Роль участия педагогического работника в реализации управления проектными задачами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 29.05.2020

Статья просмотрена: 156 раз

Библиографическое описание:

Никешин, Н. С. Роль участия педагогического работника в реализации управления проектными задачами / Н. С. Никешин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 373-378. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70812/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор пытается предложить механизм перевода общеобразовательной школы на новый путь развития по направлению «Технологическое образование.

Ключевые слова: технологическое образование, проектирование в образовании, образовательная система, управление проектированием.

По получению Президента России В. В. Путина в 2016 году была разработана Концепции технологического образования в системе общего образования. Именно 2016 год стал отправной точкой реализацией Национальной технологической инициативы, что потребовало от российского образования подготовки новых, высококвалифицированных кадров, способных управлять и действовать с полной отдачей сил и умственных способностей. Начало такой подготовки возложено на общеобразовательную школу в виде ответственного отношения к технологическому образованию. Появилась необходимость воспитания профессиональных кадров, обладающих качествами менеджера, способными управлять как педагогическим процессом в целом, так и отдельными его составными частями и элементами, такими, например, как управление проектированием индивидуальных учебных планов (ИУП).

Управление проектированием — организация процесса разработки нового объекта, позволяющая наилучшим образом получить эффективное решение в виде соответствующего комплекта документации в рамках условий поставленной задачи. Управление проектированием является составной частью менеджмента [2].

Исследователь Шевченко А. И. предлагает обратить внимание на то, что в современной педагогической науке изучение проектирования может вестись с различных, хотя и связанных определенным образом друг с другом позиций. С одной стороны в проектировании можно видеть только компонент деятельности преподавателя или руководителя образовательного учреждения, с другой стороны — функцию прогнозирования, программирования и другое. С третьей стороны проектирование в образовании может рассматриваться как особый механизм управления образованием. По убеждению автора проектирование в образовании является организованной системой деятельности, которая направлена на осуществление комплексных исследований и проектных разработок. Такие разработки обеспечивают развитие и саморазвитие образования как формы общественной практики, способствующей удовлетворению потребности в образовании личности, общества, в котором она живет, и потребности самих образовательных систем [8].

Целью проектирования в образовании является обеспечение необходимого комплекса условий органического перехода системы образования из одного состояния в другое, качественно новое.

Результатом проектирования в образовании являются концепции и программы развития образовательных систем, модели образовательных деятельностей.

Объектом педагогического проектирования является образование как форма общественной практики, а предметом — совокупность осуществляемых в ней видов профессиональной деятельности (педагогической, научной, культурно-образовательной, управленческой), форм организации образовательного пространства.

Педагогическое проектирование в образовании подчиняется определенной логике, которую можно представить в виде совокупности

последовательно сменяющих друг друга видов деятельности — анализа актуальных проблем или ситуаций, концептуализации, программирования, планирования и конструирования новой образовательной практики. А также форм организации деятельности субъектов, включенных в процесс проектирования.

Следует отметить, что в ходе реализации проекта может возникнуть реальная необходимость его коррекции, осуществление управленческой деятельности допроектирования и перепроектирования.

Рассматривая сущность педагогического проектирования, следует иметь в виду не только деятельность педагога как основного проектировщика, но и конкретный продукт его деятельности — определенный проект, созданный для изменения существующего положения дел. Поэтому под педагогическим проектированием следует понимать целенаправленную деятельность педагога по созданию проекта, который представляет собой инновационную модель педагогической системы, ориентированную на массовое использование.

Исследователь Н. А. Заруба провела обзор зарубежного и российского опыта в управлении проектами в образовании. Им проведен анализ основных проблем проектирования. Автор подчеркивает, что система управления проектами в образовании не должна иметь застывший вид, так как она должна подстраиваться под становление российского общества. Это трансформируется в необходимость поиска новых эффективных, гибких и адаптивных систем управления. Изучение особенностей управления проектированием в зарубежных системах образования, является предметом управленческого мышления и анализа, осуществленного Н. А. Заруба. На основе проведенного анализа, автором были не только определены особенности управления проектированием зарубежных систем образования, но и обоснована необходимость применения адаптивного подхода к управлению разработкой и реализацией проектов в вопросах управления проектированием в российском образовании, в том числе ИУП [4].

