В статье автор приводит обзор проблем, связанных с проявление угрозы прерывания беременности у женщин, и их воздействия на эмоциональные состояния женщин.
Ключевые слова: угроза прерывания беременности, эмоциональные состояния женщины, эмоциональные состояния женщины в период беременности.
Проблема невынашивания плода и ряда других осложнений в период беременности у женщины носит междисциплинарный характер, и связана с одной стороны с медицинскими, с другой стороны — с социально-экономическими и психологическими факторами. Так, важнейшими аспектами проблемы угрозы прерывания беременности являются психологические аспекты. С одной стороны, угроза прерывания беременности порождает в организме и в психическом состоянии женщины целый ряд симптомокомплексов, связанных с повышением тревожности, депрессивными состояниями, снижением самооценки. С другой стороны, наличие самих психологических факторов играет немаловажную роль в возникновении самой угрозы прерывания беременности.
Безусловно, период беременности для любой женщины является состоянием личностного изменения и глобальной трансформации, а также для ряда женщин это время можно описать как период стрессового состояния. Проявлению у женщины именно стрессового состояния во время беременности способствует ряд причин, которые встречаются женщине в данный период жизни. К таким причинам относятся [1, c. 219]:
- трансформация организма женщины с точки зрения физиологии;
- трансформации психологии женщины в связи с приобретение новой социальной роли;
- трансформация взаимоотношений женщины со значимыми ей людьми (муж, родители, близкие родственники);
- изменение образа жизни женщины;
- изменение экономического положения женщины.
Все указанные выше факторы имеют важное значение на процесс протекания беременности у женщины. Более подробно каждая из приведенных причин рассмотрена в таблице 1 [3, c. 220].
Даже при самом благоприятном стечении обстоятельств — если у женщины благоприятная семейная и экономическая ситуация, если она легко переносит беременность — всё равно изменившаяся ситуация требует адаптации. И это примеры из идеальных случаев.
Но, как известно, на практике не так часто встречаются ситуации абсолютного благополучия, поэтому бывают случаи, когда само по себе кризисное состояние беременности усугубляется самыми разнообразными факторами [6, с. 35]:
– экономические трудности (в том числе — экономическая зависимость),
– наличие жилищных проблем,
– отсутствие мужа или конфликтные отношения с ним,
– конфликтные отношения со своими родителями или родителями мужа,
– ревность старших детей,
– трудности при вынашивании и проявление угрозы прерывания беременности.
Таблица 1
Причины стрессов и переживаний у женщин в период беременности
Название изменения |
К какому направлению жизнедеятельности относится |
Что конкретно изменяется |
Трансформация организма женщины с точки зрения физиологии |
Физиология |
Меняется и гормональный обмен, что обусловливает состояние эмоциональной лабильности, впечатлительности |
Трансформации психологии женщины в связи с приобретение новой социальной роли |
Психология и психосоматика |
Женщина готовится к принятию на себя роли матери. Происходит кризис идентичности |
Трансформация взаимоотношений женщины со значимыми ей людьми (муж, родители, близкие родственники) |
Психология |
Меняется структура взаимоотношений женщины с наиболее значимыми для неё людьми — мужем (супруги начинают воспринимать друг друга не только как мужчину и женщину, но и как родителей), родителями (когда женщина становится матерью, меняется её роль в отношениях с родителями), старшими детьми, которые перестают быть единственными и становятся старшими |
Изменение образа жизни женщины |
Экономика и бытовая деятельность |
Меняется образ жизни женщины, беременность может накладывать ограничения на целый ряд активностей, а в будущем, когда родится ребёнок — ограничения станут ещё более значимыми. |
Изменение экономического положения женщины |
Экономика и бытовая деятельность |
Работать женщина перестает, а расходы увеличиваются, а доходы падают. |
Особенное внимание, конечно, привлекает последний из приведенных выше факторов. Далее вполне логично более подробно проанализировать вопросы, связанные с угрозой прерывания беременности.
