На современном этапе развития лингводидактики большое внимание уделяется проблеме отбора материала для реализации культуроведческого аспекта обучения русскому языку. Нам представляется, что совершенствовать знания учащихся в культуроведческом аспекте можно на основе использования на уроках русского языка фразеологизмов.
Фразеологизмы как языковые единицы образуют одни из своеобразных пластов языка — неповторимый и специфический, с одной стороны, и достаточно сложный в лингвистическом и методическом аспектах, с другой. Несомненно, что фразеологизмы могут выступать в качестве единиц — носителей культуроведческой информации. Фразеологические единицы — одни из тех особых языковых единиц культурного уровня, которым необходимо уделять особое внимание в процессе изучения родного языка. Как справедливо отмечает С. Г. Тер-Минасова, они — один из элементов того слоя языка, «в котором непосредственно сосредоточена народная мудрость или, вернее, результаты культурного опыта народа» (Тер-Минасова, 2000,147).
Следует отметить, что интерес к фразеологии как предмету изучения в школе наметился еще в середине XIX века. С одной стороны, он совпал с реформой народного образования в России и созданием начальной народной школы, с другой, — с растущим вниманием передовых писателей, ученых и педагогов к общенародному русскому языку. Интерес к фразеологическому составу языка с точки зрения методики проявляли Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский, И. И. Срезневский.
Заметно усилилось внимание педагогов и методистов к фразеологии русского языка в послеоктябрьский период. В работах К. Б. Бархина, М. А. Рыбниковой вопросы фразеологической работы при обучении связной речи, начиная с младшего школьного возраста, получили новое развитие. Так, ставится вопрос о внесении элементов занимательности в работу по фразеологии [К. Б. Бархин]; предлагается использовать устойчивые обороты при обучении детей связной речи, предпринимается попытка к созданию системы фразеологической работы (К. Б. Бархин, М. А. Рыбникова).
После создания в 60–70-е годы XX века основ лексикологии и фразеологии современного русского литературного языка методика получила возможность разрабатывать содержание и приемы изучения лексики и фразеологии в школе. Результаты исследований М. Т. Баранова, М. Р. Львова, Т. Г. Рамзаевой и других ученых позволили определить лексикологические и фразеологические понятия, которые необходимо изучать в школе.
М. Р. Львов в книге «Речь младших школьников и пути ее развития» отмечает, что, хотя программа и не предусматривает специальной работы над фразеологическими единицами, однако «встречающиеся в художественных произведениях обороты должны быть разъяснены без анализа их внутренней структуры, без выделения типов» (Львов, 1975, 44). Поскольку в книгах для чтения и учебниках русского языка содержится много пословиц и поговорок, автор считает, что работу с фразеологическим материалом необходимо строить, опираясь на то общее, что сближает его с крылатыми словами, то есть на образность и эмоциональность.
В 90-е годы XX в. интерес к вопросам фразеологии продолжает возрастать. Особенно активно фразеологический состав языка начинает изучаться после появления такого нового направления лингвистики как лингвокультурология. Именно фразеологический фонд языка признается лингвистами важнейшим объектом лингвокультурологии, ценнейшим источником сведений о культуре и менталитете народа.
В XXI столетии появляются новые методические разработки, посвященные работе с фразеологизмами на уроках в начальной школе. Значительный интерес представляет диссертационное исследование С. В. Сысоевой (2003), в котором рассматриваются возможности лексико-фразеологического анализа текста для речевого развития младших школьников. Автором охарактеризованы специальные задачи лексико-фразеологической работы с младшими школьниками, важнейшей из которых является активизация фразеологического запаса учащихся в процессе лексико-фразеологического анализа текстов на уроках чтения и выполнения упражнений по фразеологии на уроках русского языка. С. В. Сысоевой предлагается система лексико-фразеологической работы, включающая три этапа: пропедевтический, репродуктивный и продуктивный.
Заслуживает внимания тот факт, что появляются специальные фразеологические словари для младших школьников. Например, «Фразеологический словарь» В. В. Волиной (1997). Позже появляется фразеологический словарик «Учусь понимать образные выражения» Г. М. Ставской (2002). Словарик дает возможности для умственного, речевого, эмоционального развития ребенка. В словаре дается не только объяснение семантики фразеологизмов, но и в ряде случаев словарная статья содержит сведения об этимологии устойчивого выражения, что дает возможность знакомить младших школьников с фактами национальной культуры, истории, народных традиций.