Педагог-практик О. С. Иванова указывает на то, что управление проектной деятельностью администрации российских школ и их педагогических коллективов активизировалось в условиях реализации ФГОС общего образования. По убеждению автора, технология проекта направлена на мобилизацию творческого потенциала педагогических работников для быстрого эффективного достижения каких-либо поставленных перед образовательной организацией кардинальных управленческих решений [6].

При этом управленческая деятельность должна быть не только направлена на конкретный результат и расширение творческого потенциала педагога, но и должна быть достаточно понятна остальным субъектам для ее реализации: учащимся и их родителям.

Программа проектных действий педагога должна соответствовать задачам повышения методической компетентности учителя. Уровень такой компетентности повышается за счет внедрения в деятельность научно-исследовательских и опытно-экспериментальных направлений, что характеризуется логикой, этапностью, специфическим содержанием, и, естественно, управлением.

Участие педагогического работника в реализации проектных задач способствует обеспечению его профессионального развития, самореализации, самосовершенствованию, мотивации на результат, представляемый в самых разных формах защиты реализованного проекта: выступление, публикация, участие в конкурсе, а также в форме получения значимого результата у самих учеников, с которыми педагог взаимодействует.

Педагогический опыт О. С. Ивановой доказывает, что проектная деятельность педагогов образовательной организации может быть организована в двух формах: это могут быть проекты, инициированные руководством школы для решения внутришкольных проблем, а также проекты, которые образовательная организация реализует совместно с организациями дополнительного профессионального образованию [6].

К важнейшим управленческим элементам образовательной деятельности в рамках предметной области «Технология» относятся следующие:

− умение педагогического работника способствовать освоению учащимися рукотворного мира в форме его воссоздания, понимания его функционирования и возникающих проблем, в первую очередь, через создание и использование учебных моделей (реальных и виртуальных), которое стимулирует интерес обучающихся и облегчает освоение ими других предметов;

− управление изготовлением объектов, знакомящих обучающихся с профессиональными компетенциями и практиками; организация ежегодного практического знакомства учащихся с 3–4 видами профессиональной деятельности из разных сфер (с использованием современных технологий) и более углубленно — с одним видом деятельности через интеграцию с практиками, реализованными в движении Ворлдскиллс;

− управление процессом приобретения учащимися практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни [7];

− управление процессом формирования универсальных учебных действий учащихся:

а) освоение ими проектной деятельности как способа преобразования реальности в соответствии с поставленной целью по схеме цикла дизайн-процесса и жизненного цикла продукта;

б) изобретение, поиск принципиально новых для обучающегося управленческих решений;

− формирование ключевых компетентностей:

а) информационной, коммуникативной, навыков командной работы и сотрудничества;

б) инициативности, гибкости мышления, предприимчивости, самоорганизации;

− управление процессом ознакомления обучающихся с гуманитарными и материальными технологиями в реальной экономике территории проживания обучающихся, с миром профессий и организацией региональных рынков труда.

Управление проектированием предмета «Технология» способствует созданию условий для повышения профессиональных качеств педагога и мониторинга талантливых детей, подростков и молодых людей, построения ими в дальнейшем успешной профессиональной карьеры в области науки, технологий, инноваций и развития интеллектуального потенциала страны [28].

Эти цели могут быть достигнуты путем формирования современной системы управления проектированием ИУП учащихся в процессе организации их проектной и учебно-исследовательской деятельности. Педагог должен управлять процессом научно-технического творчества учащихся в условиях общеобразовательной школы и дополнительных учреждений, включая систему оценивания индивидуальных достижений [3].

В рамках управления проектированием ИУП учащихся в процессе организации их проектной и учебно-исследовательской деятельности на этапе начального образования технология и технологические проекты выступают в роли пространства для развития творческого потенциала детей и их изобретательства, а также мотивирующего фактора для освоения других предметных областей.

Управление проектированием ИУП учащихся в процессе организации их проектной и учебно-исследовательской деятельности направлено на следующее:

− воспитание у учащихся настойчивости и трудолюбия;

− формирование у них технологического мышления.

