В статье представлен опыт и методика работы студии керамики под руководством автора при музее «Детская картинная галерея» (г. Самара).
Ключевые слова: художественная керамика, студия, музей, детская картинная галерея, дети, художественный вкус, художественно-образное мышление.
Условием становления личности будущего художника является понимание им «законов природы», которые в художественном творчестве принимают формы «законов композиции». Обучение детей искусству керамики в студии МБУК г. о. Самара «Музей «Детская картинная галерея» ориентировано на повышение их художественной грамотности и творческое развитие. Задачами обучения являются развитие художественно-образного мышления детей; формирование их художественного вкуса и чувства гармонии; овладение композиционными умениями и навыками реализации художественного замысла с помощью технологических и технических возможностей керамики в самостоятельной творческой деятельности.
В рамках образовательного процесса студии художественно-образное мышление понимается как объединение художественного — отражает «специфику восприятия, владение формами воплощения» и образного — «природная способность сознания к обобщению и выражению субъективного отношения к тем или иным предметам или явлениям окружающей действительности» [7, c. 59]. Показателями его развития, согласно В. Ю. Борисову, являются способность видеть и воспринимать объекты природы, преобразовывать их и воплощать в художественном образе, в произведении как его материальном выражении через освоение изобразительной техники; наличие умений и навыков работы с художественными материалами [1, с. 176–188]. Приемами создания художественного образа декоративного произведения являются: 1) анализ и отбор признаков и свойств прототипа — объекта действительности; 2) синтез авторского образа на основе отобранных элементов; 3) сравнительный (уточняющий) анализ прототипа и художественного образа по найденным признакам; 4) объединение отобранных признаков; 5) избавление от перцептивных признаков, не существенных для художественного образа (абстрагирование) и проектирование итоговой формы на основе значимых признаков (стилизация); 6) конкретизация — воплощение образа в форме с учетом возможностей и характеристик материала [2, с. 8].
Художественный вкус, по Л. Н. Климовой, — это восприятие и оценка произведений искусства [5, c.35–36]. А. П. Мохонько добавляет к этому «исполнение» и предлагает структуру: способности, художественно-образное мышление, рационально-оценочные, нормативно-регулирующие компоненты и художественный опыт [6, c. 150–155]. А. П. Золкин видит связь художественного вкуса с идеалом (в их противоречии — источник развития), который становится реальностью, наполняется содержанием в процессе воплощения в творческой деятельности и через художественно-образное отражение реализуется в художественном творчестве [4, с. 151]. Е. Н. Демченко называет показатели: 1) позитивное отношение к искусству; 2) способность воспринимать единство содержания и формы; 3) умение оценивать пространственно-пластическое решение композиции; 4) умение оценивать композицию в соответствии с общим замыслом работы [3].
Методика обучения в студии «Керамика» предполагает, что 1) педагог отмечает достижения в работах детей, закрепляя проявление их природных способностей, обеспечивая эмоциональную стабильность и «базу» для новых работ, что приводит к плавному и «уверенному» переходу спонтанного творчества в область прочных знаний; 2) педагог учитывает возрастные особенности мышления детей для «разговора на равных» (авторитет зарабатывается взаимным доверием); 3) педагог сочетает рациональное и эмоциональное: дает четкую формулировку практическим заданиям, но оставляет место «эмоциональной работе» на основе опыта спонтанных чувств; 4) применяет дифференцированный и индивидуальный подходы.
Программа рассчитана на 4 года. Формирование практических умений и навыков идет последовательно — от изучения физических и химических свойств материалов в учебных работах до создания авторских проектов. Теоретическая часть: изучение истории керамики, ее технологических процессов; практическая часть: творческий индивидуальный опыт на основе алгоритма композиционного поиска. Содержание предполагает блоки: «Смотреть и видеть», «Движение и выбор», «Анализ», «Практика»; деление условное, блоки находят отражение на каждом занятии в заданиях, упражнениях, практических задачах (рис. 1).
Рис. 1. Содержательные блоки процесса обучения в студии «Керамика»
В процессе обученияиспользуютсякак традиционные методы с учетом уровней познавательной деятельности детей в освоении социального опыта (по И. Я. Лернеру, М. Н. Скаткину), так и методы обучения с учетом дидактических задач этапов обучения (по М. А. Данилову, Б. П. Есипову). Отдельное внимание уделяется методу проектов. Проект понимается и как итоговый художественный продукт — керамическое изделие, и как способ, процесс достижения результата [8, с. 160]. Этапы проекта корректируются художественными задачами, но есть обязательные: информационный (мотивация, цель, задачи) — поисковый (сбор данных) — обобщающий (результат творческой деятельности) — аналитический (анализ итогов).