Об использовании данного пособия на уроках в начальной школе пишет Т. В. Шишкина, по словам которой, «знакомство учащихся с фразеологизмами из этой книги стало важнейшими элементом лексической работы в системе развития речи детей» (Шишкина, 2006, 44). В статье предлагается ряд заданий с использованием словаря «Учусь понимать образные выражения».
Рассмотрение истории вопроса в отечественной методике русского языка показывает, что есть отдельные статьи, методические разработки, диссертационные исследования, посвященные проблемам изучения фразеологизмов на уроках родного языка. Однако анализ методической литературы свидетельствует также о том, что до настоящего времени нет работ, в которых бы рассматривались возможности использования данных лингвокультурологии в процессе фразеологической работы с учащимися. Стройной системы, направленной на усвоение национально-культурной специфики фразеологизмов, до настоящего времени не создано.
Усвоение национально-культурного компонента фразеологизмов — важный шаг на пути к пониманию народа-носителя языка, его культуры, а «культура всегда национальна, как бы ее не понимать — в философском ли, обыденном ли или антропологическом смысле. Это не значит, что нет понятия общечеловеческой культуры, но в нем не содержится ничего, чего бы не было в культурах национальных» (Караулов, 2004, 47). С лингводидактической точки зрения знакомство с культурой народа — носителя данного языка обеспечивает осуществление кумулятивной (накопительной) функции языка и способствует формированию этнокультуроведческой компетенции обучаемых. А знакомство с фразеологией, в частности, облегчает этот процесс. Изучающие родной язык пропускают важные смысловые оттенки коммуникации, если не умеют воспринимать и пользоваться культурно-маркированными устойчивыми сочетаниями слов. Вот почему фразеологизмы с национально-культурными особенностями должны занимать важное место в процессе овладения родным языком.
Изучение фразеологии неминуемо приводит каждого исследователя к проблематике культурного контекста. Сам факт существования фразеологизмов является доказательством стремления людей разнообразить общение яркой эмоциональностью. Порожденные этим стремлением, фразеологические единицы отражают среду, труд, быт историческую судьбу народа-творца языка. Поскольку формируется и существует в своеобразной среде, оказывается ее отражением, она, по сути, оказывается свидетельством специфики, особенностей этой среды. При этом своей способностью запечатлеть факты культуры, сами фразеологизмы превращаются в такие факты. Поэтому в процессе лексико-фразеологической работы необходимо обращение к лингвокультурологическому комментированию, поскольку национально-культурный аспект изучения фразеологических единиц позволяет углубить и расширить их содержательную сторону дополнительными — лингвокультуроведческими, историко-культурными знаниями.
Важность фразеологизмов с национально-культурными особенностями предопределена прежде всего их высокой активностью в речи, а также большой степенью их образности и выразительности. Поэтому полноценная коммуникация, понимание художественных текстов, изучаемых в начальной школе, становится затруднительным без знания и понимания русских фразеологизмов.
Фразеологизмы с национально-культурными особенностями на уроках родного языка значимы своим коммуникативным планом. Способность воспринимать в чужой речи и включать в свою собственную речь фразеологические единицы создает условия для осуществления полноценного, адекватного общения. С лингводидактической точки зрения, фразеологизмы — объект обучения языку (как коммуникативные единицы), но они также знакомят с культурой народа-носителя языка. И в этом смысле они являются и средством обучения.
В настоящее время в теории лингводидактики бесспорным является положение о значимости изучения национальных особенностей народа, проявляющихся в изучаемом языке и позволяющих понять характер, менталитет носителей языка. Как утверждает Ю. Н. Караулов, «нельзя понять сам по себе язык, не выйдя за его пределы, не обратившись к его творцу, носителю, пользователю — к конкретной языковой личности» (Караулов, 2004, 7). На этой основе у обучаемых формируется культуроведческая компетенция. Конечно, культуроведческая информация не должна быть самоцелью обучения, она должна помогать успешному усвоению фразеологических единиц с национально-культурной семантикой, способствовать формированию коммуникативных навыков.
Лингвокультурологический подход к изучению фразеологии имеет большое прикладное значение. Такой подход при усвоении семантики фразеологизмов с национально-культурными особенностями позволяет уточнить значение целого ряда устойчивых выражений, понять правила, ситуации их употребления и усвоить глубоко национальные, коннотативные смыслы в их семантике.