− знакомство с материальными технологиями прошлых эпох, с изобразительным искусством, с технологиями дома, с художественными промыслами народов России и коренных народов региона проживания [4].

В процессе управления проектированием ИУП учащихся в процессе организации их проектной и учебно-исследовательской деятельности на основе технологического образования у учащихся общеобразовательной школы должны быть сформированы универсальные учебные действия и оперативное введение учащихся в образовательную деятельность (таблица 1) [1].

Таблица 1

Управление формированием универсальных учебных действий имероприятий по оперативному введению учащихся вобразовательную деятельность предметной области «Технология»

№ п/п

Направление

Компоненты

1

Формирование универсальных учебных действий учащихся

– проектная деятельность по схеме цикла дизайн-процесса и жизненного цикла продукта;

— изобретательская деятельность как поиск принципиально новых решений формирование ключевых компетентностей;

— информационная деятельность;

— коммуникативные умения;

— организация самоконтроля;

— формирование навыков работы в коллективе и сотрудничестве;

— воспитание инициативности;

формирование у учащихся гибкости мышления;

— воспитание предприимчивости.

2

Оперативное введение обучающихся в образовательную деятельность

– компьютерное черчение;

— промышленный дизайн;

— 3D-моделирование;

— прототипирование;

— цифровое производство;

— аддитивные технологии;

— нанотехнологии;

— робототехника;

— технологии умного дома;

— интернет вещей;

— технологии в области механической обработки материалов (ручной и станочной, в том числе станками с ЧПУ);

— электротехники и электроники, электроэнергетики, автоматики; строительства;

— транспорта;

— агро- и биотехнологии;

— обработки пищевых продуктов;

— СМИ, рекламы, маркетинга.

На базе основного общего образования педагог должен заботиться о следующем:

− формирование умения учащихся изготавливать объекты, знакомящие с профессиональными компетенциями и практиками;

− ежегодное практическое знакомство учащихся с 3–4 видами профессиональной деятельности из разных сфер (с использованием современных технологий), более углубленно — с одним видом деятельности;

− приобретение учащимися практических умений и опыта, необходимых им для разумной организации самостоятельной жизни.

В МБОУ «Сургутская технологическая школа» («СТШ») управление проектированием ИУП учащихся в процессе организации их проектной и учебно-исследовательской деятельности в рамках технологического среднего общего образования осуществляется с учетом профиля, реализуемого в рамках основной образовательной программы.

Механизм перевода МБОУ «СТШ» на новый путь развития представлен на рисунке 1 [1].

Рис.1. Механизм перевода МБОУ «СТШ» на новый путь развития

Наличие определенных проблем, выявленных в результате анализа образовательной системы «СТШ», требует формулирования задач, решение которых обеспечит повышение эффективности реализации системы технологического образования и воспитания в условиях реализации ФГОС ОО, создания школы технологической направленности.

В связи с необходимостью решения такой проблемы, как устранение низкого уровня показателей качества усвоения технологической образовательной программы, предлагается решение следующих задачи:

− проанализировать реализуемые учебно-методические комплексы и определить их эффективность для учащихся различных образовательных потребностей в условиях реализации ФГОС, создания технологической школы;

− осуществить выбор и применение в образовательной деятельности оптимальных технологий, форм, методов, средств технологического обучения и воспитания учащихся различных образовательных потребностей путем повышения профессионального мастерства педагога технологического образования.

Устранение проблемы создания системы профориентационной работы в направлении технологического образования подразумевает решение следующих задач:

− расширить и совершенствовать систему дополнительного технологического образования с учетом запросов учителей, обучающихся и их родителей;

− обеспечить эффективное функционирование Центра дополнительного образования.

Для оптимальной реализации урочной и внеурочной системы воспитания и обучения очевидна необходимость повышения уровня профессиональной компетентности учителей, реализующих работу с учащимися различных образовательных потребностей, следовательно, необходимо решение следующих задач:

− мотивировать педагогических работников на повышение своего профессионального уровня в области технологического образования и управления проектированием ИУП;

− разработать план повышения квалификации руководящих и педагогических работников по направлению технологического образования с использованием внутренних и внешних ресурсов, обеспечивающих эффективность управления ИУП.

