Проблемные аспекты привлечения несовершеннолетних к административной ответственности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 29.05.2020

Статья просмотрена: 999 раз

Библиографическое описание:

Немкова, И. В. Проблемные аспекты привлечения несовершеннолетних к административной ответственности / И. В. Немкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 284-286. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70772/ (дата обращения: 15.11.2024).



Основной целью государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних представляется создание условий, которые позволили бы обеспечить достойную жизнь для подрастающего поколения, а также формирование методов, позволяющих уменьшить количество административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, и их профилактики и предупреждения.

Одной из мер противодействия противоправному поведению несовершеннолетних является их привлечение к административной ответственности. Статистические данные свидетельствуют о росте количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними, а следовательно, о недостаточной эффективности проводимой с ними профилактической работы. Кроме того, и меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям, признаются малоэффективными.

Главной причиной недостаточности действия государственных мер представляется неполноценное правовое регулирование на федеральном уровне института привлечения несовершеннолетних к юридической ответственности. Данное обстоятельство подтверждает также О. С. Маслова, которая высказывает мнение о том, что законодательство об административных правонарушениях далеко от совершенства, а вопросы административной ответственности несовершеннолетних урегулированы крайне поверхностно, несбалансированными штрихами [3, с. 56].

Для исследования проблем привлечения несовершеннолетних к административной ответственности следует определить, что представляет собой такой вид ответственности. За совершение административных правонарушений ответственность установлена в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 года (далее — КоАП РФ). Так, в КоАП РФ регламентируется, что административная ответственность устанавливается за совершение административных правонарушений, то есть за противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица. К административной деятельности привлекаются лица старше 16 лет, то есть подростки, после достижения возраста 16 лет подлежат ответственности наравне с прочими лицами.

Однако административная ответственность несовершеннолетних, как и процесс привлечения к ней несовершеннолетних, имеют определённые особенности, отличающие данный вид ответственности той, к которой привлекаются люди старше 18 лет. Так, основным отличием является то, что к лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста, может применяться значительно меньшее количество ограничений прав и свобод, чем к совершеннолетним. Подтверждением данного высказывания служит закрепление в статье 3.9. КоАП РФ запрета на применение к несовершеннолетним лицам административного ареста. Кроме того, не достижение возраста 18 лет лицом, совершившим правонарушение, всегда является смягчающим административную ответственность обстоятельством при назначении наказания, на основании статьи 4.2. КоАП РФ. Важно, что при определении административного наказания, назначаемого несовершеннолетнему, должны учитываться его возрастные, психические и индивидуальные особенности, поскольку здесь необходимо не только реализовать общеправовые принципы, но и обеспечить с помощью административного наказания и надлежащего процесса его исполнения формирование у подростка стойкого неприятия антиобщественных, аморальных тенденций и отрицания противоправного поведения [6, с. 104].

Сразу хотелось бы отметить, что такой вид административного наказания, как административный штраф в судебной практике довольно часто назначается в отношении несовершеннолетних лиц, совершивших административное правонарушение. Исходя из менталитета российских граждан, лица в возрасте от 16 до 18 лет чаще всего не трудоустроены, так как продолжают обучение. Следовательно, они не всегда имеют собственный заработок и, в случае привлечения их к административной ответственности и назначения административного штрафа в определённом размере, не готовы уплатить денежную сумму в пользу государства. Таким образом, обязательство по исполнению административного наказания в виде административного штрафа перекладывается на родителей или законных представителей несовершеннолетнего правонарушителя.

В юридической литературе также отмечается необходимость замены административного штрафа как вида наказания за совершение правонарушений лицами, не достигших 16-ти лет. Так, О. М. Юнусова отмечает, что административный штраф представляется неэффективной мерой административного наказания, когда назначается в отношении несовершеннолетнего, который не работает и не имеет собственного заработка, а штраф вместо него выплачивают его родители или законные представители [7, с. 102].

Законодатель обошёл данную проблему, закрепив в части 2 статьи 32.2. КоАП РФ предписание о том, что в случае отсутствия у несовершеннолетнего лица самостоятельного заработка, то его выплата перекладывается на его родителей или законных представителей. Такая норма представляется противоречащей основной цели административной ответственности, такой как применение административного наказания к лицам, совершившим правонарушение, в целях предупреждения совершения новых преступлений.

Аналогичного мнения придерживается О. Н. Дядькин, говоря о том, что административная ответственность не должна передаваться тем лицам, которые не признаны виновными в совершении противоправного деяния, то есть родителям. В противном случае такой подход противоречит смыслу юридической ответственности и порождает сложные ситуации в правоприменительной практике при исполнении постановления о назначении административного наказания [2, с. 91].

