Нейропсихологическое исследование предпосылок навыка чтения и письма у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 30.05.2020

Статья просмотрена: 1517 раз

Библиографическое описание:

Топаз, Ю. С. Нейропсихологическое исследование предпосылок навыка чтения и письма у дошкольников / Ю. С. Топаз. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 565-567. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70818/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье отражён нейропсихологический подход в изучении предпосылок навыка чтения и письма у дошкольников.

Проблема обучения грамоте старших дошкольников занимает особое место в педагогике и психологии, так как она напрямую связана с ролью чтения и письма как деятельности, которая обеспечивает общеобразовательную подготовку ребенка [9]. На современном этапе развития образования одним из важных аспектов успешного обучения детей в школе является уровень сформированности предпосылок к овладению детьми этими навыками в дошкольном возрасте [2]. Большое количество детей, к моменту поступления в первый класс, психически не готовы к овладению грамотой, а, конкретно, к приёму и переработке получаемой информации. Для успешного овладения грамотой важна сохранность и функционирование центральных и периферических отделов анализаторных систем, их координированная работа; хорошее состояние зрительных и моторных функций; осознание собственной речи и овладение ею; достаточный уровень развития внимания, памяти, мышления, различных мыслительных операций, эмоционально-личностная зрелость ребенка [5]. Анализируя данные вопросы с точки зрения различных наук, ученые (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева, А. Н. Корнева, Л. И. Лалаевой и др.), определяют важные для овладения грамотой психофизиологические компоненты, являющиеся предпосылками усвоения письма, предпосылками к возможности начать обучение детей грамоте, предпосылками к освоению школьных навыков и т. п. Все структурные психофизиологические компоненты выступают необходимыми предпосылками готовности к успешному овладению грамотой, а нарушения их формирования могут стать причиной появления трудностей в овладении данным процессом [2]. Трудности в овладении грамотой у детей могут быть обусловлены нарушениями в формировании энергетической функции, нарушением саморегуляции, пространственного восприятия и памяти, и другими нарушениями в работе высших психических функций и основных связей между мозговыми центрами [4]. При выявлении трудностей в овладении грамотой у детей и при дальнейшей коррекционной работе необходимо использовать подход, который обеспечивает комплексное формирование высших психических функций и слаженную работу отдельных компонентов ВПФ. А конкретно, нейропсихологический подход, основоположником которого является А. Р. Лурия (2003). А. Р. Лурия основал теорию, условно разделив все отделы мозга на три структурно — функциональных блока. 1 блок — энергетический, он обеспечивает регуляцию тонуса или бодрствования (поддерживает работу мозговых структур в активном состоянии, обеспечивает внемодальные внимание и память, осуществляет процессы мотивации и эмоций). 2 блок — блок приёма, переработки и хранения информации, поступающей через разные анализаторы (зрительное восприятие и распознавание графической информации; дифференцировка фонем и формирование смыслоразличительной функции; фонематический анализ; оперативная слухо-речевая и зрительно-речевая память; понимание сложных логико-грамматических конструкций и актуализация нужных слов; конструктивный праксис, кинестетический речевой гнозис и праксис). 3 блок — блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности (участки мозга этого блока обеспечивают плавность движений в процессе письма, плавный переход с одного артикуляционного уклада на другой, а также обеспечение формирования замысла, осуществление контроля). Учитывая все вышеизложенное, нейропсихологические предпосылки к письменной речи стоит рассматривать именно как анатомическую целостность и функциональную зрелость мозговых структур, регулирующих процессы чтения и письма [5].

Мы можем выделить речевые и неречевые нейропсихологические предпосылки формирования навыка письма и чтения, опираясь на знания о структурно-функциональных блоках мозга. Первой предпосылкой является сформированность устной речи (лексика, грамматика и фонетика), которая регулируется функционированием анатомических образований 2 и 3 блоков мозга. Вторая предпосылка заключается в сохранности разных видов гнозиса, что обеспечивается функционированием 2 блока мозга (фонематическое восприятие, за которое отвечает зона Вернике), кинестетический гнозис (7 и 40 корковые поля), зрительный гнозис (19 корковое поле). Третью предпосылку, которая заключается в сформированности двигательной сферы, особенно разных видов праксиса руки, регулирует 2 структурно-функциональный блок мозга. Четвертая предпосылка обеспечивает формирование у детей абстрактных способов деятельности и регулируется третичными полями коры больших полушарий головного мозга. И пятой предпосылкой является сформированность общего поведения, её регуляция осуществляется 3 структурно-функциональным блоком мозга [6]. Таким образом, психофизиологической основой функциональной системы чтения и письма является совместная деятельность различных зон головного мозга, где каждая вносит свой специфический вклад в осуществление этих сложных процессов [7]. Нарушение деятельности хотя бы одного из звеньев приведет к отклонениям в работе всей системы и проявится в особых типах нарушения чтения и письма.

