В аспекте реализации образовательной инициативы «Наша новая школа» одной из приоритетных задач является нравственное воспитание и развитие школьников. Оно же актуально для всех образовательных учреждений при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты.
В основе нравственного развития подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.
Проблемы нравственности всегда интересовали человечество. Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственное развитие и воспитанность. Современные социально-экономические преобразования заставляют размышлять о будущем России, о ее молодежи. В данное время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. В связи с этим актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников связана с четырьмя положениями:
- Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко духовно-нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
- Маленький человек в современном мире живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
- Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, так как воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
- Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Таким образом, в качестве ключевых понятий данного исследования выступают такие педагогические категории, как «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное развитие».
Духовность и нравственность — понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Анализ научных исследований показал общепризнанность утверждения о единстве духовного и нравственного начал в жизни человека, но понятия «духовность» и «нравственность» трактуются неоднозначно.
Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности — любовь.
Слово «духовность» употребляется в обиходе наших выражений очень широко. Исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать — это и есть духовность.
Проблема духовности человека нашла широкое отражение в различных аспектах научного знания: философском, педагогическом, психологическом.
Термин «духовность» берёт свое начало от слова «дух», имеющего три значения:
1) «сознание, мышление, психические способности; начало, определяющее поведение»;
2) «внутренняя, моральная сила»;
3) «в религии и мифологии: бесплотное сверхъестественное существо» «Духовность» трактуется как «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». Исходя из третьего толкования, «духовность» долгое время соотносилась с религиозно-философским понятием.
С научной точки зрения духовность — «изначальное свойство материи, наиболее ярко воплощенное в человеке», «творчество есть проявление и признак наличия у творящего духовности», «духовное — это, несомненно, возвышенное, но вовсе не обязательно нравственное», «духовное» — это «мир идей»; «душевное» — «мир чувств».
Итак, с точки зрения учёных, понятие «духовность» относится к разряду трудно определяемых, личностно сокровенных. Оно вмещает в себя все, что связано с душой, что согревает и возвышает душу. Поэтому педагогика не вправе навязывать единственно правильное для всех определение данного понятия. Будучи наукой гибкой, тонкой, субъективной, она позволяет каждому педагогу искать собственное наполнение педагогического смысла данного явления. Педагогика, если она искренна и психологически выверена, дарит всем, кто посвящает свою жизнь этой стезе, свою удивительную целеустремленность к высокому, указывает путь к доброте, терпению, открывает радость познания, творчества, красоту жизни.
В психологическом обиходе духовность определятся как потребность в постижении окружающего мира, своего внутреннего «Я» и в осознанном понимании своего назначения в жизни. В духовности человек находит ответы на многие вечные вопросы: ради чего он живёт, что есть истина, добро, любовь. Духовные стремления личности находят реализацию в «художественно-эстетической деятельности».
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское moralis — относящийся к нраву, характеру, обычаю), нравственность — способ самоосуществления личности, ее самоуправления и упорядочения отношений между людьми на основе обобщенных представлений о нормах, принципах и идеалах, возводящих к ценности добра».
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».
Нравственность — это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания, это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Значительный интерес представляет позиция современного исследователя заслуженного учителя Российской Федерации, доктора педагогических наук, профессора Л. М. Лузиной, отождествляющей нравственность с «простой человечностью», которая считает, что обычные нравственные нормы заключают в себе основу человеческих добродетелей, являющихся, с одной стороны, нравственными направляющими (путеводителями), а с другой стороны, результатом самостоятельной, свободной творческой деятельности человека «на пути» к нравственному совершенствованию.
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И. видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
Нравственное же воспитание есть педагогический процесс моральной социализации школьников, направленный на организацию усвоения ими социального морального опыта и осуществление их нравственной подготовки, благодаря чему происходит нравственное формирование и включение личности ученика в систему доступных ему общественных отношений.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения.
Духовно-нравственное развитие является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. А для современного учителя важно, не вторгаясь в духовный мир ученика, понять этот мир и создать реальные условия для духовно-нравственного самосозидания ученика.
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.
Таким образом, понимание сущности рассмотренных понятий «духовность» и «нравственность» имеет практическую направленность, так как позволяет осмысленно и творчески организовать процесс духовно-нравственного развития, которое сегодня становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Духовно-нравственное развитие приобретает важное значение в процессе действий сознательного выбора поступков, действия или линии поведения в соответствии с существующими и утвердившимися нормами. Правильное духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника способствует появлению у него стремления стать лучше. Возникновение потребности в духовно-нравственном совершенствовании усиливается под влиянием положительного примера. Поэтому сегодня необходима организация педагогом таких занятий, на которых бы ребенок при совершении определенных действий и опираясь на полученные знания, сам приходил к выводу о правильности тех или иных принципах духовно-нравственного воспитания.
Литература:
1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. — М.: Просвещение, 1997. — 227 с.
2. Айрумян Г. С., Кучеренко Е. А., Плотникова В. А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 51–53.
3. Александрова В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики // Педагогика. — № 6, 2008. — С. 42.
4. Алексеев А. П., Васильев Г. Г. и др. Краткий философский словарь / Под ред. А. П. Алексеева. — М.: ООО «Издательство Проспект», 2008. — 496 с.
5. Бабаян А. В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика. — 2005. — № 2. — С. 67–68.
6. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Духовность (психология, социология, семантика). — 2-е изд., стер. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2011. — 144 с.
7. Борисова Н. Ф., Айрумян Г. С., Колесникова А. Н. Сущность и содержание нравственного воспитания // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 3–5.
8. Колесникова И. А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. — 2008. — № 9. — С. 25–33.
9. Никитина Н. Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы. — Научно-просветительский педагогический журнал «Педагогика культуры». — 2008. — № 7 // www.pedagogika-cultura.narod.ru.
10. Секачева И. Н. Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № 11. — С. 15–18.