Проблема реализации эффективного сопровождения и поддержки одаренных детей подразумевает решение задач:

− определить направления работы с одаренными учащимися как приоритетного в системе научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей образовательной организации в рамках ИУП;

− совершенствовать условия для выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей в направлении технологического образования (интеллектуальные марафоны, олимпиады, конкурсы и соревнования в системе дополнительного образования).

С целью повышения мотивации учащихся к дополнительным занятиям технологической направленности считаем необходимым решение следующих задач:

− разработать систему привлечения обучающихся в деятельность кружков технологической направленности;

− повышение коммуникативных умений педагогов в повышении мотивации у обучающихся к занятиям в кружках технологической направленности;

− продолжить работу с педагогическими работниками по обеспечению технологического образования школьников в соответствии с их возможностями, способностями и интересами, сформированностью жизненно-важных компетенций и заинтересованностью ИУП;

− совершенствовать методическое и профессиональное мастерство учителей-предметников, способных компетентно и эффективно решать вопросы технологического обучения обучающихся с разными образовательными возможностями в рамках ИУП [5].

Повышение педагогического мастерства и профессиональной компетентности педагогов в управлении проектированием УИП:

− обеспечение систематичности и непрерывности профессионального образования;

− обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества;

− участие педагогов в экспертной деятельности;

− участие во всероссийских конкурсах.

Одной из проблем образовательной деятельности МБОУ «СТШ» является проблема низкой мотивации педагогических кадров при работе с инновационным оборудованием. Для решения обозначенной проблемы, необходимо решение следующих задач:

− привлечение специалистов из других образовательных организаций для обучения педагогов работе с инновационным оборудованием;

− совершенствование системы повышения квалификации кадров в направлении инновационное технологического образования;

− создание инженерно-технической школы на базе «СТШ», что весьма актуально в условиях стремительного развития науки, техники и производственных технологий.

Инженерное образование сегодня формирует экономический потенциал страны, именно с повышением качества последнего связаны надежды на выход России из социально-экономического кризиса. Современные требования к инженерному образованию предполагают подготовку профессионалов, способных к комплексной исследовательской, проектной и предпринимательской деятельности, направленной на разработку и производство конкурентоспособной научно-технической продукции, и быстрые позитивные изменения в экономике страны.

Таким образом, в рамках поставленных задач актуальным является разработка и реализация проекта «Управление проектированием ИУП по направлению «Технологическое образование» на базе МБОУ «СТШ» (методическое объединение учителей технологий) на дальнейшую перспективу до 2023 года. Это можно обозначить как механизм перевода школы на новый путь развития и получение синергетического эффекта, отвечающего потребностям реализации социального заказа в обеспечении инженерно-технологическими кадрами региона ХМАО-Югра.

Литература:

1. Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сургутская технологическая школа» города Сургута на 2019–2023 годы «Современная образовательная среда как средство повышения качества образования в условиях создания технологической школы» / Под ред. Л. М. Мамигуллиной. — Сургут, 2019.

2. Васильева, Н.О., Кротова, И. В. О совместимости понятийного аппарата образования, науки и профессиональной сферы в федеральных государственных образовательных стандартах / Н. О. Васильева, И. В. Кротова // Образование и общество. — М., 2016. — № 1(94). — С. 10–17.

3. Денисова, А.А., Толомеева, И. С. Мониторинг уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. — Т.4. — Вып.1. — 2013. — С.97–103.

4. Заруба, Н. А. Управление проектами в образовании. Особенности зарубежного и отечественного опыта / Н. А. Заруба // Professional Edukation in Russia and Abroat. — № 3 (31). — 2018. — С. 15–26.

5. Игнатович, В.К., Бондарев, П.Б., Курочкина, В. Е. Развитие профессиональной готовности учителей к осуществлению субъект-субъективного взаимодействия как условие формирования образовательной самостоятельности старшеклассников // Общество: социология, психология, педагогика. — 2017. — С.85–87.

6. Иванова, О. С. Проектная деятельность в управлении ОО [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-v-upravlenii-obrazovatelnoy-organizaciey-3495183.html (дата обращения 22.05.2020)

7. Корчажкина, О. М. Метапредметное содержание образования во ФГОС общего образования / О. М. Корчажкина // Педагогика. — М., 2016. — № 2. — С.17–25.

