии». По его мнению, любая современная демократия неизбежно вырождается в олигархию чиновников, использующих должностное положение в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах. Р. Михельс полагает, что любой избранный представитель народа отрывается от интересов своих избирателей и во власти руководствуется личными мотивами принятия решений. Во внедемократических системах организации власти пропасть между ней и населением еще больше. Слабый контроль общества за деятельностью власти порождает безнаказанность и коррупцию.
3) Разница между доходами чиновника и фактическими ресурсами, которыми они распоряжаются. Если разница слишком большая, то соблазн воспользоваться своим служебным положением в личных целях возрастает.
4) Отсутствие четкого разграничения полномочий должностных лиц. В Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (утв. постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96) определены следующие связанные с этим обстоятельством коррупциогенные факторы:
– широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
– выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
– определение компетенции по формуле «вправе» — диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций [1]
5) «Кумовство» и политическое покровительство, которое сопутствует принятию тайных решений, которые ослабляют механизмы контроля над коррупцией.
6) Нестабильная политическая ситуация в стране, а так же культура страны в целом. В условиях многокультурности сложно подобрать унифицированные способы решения проблем общества.
7) Неадекватность наказания за коррупционные преступления нанесенному ущербу. Отсутствие полноценной ответственности за содеянное порождает рецидивы коррупционного поведения и подражательное поведение других должностных лиц. Если можно присвоить миллиарды, получить незначительный срок и выйти по амнистии, сохранив почти все присвоенное, естественно, велик соблазн пойти по этому пути.
Этот список является общими и основными чертами коррупции.
Система противодействия коррупции вРоссии
Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — закон о противодействии коррупции) в статье 1 дает следующее определение противодействию коррупции — это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Из данного определения можно сделать вывод, что противодействие коррупции осуществляется всеми субъектами права и представляет собой деятельность, реализуемую по трем основным направлениям — профилактике, борьбе и устранению последствий правонарушений, указанных в главах 23, 30 УК РФ, в том числе совершенных от имени или в интересах юридического лица. Вышеуказанный федеральный закон является базовым нормативным правовым актом в данной сфере и описывает основные принципы и направления построения системы противодействия коррупции. Принципами деятельности по противодействию коррупции в РФ являются:
– признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
– законность;
– публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
– неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
– комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
– приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
– сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Данные принципы являются основой выстраивания целостной и единой системы противодействия коррупции.
Юридическая ответственность за коррупционное правонарушение
В 2000-х гг. Россия присоединилась к ряду международных соглашений по борьбе с коррупцией. В настоящее время международные рейтинги показывают, что в России уровень коррупции высок, но борьба с противоправным деянием продолжается: издаются новые нормативно-правовые акты и предпринимаются действия по истреблению коррупции. Так, в соответствии с Российским законодательством за совершение коррупционных правонарушений граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность, а юридические лица — административную и гражданско-правовую. [4]
Рассмотрим особенности применения каждого вида юридической ответственности за совершение коррупционного правонарушения.