Следует отметить, что постигнуть экстралингвистическое содержание языковых фактов для младших школьников достаточно сложно. Особенно это касается тех фразеологизмов, чья связь с прототипичными выражениями утеряна. Часто младшие школьники воспринимают смысл фразеологизмов буквально, что объясняется отсутствием у детей достаточного языкового и общественного опыта. Приобретая социальный и языковой опыт, они усваивают семантику фразеологизмов вместе с их внутренней формой, вместе с их прототипом. Чтобы фразеологизмы стали частью активного словаря школьника, их надо употреблять неоднократно в разных ситуациях, то есть закреплять путем повторения. По словам Ю. А. Гвоздева, «изучение фразеологии — это высший этап овладения языком, и дается этот этап нелегко. Дело в том, что в устойчивых сочетаниях слова приобретают особое значение, что требует запоминания фразеологизмов целиком: нужно запомнить и их словесный состав, и их значение. Но и этого оказывается мало. Необходимо знать ситуацию, в которой можно употребить то или иное сочетание, понимать образную основу, заложенную в нем. Нередко они имеют такие оттенки значения, которые не отражены даже в словарях» (Гвоздев, 1988, 8). Сумма всех значений и дополнительных оттенков фразеологических единиц усваивается вместе с усвоением смыслов тех национальных образов, которые легли в основу данного выражения. Лингвокультурологический анализ фразеологизмов с национально-культурными особенностями в процессе изучения родного языка позволяет показать специфику значения и плана выражения ряда фразеологизмов, что способствует их усвоению в условиях обучения.
В процессе лексико-фразеологической работы на уроках родного языка в начальной школе фразеологизмы с национально-культурным компонентом следует выделить в отдельную группу и на основе лингвокультурологического комментирования предоставить обучаемым возможность познакомиться со специфическими явлениями в русской культуре. Возьмем в качестве примера русский фразеологизм делить шкуру неубитого медведя. Большое распространение медведей на богатой лесами территории России обусловило использование названия именного этого животного во фразеологизме. В русском фразеологизме звонить во все колокола отражается старинная русская традиция предупреждать народ звоном церковного колокола о различных важных событиях. В результате ознакомления с фразеологизмами в сознании учащихся постепенно накапливаются дополнительные, экстралингвистические знания о культуре народа-носителя языка.
Использование лингвокультурологического комментирования на уроках родного языка в процессе лексико-фразеологической работы обязательно предполагает обращения к истории народа. Этот ретроспективный взгляд, по словам В. М. Мокиенко, «не только помогает точно измерить спрятанные в его (языке) недрах сокровища, но и ясно оценить все нюансы его современного употребления» (Мокиенко, 1999, 83). Поэтому так важно учитывать культурную значимость фразеологизмов при изучении родного языка.
Включая в учебный процесс фразеологизмы с национально-культурной спецификой и сопровождая их необходимым комментарием-информацией об их культурной значимости, мы можем обеспечить более успешное проведение лексико-фразеологической работы, а именно: 1) вызвать интерес учащихся, усилить мотивацию изучения родного языка; 2) вызывать интерес учащихся к культурным фактам языковых явлений родного языка.
Следует отметить, что в работах последних лет рассматриваются возможности использования в процессе языкового образования культуроведческого потенциала фразеологизмов (Андронова, 2008, 2009, Гриднева 2008, Еременко, Демичева 2010). Авторы, работающие в этом направлении, отмечают, что лингвокультурологическое комментирование необходимо использовать в процессе работы с фразеологизмами. Оно основано на принципах изучения фразеологии в связи с духовной и материальной культурой и историей народа и позволяет выявить связь семантики с реалиями, а также проследить собственно исторические изменения, пережитые первичной формой и значением слова или фразеологизма. Такой комментарий эксплицирует, содержащуюся во фразеологизме фоновую информацию, которая является значимой при реконструкции внутренней формы фразеологического оборота (Еременко, 2010).
