Разграничение налоговых полномочий субъектов налоговой политики Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 28.05.2020

Статья просмотрена: 1222 раза

Библиографическое описание:

Леготина, И. А. Разграничение налоговых полномочий субъектов налоговой политики Российской Федерации / И. А. Леготина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 355-357. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70848/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье будут рассмотрены основные полномочия субъектов налоговой политики по установлению федеральных, региональных и местных налогов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, выступающих ключевыми инструментами при реализации налоговой политики и регулировании уровня социально-экономического развития регионов и страны в целом.

Ключевые слова: налоговая политика, субъекты налоговой политики, федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги, специальные налоговые режимы.

Субъектами налоговой политики признаются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации (области, республики, края, округа, автономные округа, автономная область, города федерального значения) и муниципальные образования (города, муниципальные районы, городские округа, сельские и городские поселения и другие). Степень их влияния на налоговую политику соответствующего уровня управления определяется объемом полномочий, установленных федеральным налоговым законодательством.

Ключевое влияние на налоговую политику, реализуемую на территории страны в целом, оказывают органы государственной власти Российской Федерации, обладающие правом по установлению и регулированию федеральных налогов, определенных статьей 13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 146-ФЗ (далее НК РФ) и являющихся обязательными к уплате на территории всей страны.

Следующее место по значимости занимают представительные органы власти субъектов РФ, регулирующие законами субъектов РФ отдельные элементы региональных налогов. К таким налогам в соответствии со статьей 14 части первой НК РФ относятся транспортный налог, налог на имущество юридических лиц и налог на игорный бизнес. Полномочия субъектов Российской Федерации по установлению отдельных элементов региональных налогов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Полномочия субъектов Российской Федерации по установлению отдельных элементов федеральных ирегиональных налогов

Региональные налоги

Элементы налога

Транспортный

налог

Налог на

игорный бизнес

Налог на имущество

организаций

Налогоплательщики

Ст. 357 НК РФ

Ст. 365 НК РФ

Ст. 373 НК РФ

Объект налогообложения

Ст. 358 НК РФ

Ст. 366 НК РФ

Ст. 374 НК РФ

Налоговая база

Ст. 359 НК РФ

Ст. 367 НК РФ

Ст. 375 НК РФ

Ставки налога

Налоговые ставки, установленные ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз

Налоговые ставки устанавливаются законом субъекта РФ в пределах, установленных

ст. 369 НК РФ

Налоговые ставки устанавливаются законом субъекта РФ в пределах, установленных ст. 380 НК РФ, и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено НК РФ

Налоговые льготы

Ст. 361.1 НК РФ

Не установлены

Налоговые льготы, предусмотренные ст. 381 НК РФ, применяются только в том случае, если принят соответствующий закон субъекта РФ

Отчетный период

Ст. 360 НК РФ,

закон субъекта РФ

Ст. 370 НК РФ

Ст. 379 НК РФ,

закон субъекта РФ

Налоговый период

Ст. 360 НК РФ

Ст. 368 НК РФ

Ст. 379 НК РФ

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

Ст. 363 НК РФ,

закон субъекта РФ

Ст. 371 НК РФ

Ст. 383 НК РФ,

закон субъекта РФ

Примечание — Составлено автором на основании Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ.

На основании данных, представленных в таблице 1, можем сделать вывод о том, что при установлении региональных налогов представительными органами государственной власти субъектов РФ определяются такие элементы, как налоговая ставка, отчетный период, а также порядок и сроки уплаты налогов. Кроме того, региональные органы власти могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются федеральным законодательством.

Полномочия органов местного самоуправления распространяются на установление отдельных элементов местных налогов, таких как земельный налог и налог на имущество физических лиц (статья 15 части первой НК РФ). Полномочия муниципальных образований Российской Федерации по установлению отдельных элементов местных налогов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Полномочия муниципальных образований Российской Федерации по установлению отдельных элементов местных налогов

Местные налоги

Элементы налога

Земельный налог

Налог на имущество

физических лиц

Налогоплательщики

ст. 388 НК РФ

ст. 400 НК РФ

Объект налогообложения

ст. 389 НК РФ

ст. 401 НК РФ

Налоговая база

ст. 390 НК РФ

ст. 402 НК РФ

Ставки налога

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных ст. 394 НК РФ, и не могут превышать 1,5 процента, если иное не предусмотрено НК РФ

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных статьей 406 НК РФ

Налоговые льготы

ст. 395 НК РФ

ст. 407 НК РФ

Отчетный период

ст. 393 НК РФ, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований

не установлен

Налоговый период

ст. 393 НК РФ

ст. 405 НК РФ

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

Сроки уплаты установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, но не могут быть установлены ранее срока, предусмотренного

п. 3 ст. 398 НК РФ.

ст. 409 НК РФ

Примечание — Составлено автором на основании Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ.

В целом, полномочия муниципальных образований при установлении местных налогов, представленные в таблице 2, также как и для субъектов РФ ограничиваются определением таких элементов, как налоговая ставка, отчетный период, а также порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются только НК РФ.

В соответствии со статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ по налогам, предусмотренным специальными налоговыми режимами, представительные органы государственной власти субъектов РФ и представительные органы муниципальных образований РФ вправе устанавливать следующие элементы:

– виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

– ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

– налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

– особенности определения налоговой базы;

– налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.