1) Уголовная ответственность применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. [3] Уголовная ответственность за совершение коррупционных преступлений предусмотрена соответствующими статьями Уголовного Кодекса РФ, большинство из них объединено в главе 30(«Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»), в том числе статьях 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 286 (превышение должностных полномочий), 290 (получение взятки), 291 (дача взятки), 292 (служебный подлог). Коррупционные правонарушения также могут быть сопряжены и с другими уголовными составами, например, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23 УК РФ) — злоупотребление полномочиями (статья 201). За совершение коррупционных правонарушений предусмотрены различные виды санкций: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, лишение свободы на определенный срок. К примеру, получение взятки в особо крупном размере (т. е. более 1 млн рублей) наказывается штрафом в размере от 80- до 100-кратной суммы взятки (но не более 500 млн рублей) с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок от 8 до 15 лет. Самые радикальные меры по борьбе с коррупционными правонарушениями предпринимаются в странах Азии. Например, в Китае за взятку могут казнить. В китайском уголовном кодексе столь радикальная мера появилась в начале 1980-х гг. Смертная казнь проводится публично, в виде расстрела. Подобных приговоров могут быть тысячи в год, в том числе и в отношении довольно крупных чиновников, и в отношении менеджеров крупных корпораций. Смертная казнь за взяточничество полагается и на Кубе. В Объединенных Арабских Эмиратах коррупционеры подвергаются высшей мере наказания, путем отрубания руки, как и за воровство
2) Административная ответственность. Данный вид ответственности установлен Кодексом РФ об административных правонарушениях, в том числе за совершение коррупционных деяний. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения, касающегося неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей. Понятие должностного лица закреплено в статье 2.4. КоАП РФ, в соответствии с которой это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, т. е. лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, и других воинских формированиях Российской Федерации. В КоАП, по сравнению с Уголовным кодексом РФ, отсутствует отдельная глава, посвященная правонарушениям должностных лиц. Тем не менее Кодексом РФ об административных правонарушениях закреплено порядка 20 различных составов административных правонарушений коррупционного характера. Особое внимание следует уделить таким правонарушениям, как подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (статья 5.16); отказ в представлении гражданину информации (статья 5.39); незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28); незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (статья 19.29). На основании последней статьи к административной ответственности могут быть привлечены должностные, а также юридические лица, незаконно привлекающие к трудовой деятельности бывших государственных либо муниципальных служащих, следовательно, нарушающие предусмотренный законом порядок приема на работу таких служащих. Исходя из того, что законодательство РФ об административных правонарушениях составляют КоАП РФ, а также принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях, следует, что административная ответственность за правонарушения коррупционного характератакже может быть установлена и закреплена на региональном уровне. Однако в соответствии со статьей 3.2 КоАП РФ, административные наказания, назначаемые за совершение правонарушений, установленных законами субъектов РФ, могут применяться только в виде предупреждения либо административного штрафа.
3) Гражданско-правовая ответственность. Гражданско-правовая ответственность выражается в применении к правонарушителю установленных законом либо договором мер воздействия, влекущих отрицательные последствия имущественного характера, которые выражаются в возмещении убытков, уплате неустойки, а также в возмещении вреда в интересах другого лица либо государства. В соответствии с гражданским законодательством, к правонарушениям коррупционной направленности, за которые предусмотрена гражданско-правовая ответственность, относятся нарушения правил дарения и порядка предоставления услуг, имеющие признаки коррупционного характера, не являющиеся при этом преступлениями. Так, статьей 575 Гражданского кодекса РФ установлен запрет на дарение государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, за исключением обычных подарков, под которыми подразумеваются подарки стоимостью менее трех тысяч рублей. Важно отметить, что для определения того является ли подарок «обычным» применяется критерий стоимости. Из данного положения следует, что предметы роскоши, коллекционные изделия или иные дорогостоящие предметы под данное определение не подходят. Помимо стоимости, «обычность» подарка подразумевает традиционность обстановки, при которой он дарится, а именно в качестве повода для подарка могут выступать исключительно общепринятые обстоятельства, такие как юбилей, успешное завершение определенного этапа жизненного пути, либо какое-то другое торжественное событие. Гражданскому служащему в соответствии с законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» запрещается получать подарки стоимостью даже ниже трех тысяч рублей. Такие подарки признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы. Но впоследствии гражданский служащий, сдавший подарок, может его выкупить. Однако процедура передачи дорогостоящих подарков в государственную или муниципальную собственность по-прежнему не регламентируется. В настоящее время ведется разработка самостоятельного нормативного акта, который позволит на законодательном уровне закрепить положения по данному вопросу.