Стоит отметить, что исследователи О. Н. Аржанова, В. С. Корсак, О. О. Орлова, Ю. М. Пайкачева утверждают, что угроза прерывания беременности рассматривается в современной перинатальной психологии с точки зрения двух аспектов [2, c. 36]:
– Первый аспект — угроза прерывания беременности у женщины служит причиной для возникновения или усиления у нее определённых психологических состояний — повышенной тревожности, депрессии, мобилизации защит.
– Второй аспект — определённые психологические состояния женщины могут привести к возникновению угрозы прерывания беременности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что во время беременности у женщины возникает сложная циклическая взаимозависимость — психологические факторы влияют на возникновение или усиление угрозы прерывания, а угроза прерывания усугубляет эти психологические факторы.
Вне зависимости от того, что в данном процессе является первичным, учёными и практиками отмечаются психологические различия между беременными женщинами с осложнённой и неосложнённой беременностью.
Среди психологов бытует позиция, что в условиях современности наличие неблагополучной ситуации при беременности не влияет на повышение угрозы прерывания — женщины с угрозой прерывания беременности находятся в не менее, и даже более благоприятной ситуации, чем женщины с нормально протекающей беременностью [4, с. 67]. Тогда как женщины с нормально протекающей беременностью чаще испытывают тревогу, неуверенность и внутриличностный конфликт.
В то же время у женщин с осложнённой беременностью по сравнению с группой женщин с нормально протекающей беременностью снижены параметры саморегуляции: прежде всего, программирование, планирование о оценка результатов. По мнению данных авторов, саморегуляция женщин с угрозой прерывания представляет собой слабо интегрированную систему с недостаточным использованием ресурса личного опыта и психологических качеств, недостаточным представлением о своих возможностей, низким компенсаторным потенциалом.
В исследованиях Г. Г. Филипповой охарактеризованы психологические особенности протекания беременности на различных стадиях в группах с неосложнённой беременностью и в группах с угрозой прерывания. Стоит отметить, что указанные стадии протекания беременности нашли отражение в таблице 2 [7, c. 51]. Исходя из данных проведенных анализов, женщины, не имеющие проблем с беременностью, отличаются тем, что не стремятся контролировать физиологические процессы, принимают собственные скромные возможности в данном аспекте как данность, благополучно проходят кризисные ситуации на первых трёх стадиях беременности.
Женщины, стремящиеся контролировать всё, включая непредсказуемые физиологические процессы вынашивания ребенка, не проходят кризисы беременности, что приводит к погружению в ситуацию беспомощности и неопределенности, потери уверенности в себе снижению самооценки.
В исследовании психологов К. В. Кисляковой и О. С. Ковшовой выделены факторы, детерминирующие присутствие неблагополучного исхода беременности. К ним относятся следующие причины [3]:
– увлечённость работой и учёбой,
– финансовое неблагополучие,
– семейное неблагополучие и незапланированность беременности.
Для женщин с осложненным течением беременности характерно преобладание экстрапунитивной необходимо-упорствующей направленности эмоционального реагирования в ситуации фрустрации, также у них отмечается низкая фрустрационная толерантность и социальная адаптация.