Нейропсихологическая диагностика позволяет выявить нарушение в работе психических компонентов, или несформированность тех или иных зон головного мозга.

А. В. Семенович [8] проводит экспериментально-психологическое обследование по следующим параметрам: 1. Двигательные функции: кинестетический праксис, кинетический (динамический) праксис, пространственный праксис; 2. Тактильные и соматогностические функции; 3. Зрительный гнозис; 4. Пространственные представления: пространственный гнозис, самостоятельный рисунок, копирование; 5. Слуховой гнозис; 6. Память: слухоречевая память, зрительная память; 7. Речевые функции; 8. Письмо, чтение и счет; 9. Интеллектуальные функции;

Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова [1]. «Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников». В разделе «Исследование функций блока приема, переработки и хранения информации» собраны следующие методики обследования функций, необходимых для формирования предпосылок навыка письменной речи: 1. Переработка кинестетической информации. Праксис позы пальцев (проба направлена на исследование кинестетической организации движений рук). 2. Переработка слуховой информации. Воспроизведение и оценка ритмов. 3. Переработка зрительной информации. Опознание наложенных изображений (проба Поппельрейтepa; проба направлена на исследование способности опознавать изображения, наложенные друг на друга; свободные зрительные ассоциации. 4. Переработка зрительно-пространственной информации. Проба Хэда (направлена на исследование возможности восприятия и воспроизведения нужного положения рук в пространстве, сформированности «схемы тела»). Проба на зрительно-пространственную память — запоминание невербализуемых фигур. Проба направлена на исследование процессов восприятия, хранения и воспроизведения зрительно-пространственной информации. 5. Понимание логико-грамматических конструкций. Проба направлена на анализ квазипространственных функций.

Предлагаемые методики носят тестовый характер, однако позволяют получить не только количественные, но и качественные характеристики исследуемых у детей психических функций. Нейропсихологический подход в исследовании предпосылок навыка чтения и письма у дошкольников способствует своевременному выявлению слабого звена в функционировании анатомических образований и, в дальнейшем, построению коррекционной работы с учетом уровня сформированности компонентов высших психических функций у ребенка.

Литература:

  1. Ахутина Т. В., Иншакова О. Б. Нейропсихологическая диагностика обследования письма и чтения младших школьников [Текст] / Под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. — М.: Академия, 2008. 128с.
  2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. — СПб.: Питер, 2008. — 320 с.
  3. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. — М.: АСТ: Транзиткнига, 2006. — 384 с.
  4. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 272с.
  5. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. — М.: Академический Проект, 2000.
  6. Лурия А. Р. «Основы нейропсихологии», М.: Изд-во Московского университета, 1973 г., с. 292–306.
  7. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р. Лурия. — М.: Академия, 2002, переиздано с 1950. — 84с.
  8. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте», учебное пособие для высших учебных заведений, М.: Изд.центр «Академия», 2002г., 232 с.
  9. Ред. Л. С. Цветкова. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. — Москва-Воронеж: МОДЭК, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): овладение грамотой, нейропсихологический подход, предпосылка, структурно-функциональный блок мозга, функция, головной мозг, зрительно-пространственная информация, нейропсихологическая диагностика, письменная речь, успешное овладение.


Похожие статьи

Особенности формирования художественно-изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Данный материал посвящен определению понятия «художественно-изобразительные навыки», а также выделению особенностей овладения ими детьми дошкольного возраста.

Нейропсихологический подход в развитии коммуникативных навыков дошкольников с расстройством аутистического спектра

В статье представлена общая характеристика расстройств аутистического спектра. На основе теоретико-методологического анализа обоснована возможность и целесообразность применения нейропсихологического подхода в развитии коммуникативных навыков у детей...

Музыка как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема значения музыки в развитии эстетических чувств у детей дошкольного возраста, формирования системы ориентаций в мире эстетических и художественных ценностей.

