В статье идет рассуждение о целях онлайн-занятий для детей с ОВЗ.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, онлайн-занятия.
Распространенность дистанционного обучения растет с каждым годом, все сильнее. А в настоящее время тем более. В рамках этапов выхода с самоизоляции и для педагогов и психологов реабилитационных центров встал вопрос о занятиях режиме онлайн.
Одним из документов регламентирующим деятельность организаций является приказ Минпросвещения № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 9 ноября 2018 года [3].
Документ адресован педагогам дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, имеющих блок дополнительного образования, а также учреждениях и организациях, где есть необычные дети: с нарушенным слухом, с нарушениями движений, с нарушением зрения и другими отклонениями в развитии.
Такие занятия являются по своей сути инструментом дистанционных форм организации коррекционного процесса. Современные технологии позволяют обеспечить высокий уровень доступности и одновременно повысить его качество. Но так ли это в рамках работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья?
Понятие «дистанционного обучения» трактуется, как взаимодействие педагогов и обучающихся на расстоянии, которое отражает все компоненты учебного процесса и реализуется через специфичные средства интернет-технологий или другие средства, предусматривающие интерактивность [2].
А целью работы педагогов и психологов реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья было разработать такое информационное пространство, где информацию мог получить не только взрослый, в нашем случае родитель, но и ребенок с ОВЗ.
Одной из трудностей, с которой мы столкнулись в ходе подготовки к занятиям — это свободное время детей. Дело в том, что большинство наших клиентов — это школьники, которые и так перешли на занятия онлайн, так как у них высокая учебная загруженность, родители отказываются от занятий за компьютером.
С детьми младшего возраста, другая трудность. Многие не могут сфокусировать свое внимание на педагоге по ту сторону экрана, и занятия попросту оказываются бесполезны.
Тем участникам, которые все-таки решился на подобный эксперимент, для работы нужно было установить программу Zoom. Это сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения школьников [1].
Следующий вопрос, который возник по ходу занятий — это рабочий инструментарий. Проще говоря, если ли у клиентов такие материалы и игрушки, с которыми работает педагог, если нет, что можно переориентировать для выполнения упражнений в домашних условиях.
И все-таки в занятиях большую роль играют личностно-ориентированные технологии, предполагающие создание системы психолого-педагогических условий, которые позволят работать со всеми детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, с учетом их индивидуальных особенностей.
Выбор технологий основывался на том, соответствуют они или нет особенностями тех детей, с которыми мы работаем. Среди множества личностно-ориентированных технологий на дистанционной основе, специалисты посчитали наиболее выигрышными: вебинары и видеоконференции, так же использование кейс-технологий [2].
Что касается кейс-технологий, эта форма работы привлекла тем, что помимо онлайн-занятий, можно составить индивидуальный план работы, при котором ребенок с ОВЗ получает кейс: пакет заданий для самостоятельного изучения в домашних условиях, но при этом при возникновении вопросов, может получать консультации от педагогов, отправлять результаты своей работы.
Один из главных факторов работы с детьми с ОВЗ является их эмоциональное состояние, они не могут контролировать себя, как дети с нормой, и поэтому если ребенок настроен на занятие, то оно пройдет хорошо, если же его что-то беспокоит: голоден, не выспался, или просто не в настроении, то занятие состоится вряд ли, внимание педагогу ребенок не уделит, как бы тот не старался.
У меня, как у психолога, остается масса вопросов. Цель работы на сегодняшний выполнена частично, так как все равно, большую часть информации все-таки получает родитель и дублирует ребенку. А педагоги и психологи играют в этом процессе организаторскую и консультативную роль.
Литература:
- Zoom — платформа для проведения онлайн-занятий [Электронный ресурс].- https://skyteach.ru/2019/01/14/zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/. — Дата обращения: 10.05.2020.
- Насырова Э. Ф., Муллер О. Ю. Технологии работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях дистанционной формы реализации дополнительных общеразвивающих программ: учебно-методическое пособие [Текст] / Э. Ф. Насырова.– Сургут, 2019. — С. 15–16.
- Приказ № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс] // Государственная система правовой информации. Официальный интернет-портал правовой информации. 2005–2020 гг.. — Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/. — Дата обращения: 10.05.2020.