Таким образом, для решения указанной проблемы, следует внести изменения в КоАП РФ и урегулировать в нём правовые нормы, дающие полномочие соответствующим органам заменить в отношении несовершеннолетних наказание в виде административного штрафа в исключительных обстоятельствах, таких как отсутствие самостоятельного заработка, на другой, альтернативный вид административного наказания. В качестве альтернативны административному штрафу следует предложить замену в виде обязательных работ. Обязательные работы представляют собой бесплатные общественно полезные работы, которые выполняются в свободное время и учитываются в часах, а каждый час работы имеет свою стоимость. Следовательно, при невозможности уплаты административного штрафа, предлагается его заменить на обязательные работы, сумму часов которых необходимо исчислять из размера штрафа. Такой вид наказания может назначаться в замену административного штрафа не только несовершеннолетним, но и лицам, достигшим 18-ти лет, в исключительных случаях. При помощи такого механизма представляется возможность более эффективного достижения целей административного наказания.

Необходимо отметить, что несовершеннолетние могут быть освобождены от административной ответственности по решению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с применением к нему иных мер воздействия, при принятии во внимание конкретных обстоятельств дела и данных о лице. Исходя из положений федерального законодательства, применительно к несовершеннолетним от 16 до 18 лет процессуальный порядок привлечения к административной ответственности в подавляющем большинстве случаев является внесудебным, т. к. осуществляется органами специальной юрисдикции — комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав [4, с. 68]. Стоит отметить, что зачастую комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав выносятся такие меры государственного принуждения, основная цель которых состоит в перевоспитании подростка. Тем не менее практика и статистика показывают, что применение подобных мер является недостаточным в борьбе с антиобщественным поведением подростков, так как не влекут за собой применение мер административной ответственности. Это, в свою очередь, по мнению авторов юридической литературы, не оказывает достаточного воздействия на сознание несовершеннолетнего. Поэтому усиление мер государственного принуждения к несовершеннолетним, совершившим административное правонарушение и осознающим противоправность своих действий (бездействий), считается целесообразным.

Следует также назвать такую проблему как отсутствие в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях отдельной главы, посвященной регулированию процедуры административной ответственности несовершеннолетних [1, с. 24]. Например, отсутствует раздел, в который будут входить виды процесса привлечения несовершеннолетних и их законных представителей к ответственности, круг субъектов к чьей компетенции будет относится данное полномочие. Для решения данной проблемы Н. В. Павлов и А. М. Бельчик предлагают в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях выделить раздел, который будет регулировать административную ответственность несовершеннолетних. А именно: виды и процедуры привлечения несовершеннолетних к ответственности, родителей и других законных представителей; цели административной ответственности несовершеннолетних; виды и функции субъектов, имеющих право привлекать к ответственности несовершеннолетних [5, с. 35].

Подводя итог, следует указать на наличие проблемных аспектов в сфере привлечения к административной ответственности несовершеннолетних лиц, совершивших деяния, запрещенные административным законодательством. Предлагаются изменения в законодательство, которые позволили бы более действенно препятствовать росту правонарушений, а также увеличить эффект мер, применяемых к несовершеннолетним правонарушителям, и их воздействие на указанных лиц.

Литература:

  1. Баранов А. Д. Особенности административной ответственности несовершеннолетних / А. Д. Баранов, Ж. П. Дорофеева, Д. В. Меняйло // Философия права.  2015.  № 4 (71).  С. 24.
  2. Дядькин О. Н. Об ограничении административных наказаний несовершеннолетним правонарушителям / Дядькин О. Н. // Юридическая техника.  2018.  № 12.
  3. Маслова О. С. Распространенные правонарушения, совершаемые несовершеннолетними / О. С. Маслова // Научный журнал «NovaUM».  2019.  № 17.
  4. Махина С. Н. Деликтность несовершеннолетних: административно-правовое регулирование и направления совершенствования законодательства / С. Н. Махина // Вестник ВИ МВД России.  2012.  № 4.
  5. Павлов Н. В. Проблемы административной ответственности несовершеннолетних / Н. В. Павлов, А. М. Бельчик // Бюллетень науки и практики.  2019.  № 6.
  6. Пономарев О. В. Проблемы административной ответственности несовершеннолетних / О. В. Пономарев, Н. А. Рой, Е. С. Мишина // ВЭПС.  2017.  № 2.  С. 101–105.
  7. Юнусова О. М. Административно-правовое регулирование защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в Республике Таджикистан: дис.... канд. юрид. наук. — М., 2015. — 185 с.
Основные термины (генерируются автоматически): административная ответственность, административное наказание, административный штраф, лицо, РФ, правонарушение, Российская Федерация, административное правонарушение, государственное принуждение, противоправное поведение.


Задать вопрос