В статье рассматриваются факторы, создающие здоровый образ жизни среди студентов вуза города Алматы.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенты, опрос.
Согласно ВОЗ, непосредственно образ жизни считается главным фактором, оказывающим большое влияние (50 %) на формирование здоровья. Представление об образе жизни включает различные аспекты жизнедеятельности человека: деятельность, уклад жизни, свободное время, удовлетворение вещественных также внутренних нужд, взгляды на жизнь, ценности, нормы и правила поведения человека. Вопрос здоровья человека, главным образом это вопросы о формирования здорового образа жизни среди населения. Формирование здорового образа жизни, в настоящее время, считается важной проблемой.
Цель исследования — изучить представления о здоровом образе жизни среди молодежи и выявить вероятность формирования здорового образа жизни среди студентов города Алматы.
Для осуществлении цели и решения установленных задач проанализированы основные источники литературы, а также в интернет ресурсы. С целью проверки взглядов о здоровом образе жизни молодежи применялся способ выборочного опроса.
На формирование здоровья молодежи в процессе обучения влияют такие факторы, как объективные и субъективные. К объективным факторам относятся факторы, связанные с учебным процессом — продолжительность учебного дня, учебная нагрузка, расписание, состояние аудиторий, а также субъективные факторы — личностные характеристики, такие как режим питания, активность, организация досуга, вредные привычки.
Социологическое исследование показало, что 64 % молодежи считают себя здоровыми. Это подтверждает, что половина студентов обладает информацией о своем здоровье. Самооценка здоровья служит важным признаком состояния здоровья студентов. В последнее время во многих странах приобретают популярность разные социальные программы, направленные на укрепление и сохранение здоровья, таким образом формирование здорового образа жизни. Молодежь должна являться более крепкой и лучше подготовленной к тому, чтобы исполнять собственные обязанности в обществе. Необходимо учитывать, что с детства у ребенка закладывается отношение к питанию, физической активности; привычки; и проявляются риски хронических заболеваний в старшем возрасте. Несмотря на значительную оценку собственного самочувствия, у студентов остаются проблемы со здоровьем. Среди студентов занимают основные места следующие заболевания — усталость у 50 %, 26 % студентов говорят о недомогании, угнетенное психологическое состояние у — 25 %, головные боли -18 %, простудные заболевания отмечали — 21 %, ССЗ у 14 % и проблемы с ЖКТ у 14 %. Аллергия встречалась у 11 % студентов, 10 % студентов отмечали частые проблемы с зубами, а также заболевания мочеполовой системы (урология, гинекология) — у 2 % студентов.
По результатам исследования выявлено, что 40 % студентов обращаются к врачу не чаще одного раза в год. Такие обращения связаны с необходимостью медицинской справки в течении учебного года. Молодежь подвержена различным неблагоприятным воздействиям, это приводит к развитию многих заболеваний. Из за различных заболеваний у студентов снижается эффективность учебного процесса, а это приводит к профессиональной проблеме в будущем. Тем не менее результаты исследования показали, что студенты интересуются своим здоровьем и здоровым образом жизни.
На вопрос в опроснике о частоте обращения к врачу по состоянию здоровья, студенты ответили следующим образом: 1 раз в месяц обращаются — 4 %, 1 раз в несколько месяцев — 25 %, 1 раз в полгода — 27 %, не чаще 1 раза в год — 41 % (рисунок -1).
Рис. 1. Частота обращения к врачу
Большинство студентов проявляют интерес к здоровому образу жизни: 40 % очень часто интересуется, а 41 % интересуются очень редко. Информацию о здоровом образе жизни 58 % студентов получают из телепередач, 41 % — из интернет ресурсов, 13 % — из журналов и 19 % из книг и брошюр. 10 % студентов отметили, что получают информацию из университетских спортивных кружков, которые они посещают.
Физическая активность представляет вид досуга у молодежи, что способствует не только удовлетворению потребности молодежи в общении с другими, но и саморазвитию, укрепляет здоровье, является профилактикой многих заболеваний. Среди студентов 40 % вообще не интересуется здоровым образом жизни, они предпочитают проводить свободное время в кафе и барах. По данным опроса студентов, занимающихся здоровым образом жизни, выявлено, что среди основных причин, пробуждающих к спорту, это желание укрепить здоровье (57 %) в том числе и забота о внешнем виде. У женского пола отмечают 47 % девушек — желание улучшить фигуру, 26 % студентов отметили: снять усталость и повысить работоспособность. Надо отметить, что 75 % студентов не рассматривают здоровый образ жизни как способ отказаться от вредных привычек.
Заключение
Среди студентов вузов имеются проблемы, так как в студенческой среде недостаточно информации на тему здорового образа жизни. Рекомендуется внедрить целевые программы (всеобщие кроссы и. т.д.), направленные на укрепление здоровья студентов и формирование здорового образа жизни в университетах. В таких случаях должны быть задействованы администрация учебных заведений, студенческие организации.
Литература:
- Де вятко, И. Ф. Ме тоды социологиче ского иссле дова ния / И. Ф. Де вятко — 4-е изд. — М.: КДУ, 2006. — 296 с.
- Добре ньков, В.И., Кра вче нко А .И. Ме тоды социологиче ского иссле дова ния: Уче бник. / М.: ИНФРА -М, 2006.-768 с.
- Нушта е в, И. А . К истории на учных ме дицинских обще ств // Пробле мы социа льной гигие ны, здра воохра не ния и истории ме дицины. 2001. № 1. С. 56–57.
- Тиме рбула тов В. М. Роль вуза в формирова нии вра че бных ка дров и сохра не нии их здоровья // Ме дицина труда и промышле нна я экология. 2005. № 7. С. 17–20
- Ядов, В. А . Стра те гия социологиче ского иссле дова ния. Описа ние , объясне ние , понима ние социа льной ре а льности / 3-е изд., испр. — Москва : Оме га -Л, 2007. — 567 с.