8. Шевченко, А. И. Проектирование в образовании: сущность, подходы, особенности [Электронный ресурс]. URL: Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2232 (дата обращения 16.04.2020).

Основные термины (генерируются автоматически): технологическое образование, Управление проектированием, образовательная деятельность, процесс организации, учебно-исследовательская деятельность, образовательная организация, общеобразовательная школа, педагогическое проектирование, путь развития, технологическая направленность.


Ключевые слова

образовательная система, технологическое образование, проектирование в образовании, управление проектированием

Похожие статьи

Шаги по реализации проекта «Управление проектированием индивидуальных учебных планов»

В статье автор пытается разработать эффективные методы управления проектированием индивидуальных учебных планов по направлению «Технологическое образование».

Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов

В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.

Особенности образовательных проектов и управления ими

В статье рассмотрены теоретические основы образовательных проектов, изучен их состав, структура, особенности управления, выделены новые формы образовательных проектов и представлен опыт реализации на примере вуза.

Особенности реализации технологии проектного офиса как способ управления развитием образовательной организации

В статье автор пытается определить эффективность механизмов реализации проектного офиса как инструментария для повышения качества образования, уровня культуры управления проектами, командой проекта, контроля и оценки эффективности работы школы в особ...

Информационно-коммуникационные образовательные технологии в реализации проектной деятельности

В ходе данного исследования автор рассматривает теоретические аспекты и современные требования к образовательному процессу, с учетом использования информационно-коммуникационных образовательных технологий в реализации проектной деятельности,

Педагогическое проектирование как средство формирования эмоциональной сферы старших дошкольников

В статье осуществлен хронологический анализ педагогической практики проектной деятельности в системе образования.

Проектирование в профессиональной деятельности будущего педагога

Рассмотрена проблема готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Проанализированы инвариантные стороны профессиональной деятельности будущих педагогов, а так же сущность и основные функции педагогического проектирования, позволяющей...

Образовательная инноватика: к постановке вопроса

Статья посвящена развитию инновационных аспектов в области образования.

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...

Педагогическое проектирование в подготовке будущих техников в области электроснабжения

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме педагогического проектирования. В данной статье рассматривается потенциал использования педагогического проектирования в процессе обучения. Автор приводит результаты исследования для определени...

Похожие статьи

Шаги по реализации проекта «Управление проектированием индивидуальных учебных планов»

В статье автор пытается разработать эффективные методы управления проектированием индивидуальных учебных планов по направлению «Технологическое образование».

Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов

В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.

Особенности образовательных проектов и управления ими

В статье рассмотрены теоретические основы образовательных проектов, изучен их состав, структура, особенности управления, выделены новые формы образовательных проектов и представлен опыт реализации на примере вуза.

Особенности реализации технологии проектного офиса как способ управления развитием образовательной организации

В статье автор пытается определить эффективность механизмов реализации проектного офиса как инструментария для повышения качества образования, уровня культуры управления проектами, командой проекта, контроля и оценки эффективности работы школы в особ...

Информационно-коммуникационные образовательные технологии в реализации проектной деятельности

В ходе данного исследования автор рассматривает теоретические аспекты и современные требования к образовательному процессу, с учетом использования информационно-коммуникационных образовательных технологий в реализации проектной деятельности,

Педагогическое проектирование как средство формирования эмоциональной сферы старших дошкольников

В статье осуществлен хронологический анализ педагогической практики проектной деятельности в системе образования.

Проектирование в профессиональной деятельности будущего педагога

Рассмотрена проблема готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности. Проанализированы инвариантные стороны профессиональной деятельности будущих педагогов, а так же сущность и основные функции педагогического проектирования, позволяющей...

Образовательная инноватика: к постановке вопроса

Статья посвящена развитию инновационных аспектов в области образования.

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...

Педагогическое проектирование в подготовке будущих техников в области электроснабжения

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме педагогического проектирования. В данной статье рассматривается потенциал использования педагогического проектирования в процессе обучения. Автор приводит результаты исследования для определени...

Задать вопрос