4) Дисциплинарная ответственность. Это вид юридической ответственности, одна из правовых форм воздействия на нарушителей дисциплины труда, заключается данный вид ответственности в наложении дисциплинарных взысканий. Применяется только к физическим лицам. Существует два вида дисциплинарной ответственности: общая, предусмотренная Трудовым кодексом РФ, и специальная, которую несут отдельные категории работников. Дисциплинарная ответственность государственных служащих относится к специальной, т. е. предполагает наличие иных мер взыскания помимо общих. Дисциплинарными коррупционными проступками признаются нарушения порядка исполнения своих профессиональных обязанностей, обладающие характерными чертами коррупции, за которые установлена дисциплинарная ответственность. [5] К числу дисциплинарных взысканий, в зависимости от вида службы, относятся замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии. Однако наиболее строгим дисциплинарным взысканием за допущенные коррупционные правонарушения является увольнение в связи с утратой доверия. Данная мера ответственности применяется к государственным и муниципальным служащим за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, непредставление сведений о доходах и расходах служащего, осуществление предпринимательской деятельности и иные серьезные нарушения. Также к числу грубых дисциплинарных проступков относятся не являющиеся преступлениями нарушения запретов и ограничений государственными гражданскими служащими, например, непредставление сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Таким образом, предпосылки для развития в современной России такого явления, как коррупция, зародились еще в глубокой древности. Это было обусловлено как особенностями управления и личностью правителей тех времен, так и несовершенством действующего законодательства. В современной России коррупция укоренилась и является весьма распространенным явлением. По законодательству РФ физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, может быть подвергнуто следующим видам юридической ответственности: уголовная; административная; гражданско-правовая; дисциплинарная. Российское законодательство не стоит на месте и постоянно совершенствуется, тем самым наша власть показывает свое негативное отношение к коррупционным правонарушениям. Сегодня за совершение коррупционных правонарушений могут быть применены только обозначенные выше виды юридической ответственности, но стремительное развитие общественных отношений показывает, что формируется и иной, новый вид юридической ответственности, применяемый за коррупционные правонарушения, — конституционно-правовая ответственность.
Заключение
На начальном этапе реализации антикоррупционной политики, которая будет охватывать все области коррупции, Российская Федерация также разработала методы предотвращения дальнейшего проникновения коррупции в другие области. Среди причин высокого уровня коррупции в нашей стране — несовершенство политических институтов, непрофессионализм наших бюрократов и, с другой стороны, простое недоразумение и невежество, зачастую нежелание знать законы населения. И здесь государство и гражданское общество должны работать с разными социальными группами. Эффективность предложенных антикоррупционных мер требует скоординированных и эффективных действий со стороны федерального правительства и местных органов власти.
Известно, что целью высшего образования является подготовка высококвалифицированный специалист и гражданин, который в дополнение профессиональные компетенции, он также имеет следующее: он имеет нетерпеливый к коррупционному поведению, уважительный относится к закону и праву. Поэтому основными целями являются внедрение специальное, организованное антикоррупционное образование так:
– формирование соответствующих моральных и нравственных принципов и личностных качеств неприятия преступного поведения и коррупционных отношений;
– осознание разрушающих для общества последствий сложившейся системы коррупционных отношений и коррупционного поведения конкретного человека;
– принятие гражданской ответственности за последствия своего поведения, персонифицированное отношение к своей жизни;
– изменение на этой базе коррупционных отношений в обществе и повышение эффективности противодействия коррупции.
Формирование неприятия коррупционных отношений предполагает осознанное отношение к самому себе и своей жизни. Человек должен быть готов и обучен умению оценки своей деятельности в любой жизненной ситуации как неотъемлемой части жизни в социуме. [3]
Литература:
- Антикоррупционная политика в современной России: учебное пособие / под ред. А. А. Шаповалова. — Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2018. — 44 с
- Антикоррупционная политика: учеб. пособие / сост.: Г. Р. Ибраева, Н. Н. Клинцова, М. А. Мыльников и др. — Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2016. — 136с.
- Барсукова С. Ю. Коррупция: научные дебаты и российская реальность // Общественные науки и современность, 2008. № 5. С. 36–47.
- Елисеева С. Н. Уголовная политика в сфере противодействия коррупции // Наука и общество. 2015. № 1 (20). С. 67–69.
- Зеленский П. А. Развитие института общественной экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ // Региональная власть, местное самоуправление и гражданское общество: механизмы взаимодействия: сб. науч. тр. Саратов, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина, 2017. С 55–57
- Солдунов А. В. Тенденции и проблемы гуманизации трудового права в современной России // Правовая культура. 2007. № 1. С. 116–117.