Индивидуальный подход в обучении дошкольников через образовательную картографию

Данный опыт работы рассматривает и знакомит с возможностями технологии (Образовательная картография) по организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в усвоении правильных произносительных умений. Раскрывает индивидуаль...

Дидактические игры и другие интерактивные формы обучения как средство формирования представлений о профессиях в дошкольном образовании

Данная статья посвящена исследованию роли дидактических игр и других интерактивных форм обучения как средства формирования представлений о профессиях в дошкольном образовании. В ходе исследования рассматривается значение игр и интерактивных методов в...

Анализ трудностей освоения навыков чтения с учетом нейропсихологического подхода

В статье представлен анализ взаимосвязи работы мозга и его нарушений с трудностями в освоении навыков чтения. Выделенные нейропсихологическим подходом функциональные блоки мозга и их работа определяют качество освоения навыков чтения. Опыт нейропсихо...

Скрытое управление людьми как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся подросткового возраста

Эффективным формированием коммуникативной компетентности учащихся подросткового возраста может способствовать педагогическое средство, такое как скрытое управление людьми. В статье представлен обзор критико-научных работ, позволяющих рассматривать ма...

Формирование у детей дошкольного возраста представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе

В статье описана научно-практическая деятельность педагога дошкольной образовательной организации по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения и представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе. Анализируется...

Проектирование эмпирического исследования по проблеме патриотического воспитания старших дошкольников

В данной статье рассматриваются философские, психологические и педагогические подходы к содержанию основных понятий исследования, проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Обозначена необходимость патриотического воспитания дошк...

Развитие логического мышления на уроках русского языка и математики в начальной школе с использованием развивающего обучения

Статья посвящена описанию исследования по развитию логического мышления в начальной школе с использованием развивающего обучения. Доказана высокая результативность реализации программы развивающего обучения для развития логического мышления на уроках...

Похожие статьи

Особенности формирования художественно-изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Данный материал посвящен определению понятия «художественно-изобразительные навыки», а также выделению особенностей овладения ими детьми дошкольного возраста.

Нейропсихологический подход в развитии коммуникативных навыков дошкольников с расстройством аутистического спектра

В статье представлена общая характеристика расстройств аутистического спектра. На основе теоретико-методологического анализа обоснована возможность и целесообразность применения нейропсихологического подхода в развитии коммуникативных навыков у детей...

Музыка как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема значения музыки в развитии эстетических чувств у детей дошкольного возраста, формирования системы ориентаций в мире эстетических и художественных ценностей.

Индивидуальный подход в обучении дошкольников через образовательную картографию

Данный опыт работы рассматривает и знакомит с возможностями технологии (Образовательная картография) по организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в усвоении правильных произносительных умений. Раскрывает индивидуаль...

Дидактические игры и другие интерактивные формы обучения как средство формирования представлений о профессиях в дошкольном образовании

Данная статья посвящена исследованию роли дидактических игр и других интерактивных форм обучения как средства формирования представлений о профессиях в дошкольном образовании. В ходе исследования рассматривается значение игр и интерактивных методов в...

Анализ трудностей освоения навыков чтения с учетом нейропсихологического подхода

В статье представлен анализ взаимосвязи работы мозга и его нарушений с трудностями в освоении навыков чтения. Выделенные нейропсихологическим подходом функциональные блоки мозга и их работа определяют качество освоения навыков чтения. Опыт нейропсихо...

Скрытое управление людьми как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся подросткового возраста

Эффективным формированием коммуникативной компетентности учащихся подросткового возраста может способствовать педагогическое средство, такое как скрытое управление людьми. В статье представлен обзор критико-научных работ, позволяющих рассматривать ма...

Формирование у детей дошкольного возраста представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе

В статье описана научно-практическая деятельность педагога дошкольной образовательной организации по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения и представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе. Анализируется...

Проектирование эмпирического исследования по проблеме патриотического воспитания старших дошкольников

В данной статье рассматриваются философские, психологические и педагогические подходы к содержанию основных понятий исследования, проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Обозначена необходимость патриотического воспитания дошк...

Развитие логического мышления на уроках русского языка и математики в начальной школе с использованием развивающего обучения

Статья посвящена описанию исследования по развитию логического мышления в начальной школе с использованием развивающего обучения. Доказана высокая результативность реализации программы развивающего обучения для развития логического мышления на уроках...

Задать вопрос