Методика обучения в студии «Керамика» предполагает следующее: 1) при формулировке заданий применяется метод проблемных ситуаций; 2) задания учитывают индивидуальные особенности детей в части сложности — близки к оптимальному уровню, чтобы обеспечить положительную динамику изменений; 3) сочетаются коллективные и индивидуальные формы взаимодействия; 4) «художественный образ» — основа содержания учебного материала; 5) изучение теории и истории искусства керамики служит стимулом повышения интереса детей к творчеству; 6) технологические процессы выбираются с учетом возрастных возможностей детей в реализации образного содержания; 7) теоретическая и практическая части взаимодополняют друг друга при освоении технологий; 8) учебные задания носят аналитический, исследовательский, практический характер и направлены на освоение образного языка керамики (декоративность, формообразование, композиция, колорит и др.).
Процесс обучения по каждой теме предусматривает: знакомство с технологией конкретного вида художественной керамики — изучение ее исторического аспекта — выполнение исследовательских, аналитических и практических упражнений — выполнение творческих заданий. Цель, задачи, методы, содержание деятельности педагога и детей уточняются в каждой теме. Рассмотрим на примере трех тем раздела «Русская майолика» (1 класс).
Тема «Квасник и кумган». Цель: знакомство с искусством майолики на образцах национальной керамики. Задачи: 1) познакомить с историей майолики; 2) познакомить с историей Гжели; 3) выполнить эскиз и вырезать детали изделия. Методы: объяснительно-наглядный, информационно-сообщающий. Деятельность детей: 1) выслушать и запомнить информацию; 2) выполняют эскиз в цвете в натуральную величину; 3) изготовить выкройки-детали для сборки. Деятельность педагога: 1) рассказать о новых видах керамики; 2) показать образцы; 3) объяснить особенности изготовления выкроек, их конструкции и сборки для переноса на материал.
Тема «Лепка квасника/кумгана». Цель: изучить комбинированный способ формирования изделия (ручная лепка, «пластообразная»). Задачи: 1) научить технологии совмещения приемов ручной лепки жгутами и пластами; 2) вылепить изделие. Методы: творчески-воспроизводящий; частично-поисковый. Детальность детей: 1) выполнение работы в материале: перенос выкроек на материал, скручивание, сжатие — формообразование изделия с помощью пластов; 2) завершение работы в материале, подготовка ее к утильному обжигу (первому). Деятельность педагога: 1) контроль грамотного ведения работы; 2) загрузка работ на обжиг.
Тема «Майоликовая роспись. Технология росписи глазурями». Цель: изучить технологии русской майоликовой росписи. Задачи: 1) познакомить с технологией подглазурной росписи на плоской и объемной формах; 2) выполнить росписи на обеих формах. Метод: творчески-воспроизводящий. Деятельность детей: 1) наблюдают и запоминают технологию работы с глазурями; 2) осваивают навыки росписи глазурями по сырой эмали. Деятельность педагога: 1) рассказать о технологии приготовления глазурей и работы с ними; 2) ознакомить с особенностями покрытия и росписи; 3) подготовить и загрузить глазурованные работы на политой обжиг.
Таким образом, на занятиях в детской студии «Керамика» реализуется методика, которая позволяет ребенку прочувствовать и творчески осмыслить действительность и создать собственный художественный образ.
Литература:
- Борисов В. Ю. Развитие художественно-образного мышления школьников 4–5 классов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2010. — № 125. — С. 176–188.
- Даутова О. Г. Развитие образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики на факультете изобразительного искусства в педвузе: дисс.... канд. пед. наук. / Московский государственный областной университет. — М., 2006. — 214 с.
- Демченко Е. Н. Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности: дисс.... канд. пед. наук. / Комсомольский-на-Амуре гос. пед. ун-т. — Комсомольск-на-Амуре, 2001. — 181 c.
- Золкин А. П. Эстетика. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 447 с.
- Климова JI. H. Авторская педагогическая модель дизайн-образования // Профессиональное образование. Столица. — 2011. — № 10. — С. 35–36.
- Мохонько А. П. Сущность художественного вкуса и его генезис // Вестник ТГУ. — 2013. — Выпуск 5 (121). — С. 150–155.
- Ушанева Ю. С. Понятие художественно-образного мышления в эстетике, психологии, педагогике // Гуманитарные и социальные науки. — 2009. — № 3. — С. 50–60.
- Худышкина Т. В. Метод проектов в художественном образовании // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. — 2016. — № 5. — С. 158–164.