Таблица 2
Особенности протекания беременности на различных стадиях в группах с неосложнённой беременностью и в группах с угрозой прерывания
Направление /стадия |
Особенности протекания в группе с неосложнённой беременностью |
Особенности протекания в группе с угрозой прерывания беременности |
1. Кризис инобытия |
|
|
2. Стадия принятия |
|
|
3. Кризис фетальности |
|
|
4. Внутриутробный младенец |
|
|
Психолог О. Г. Прохорова при изучении неблагоприятных условий прохождения беременности и проявлении ситуации возможного прерывания беременности описывает проявление внутриличностного конфликта, как механизма соматизации психологической защиты женщины, влияющего на ее репродуктивную сферу. Автор утверждает, что существует некий травмирующий фактор, который напрямую воздействует на проявление у женщины тревоги по поводу возможно потери будущего ребенка и прерывания беременности. Исследователь выделяет пять идущих друг за другом действия, которые формируют угрозы прерывания беременности. К этим шагам относятся следующие события [5, c. 156]:
- Появление травмирующего фактора в результате возникновения желания родить ребенка. Данным фактором может стать любое событие, воспоминание или любые мифы, выдуманные женщиной, транслируемые ей семьей или даже вскользь сказанные слова, имеющие яркую эмоционально негативную окрашенность. Возможные варианты возникновения травмирующего фактора указаны в Таблице 3.
- Заложенный когда-то в бессознательное женщины травмирующий фактор оказывает на ее сознательное постоянное негативное воздействие, запуская в нем реакции, которые блокируют травмирующие воспоминания из бессознательного. Таким образом, появляется защитный механизм как реакция на конфликт между сознательным и бессознательным, позволяющая не допустить в сознание женщины негативных факторов из ее бессознательного.
- На следующем этапе возникает внутренний конфликт между желаниями самой женщины (сознательное) и давящими на нее социокультурными идеалами общества, в котором она проживает и собственным чувством вины, все это находит свое отражение в части «Я-идеальная» или «Сверх-Я» (согласно теории З. Фрейда).
- При длительном влиянии на женщину стресса, вызванного психологическим внутриличностным конфликтом между бессознательными инстинктами, сознанием женщины и желаниями, и идеалами, заложенными в «Я-идеальная», возникают механизмы проявления психологического конфликта на физиологическом уровне (механизмы соматизации внутриличностного конфликта), что приводит к появлению различных заболеваний женской половой системы, ведущих к диагнозу «бесплодие».
- При появлении психосоматического заболевания и поставленном диагнозе, чувство неполноценности и вины давит на женщину, повергая ее в еще больший стресс, и появляется замкнутый круг, устранить который можно только, убрав постоянный травмирующий фактор.
Таким образом, проанализировав вопросы в области возможных угроз прерывания беременности у женщин, необходимо сделать следующий вывод: недостаточная готовность к материнству, повышенная тревожность, страх перемен являются характерными чертами женщин, имеющих угрозу прерывания беременности. Для этих женщин характерна идеализация контроля над собственной жизнью, и ощущение потери контроля, зависимости от физиологических факторов вгоняет их в тревогу и депрессию, из-за чего затрудняется прохождение ими психологических стадий беременности. При этом, особый интерес представляет использование такими женщинами психологических защит и копинг-стратегий как способа адаптации к ситуации беременности.
Литература:
- Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. Тексты /Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — С. 58 -72.
- Аржанова О. Н., Корсак В. С., Орлова О. О., Пайкачева Ю. М. Течение и исходы беременности у женщин с бесплодием в анамнезе // Проблемы репродукции. — 1999. — № 3. — С. 54–58.
- Кислякова К. В., Ковшова О. С. Психологическое сопровождение женщин с угрозой прерывания беременности // Вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2017. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-zhenschin-s-ugrozoy-preryvaniya-beremennosti
- Коваль Н. А. Психология семьи и семейной дезадаптивности: учеб. пособие / Н. А. Коваль, Е. А. Калинина; Тамб. гос. ин-т им. Г. Р. Державина. — Тамбов, Изд-во ТГУ, 2007. — 351 с.
- Прохорова О. Г. Любовь, брак, семья: жизнь без ошибок. — СПб.: КАРО, 2008. — 336 с.
- Пьянкова Л. А. Ретроспективный анализ проблемы материнства как условия психолого-педагогической и социальной поддержки детства / Л. А. Пьянкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2015. — Вып. 6 (159). — С. 43–49.
- Филиппова Г. Г. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ): окт. дис. — М., 2000. — 45 с.