В данной статье будут рассмотрены основные полномочия субъектов налоговой политики по установлению федеральных, региональных и местных налогов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, выступающих ключевыми инструментами при реализации налоговой политики и регулировании уровня социально-экономического развития регионов и страны в целом.
Ключевые слова: налоговая политика, субъекты налоговой политики, федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги, специальные налоговые режимы.
Субъектами налоговой политики признаются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации (области, республики, края, округа, автономные округа, автономная область, города федерального значения) и муниципальные образования (города, муниципальные районы, городские округа, сельские и городские поселения и другие). Степень их влияния на налоговую политику соответствующего уровня управления определяется объемом полномочий, установленных федеральным налоговым законодательством.
Ключевое влияние на налоговую политику, реализуемую на территории страны в целом, оказывают органы государственной власти Российской Федерации, обладающие правом по установлению и регулированию федеральных налогов, определенных статьей 13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 146-ФЗ (далее НК РФ) и являющихся обязательными к уплате на территории всей страны.
Следующее место по значимости занимают представительные органы власти субъектов РФ, регулирующие законами субъектов РФ отдельные элементы региональных налогов. К таким налогам в соответствии со статьей 14 части первой НК РФ относятся транспортный налог, налог на имущество юридических лиц и налог на игорный бизнес. Полномочия субъектов Российской Федерации по установлению отдельных элементов региональных налогов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Полномочия субъектов Российской Федерации по установлению отдельных элементов федеральных ирегиональных налогов
Региональные налоги |
|||
Элементы налога |
Транспортный налог |
Налог на игорный бизнес |
Налог на имущество организаций |
Налогоплательщики |
Ст. 357 НК РФ |
Ст. 365 НК РФ |
Ст. 373 НК РФ |
Объект налогообложения |
Ст. 358 НК РФ |
Ст. 366 НК РФ |
Ст. 374 НК РФ |
Налоговая база |
Ст. 359 НК РФ |
Ст. 367 НК РФ |
Ст. 375 НК РФ |
Ставки налога |
Налоговые ставки, установленные ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз |
Налоговые ставки устанавливаются законом субъекта РФ в пределах, установленных ст. 369 НК РФ |
Налоговые ставки устанавливаются законом субъекта РФ в пределах, установленных ст. 380 НК РФ, и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено НК РФ |
Налоговые льготы |
Ст. 361.1 НК РФ |
Не установлены |
Налоговые льготы, предусмотренные ст. 381 НК РФ, применяются только в том случае, если принят соответствующий закон субъекта РФ |
Отчетный период |
Ст. 360 НК РФ, закон субъекта РФ |
Ст. 370 НК РФ |
Ст. 379 НК РФ, закон субъекта РФ |
Налоговый период |
Ст. 360 НК РФ |
Ст. 368 НК РФ |
Ст. 379 НК РФ |
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу |
Ст. 363 НК РФ, закон субъекта РФ |
Ст. 371 НК РФ |
Ст. 383 НК РФ, закон субъекта РФ |
Примечание — Составлено автором на основании Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ. |
|||
На основании данных, представленных в таблице 1, можем сделать вывод о том, что при установлении региональных налогов представительными органами государственной власти субъектов РФ определяются такие элементы, как налоговая ставка, отчетный период, а также порядок и сроки уплаты налогов. Кроме того, региональные органы власти могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются федеральным законодательством.
Полномочия органов местного самоуправления распространяются на установление отдельных элементов местных налогов, таких как земельный налог и налог на имущество физических лиц (статья 15 части первой НК РФ). Полномочия муниципальных образований Российской Федерации по установлению отдельных элементов местных налогов представлены в таблице 2.
Таблица 2
Полномочия муниципальных образований Российской Федерации по установлению отдельных элементов местных налогов
Местные налоги |
||
Элементы налога |
Земельный налог |
Налог на имущество физических лиц |
Налогоплательщики |
ст. 388 НК РФ |
ст. 400 НК РФ |
Объект налогообложения |
ст. 389 НК РФ |
ст. 401 НК РФ |
Налоговая база |
ст. 390 НК РФ |
ст. 402 НК РФ |
Ставки налога |
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных ст. 394 НК РФ, и не могут превышать 1,5 процента, если иное не предусмотрено НК РФ |
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных статьей 406 НК РФ |
Налоговые льготы |
ст. 395 НК РФ |
ст. 407 НК РФ |
Отчетный период |
ст. 393 НК РФ, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований |
не установлен |
Налоговый период |
ст. 393 НК РФ |
ст. 405 НК РФ |
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу |
Сроки уплаты установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, но не могут быть установлены ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 398 НК РФ. |
ст. 409 НК РФ |
Примечание — Составлено автором на основании Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ. |
||
В целом, полномочия муниципальных образований при установлении местных налогов, представленные в таблице 2, также как и для субъектов РФ ограничиваются определением таких элементов, как налоговая ставка, отчетный период, а также порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются только НК РФ.
В соответствии со статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ по налогам, предусмотренным специальными налоговыми режимами, представительные органы государственной власти субъектов РФ и представительные органы муниципальных образований РФ вправе устанавливать следующие элементы:
– виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;
– ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;
– налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
– особенности определения налоговой базы;
– налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.
Таким образом, в рамках указанных выше полномочий муниципальные образования и субъекты РФ могут реализовывать региональную налоговую политику в следующих размерах: в переделах ставки налога на прибыль организаций от 13,5 % до 17 %, ставки налога на имущество организаций — не более 2,2 %, земельного налога — не более 1,5 %, транспортного налога не больше и не меньше чем в 10 раз отклоняющейся от федеральной ставки, а также налога на игорный бизнес, налога на имущество физических лиц и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.
Помимо установления отдельных элементов федеральных, региональных и местных налогов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, представительные органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, неналоговых доходов в местные бюджеты, что регламентировано статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ (далее БК РФ). Кроме того, статьей 63 БК РФ определены полномочия муниципальных районов по установлению нормативов отчислений в бюджеты городских, сельских поселений, статьей 63.1 БК РФ — полномочия городского округа с внутригородским делением по установлению нормативов отчислений в бюджеты внутригородских районов. За счет указанных полномочий региональные органы власти имеют возможность регулировать социально-экономическое положение муниципалитетов за счет перераспределения налоговых и неналоговых доходов на территории субъекта РФ без дополнительного увеличения или снижения ставок по региональным или местным налогам.
Таким образом, выбранная налоговая политика позволяет органам власти воздействовать на экономику муниципального образования, субъекта Российской Федерации и страны в целом, влиять на ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, а также оказывать влияние на дифференциацию доходов населения и обеспечивать социальную поддержку наименее защищенных слоев населения.
Литература:
- Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 года N 146-ФЗ;
- Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 года N 117-ФЗ.