Таким образом, в рамках указанных выше полномочий муниципальные образования и субъекты РФ могут реализовывать региональную налоговую политику в следующих размерах: в переделах ставки налога на прибыль организаций от 13,5 % до 17 %, ставки налога на имущество организаций — не более 2,2 %, земельного налога — не более 1,5 %, транспортного налога не больше и не меньше чем в 10 раз отклоняющейся от федеральной ставки, а также налога на игорный бизнес, налога на имущество физических лиц и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

Помимо установления отдельных элементов федеральных, региональных и местных налогов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, представительные органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, неналоговых доходов в местные бюджеты, что регламентировано статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ (далее БК РФ). Кроме того, статьей 63 БК РФ определены полномочия муниципальных районов по установлению нормативов отчислений в бюджеты городских, сельских поселений, статьей 63.1 БК РФ — полномочия городского округа с внутригородским делением по установлению нормативов отчислений в бюджеты внутригородских районов. За счет указанных полномочий региональные органы власти имеют возможность регулировать социально-экономическое положение муниципалитетов за счет перераспределения налоговых и неналоговых доходов на территории субъекта РФ без дополнительного увеличения или снижения ставок по региональным или местным налогам.

Таким образом, выбранная налоговая политика позволяет органам власти воздействовать на экономику муниципального образования, субъекта Российской Федерации и страны в целом, влиять на ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, а также оказывать влияние на дифференциацию доходов населения и обеспечивать социальную поддержку наименее защищенных слоев населения.

Литература:

  1. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 года N 146-ФЗ;
  2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 года N 117-ФЗ.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, Российская Федерация, налог, субъект РФ, налоговая политика, Налоговый кодекс, отчетный период, земельный налог, игорный бизнес, налоговая база.


Похожие статьи

Роль и функции налогов в реализации экономической политики государства

Статья рассматривает важность налогов в экономической политике государств. Указываются условия, при которых государство может эффективно использовать налоги. Отмечается, что одним из признаков государства является наличие налогов и обязательных плате...

Налоговый контроль как составная часть государственного финансового контроля в Российской Федерации

В статье рассматривается понятие налогового контроля как составной части финансового контроля в РФ, мероприятия налогового контроля, проводимые налоговыми органами для достижения доходной составляющей части бюджета страны, задачи, выполняемые налогов...

Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов по налоговому законодательству Российской Федерации

В статье определяются способы обеспечения и исполнения налоговых обязательств, где налоговой базой признается совокупность налогов и сборов, закрепленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Концептуальные основы налогового контроля Российской Федерации

В данной статье рассматривается проблема функционирования налогового контроля в Российской Федерации. Целью исследования является разработка мер по совершенствованию налогового контроля в Российской федерации. Объектом научного исследования выступают...

Правовое положение Федеральной налоговой службы России

В статье рассматривается понятие правового статуса Федеральной налоговой службы России, определяется содержание правового статуса Федеральной налоговой службы России, анализируются критерии деления полномочий Федеральной налоговой службы России.

Имущество муниципальных образований как показатель финансово-экономической самостоятельности

В статье на основе действующих норм гражданского права Российской Федерации определён состав имущественного комплекса муниципального образования как составляющей части экономической основы местного самоуправления, рассмотрены возможности его использо...

Понятие, сущность и формы налогового контроля в Российской Федерации

В статье анализируется сущность, методы и формы налогового контроля как деятельности уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Классификация и правовой статус участников налоговых правоотношений

В данной научной статье дается понятие терминам «участники налоговых правоотношений», «субъекты налоговых правоотношений», «субъекты налогового права», определяется их соотношение, а также разграничение. Рассматриваются вопросы, касающиеся правового ...

Нормативно-правовое регулирование налогового учета и налогового контроля в Российской Федерации

В статье рассмотрена нормативное основа налогового учета и налогового контроля, ее уровни и источники.

Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования

В статье цели, задачи и условия реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования (сельского поселения), а также итоги их реализации.

Похожие статьи

Роль и функции налогов в реализации экономической политики государства

Статья рассматривает важность налогов в экономической политике государств. Указываются условия, при которых государство может эффективно использовать налоги. Отмечается, что одним из признаков государства является наличие налогов и обязательных плате...

Налоговый контроль как составная часть государственного финансового контроля в Российской Федерации

В статье рассматривается понятие налогового контроля как составной части финансового контроля в РФ, мероприятия налогового контроля, проводимые налоговыми органами для достижения доходной составляющей части бюджета страны, задачи, выполняемые налогов...

Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов по налоговому законодательству Российской Федерации

В статье определяются способы обеспечения и исполнения налоговых обязательств, где налоговой базой признается совокупность налогов и сборов, закрепленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Концептуальные основы налогового контроля Российской Федерации

В данной статье рассматривается проблема функционирования налогового контроля в Российской Федерации. Целью исследования является разработка мер по совершенствованию налогового контроля в Российской федерации. Объектом научного исследования выступают...

Правовое положение Федеральной налоговой службы России

В статье рассматривается понятие правового статуса Федеральной налоговой службы России, определяется содержание правового статуса Федеральной налоговой службы России, анализируются критерии деления полномочий Федеральной налоговой службы России.

Имущество муниципальных образований как показатель финансово-экономической самостоятельности

В статье на основе действующих норм гражданского права Российской Федерации определён состав имущественного комплекса муниципального образования как составляющей части экономической основы местного самоуправления, рассмотрены возможности его использо...

Понятие, сущность и формы налогового контроля в Российской Федерации

В статье анализируется сущность, методы и формы налогового контроля как деятельности уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Классификация и правовой статус участников налоговых правоотношений

В данной научной статье дается понятие терминам «участники налоговых правоотношений», «субъекты налоговых правоотношений», «субъекты налогового права», определяется их соотношение, а также разграничение. Рассматриваются вопросы, касающиеся правового ...

Нормативно-правовое регулирование налогового учета и налогового контроля в Российской Федерации

В статье рассмотрена нормативное основа налогового учета и налогового контроля, ее уровни и источники.

Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования

В статье цели, задачи и условия реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования (сельского поселения), а также итоги их реализации.

Задать вопрос