Т. Ф. Гриднева рассматривает фразеологизмы как средство формирования языковой личности младшего школьника. Автор указывает, изучение фразеологии в последнее время приобрело в начальной школе особую актуальность. «Работа над значением пословиц, несомненно, прививает школьникам любовь к родному языку, повышает культуру речи, обогащает народной мудростью» [Гриднева 2008: 40]. Автор считает, что работа с фразеологическими единицами должна быть основана на учёте экспрессивности как их постоянном свойстве. Экспрессивность фразеологизмов объясняется особенностями семантической структуры, в состав которой входят элементы оценочности и эмотивности. Содержание в семантической структуре фразеологических единиц положительной или отрицательной оценки объясняется их назначением не называть объекты действительности, а выражать положительную или отрицательную оценку происходящего. Автором подобраны фразеологические обороты, обладающие яркой экспрессивностью, которые могут являться материалом для упражнений по орфографии, лексикологии, развитию речи младших школьников. В заключении автор подчеркивает, что «формирование языковой личности школьника — систематическая и кропотливая работа, в которой фразеологические единицы являются необходимым компонентом» (Гриднева, 2008, 59].
Знакомство с национально-культурной спецификой фразеологизмов поможет учащимся переосмыслить значение культурных ценностей на фоне их всеобщего кризиса в начале XXI столетия. Кроме того, овладение фразеологизмами с национально-культурными особенностями должно способствовать не только формированию культуроведческой компетенции учащихся, но и способствовать практическому овладению фразеологией, совершенствованию коммуникативных навыков учащихся, поскольку владение национально-культурной фразеологией даст возможность понимать все оттенки значения, связанные с образной основой данного устойчивого сочетания.
Литература:
- Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учебное пособие / Н. Ф. Алефиренко. — М.: Флинта: Наука, 2010. — 288 с.
- Андронова Е. В. О проблемах изучения русской фразеологии современными школьниками и культурологическом образовании / Е. В. Андронова // Русский язык и учитель-словесник в современной России: материалы VII Международной научно-методической конференции — Воронеж: Научная книга, 2009. — С. 43–45.
- Бархин К. Б. Развитие речи в начальной школе: учебное пособие / К. Б. Бархин. — М.: Гос. уч.-пед. изд., 1964. — 118 с.
- Гуляева О. А. Повышение лингвокультуроведческой компетенции учащихся / ОА. Гуляева // Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей словесников: материалы VIII Международной научно-методической конференции. — Воронеж: ВГПУ, 2010. — С. 186–188.
- Демичева В. В. Краеведение как средство формирования социокультурной компетенции младших школьников: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / В. В. Демичева, О. И. Еременко, Т. В. Яковлева. — Белгород, ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. — 117 с.
- Демичева В. В. Социокультурное образование младших школьников (на региональном материале) в процессе изучения русского языка: программа для общеобразовательных учебных заведений Белгородской области. Начальное общее образование / В. В. Демичева. О. И. Еременко, Т. В. Яковлева. — Белгород: Политерра, 2007. — 73 с.
- Еременко О. И. Лингвокультурологический подход в изучении русского языка в начальной школе (на материале фразеологизмов) / О. И. Еременко, В. В. Демичева // Фразеология, познание и культура: материалы международной научно-практической конференции. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. — С. 325–329.
- Измайлова Р. Г. Некоторые аспекты работы над фразеологизмами в начальных классах / Р. Г. Измайлова // Начальная школа. — 2010. — № 5. — С. 41–44.
- Карпова Е. В. Лингвокультурная грамотность: личные имена / Е. В. Карпова // Реализация ФГОС НОО: опыт и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. — Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2014. — С. 54–58.
- Ковшова М. Л. Семантика и прагматика фразеологизмов (лингвокультурологический аспект): автореф. дисс. … док. филол. наук / М. Л. Ковшова. — М., 2009. — 29 с.
- Кохичко А. Н. Педагогическая концепция осознания младшими школьниками российских национальных ценностей средствами русского языка: автореф. дис. … д-ра пед. наук / А. Н. Кохичко. — Челябинск, 2011. — 46 с.
- Кошарная С. А. Языковая личность в контексте этнокультуры / С. А. Кошарная. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. — 140 с.
- Кусова М. Л. Формирование у младших школьников положительного отношения к базовым национальным ценностям через восприятие языка как явления национальной культуры / М. Л. Кусова, И. А. Чиликова // Начальная школа плюс До и После. — 2014. — № 6. — С. 30–33.
- Морозова, Т. В. Некоторые аспекты формирования культуроведческой компетенции учащихся / Т. В. Морозова // Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей словесников: материалы VIII Международной научно-методической конференции. — Воронеж, 2010. — С. 181- 184.
- Штрекер Н. Ю. Формирование представления о родном языке как национально-культурном феномене в свете требований ФГОС НОО / Штрекер Н. Ю., Осипова Н. А. // Реализация ФГОС НОО: опыт и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. — Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2014. — С. 22–26.