В современных условиях полноценное осуществление образовательной деятельности уже трудно представить без организованного медиаресурса или без МООК (Массовые открытые онлайн-курсы), что в свою очередь влечет не мало вопросов в его организации. Данная статья посвящена актуальным вопросам изменения устройства организации образовательного процесса в условиях высшей школы, а также расширения компетенций и возможностей педагогов, вовлеченных в создание образовательного медиаресурса. Данная тема широко раскрыта посредством взгляда со стороны студентов, поликультурных групп в целом, но не менее значимы изменения происходящие и внутри образовательной организации при развивающемся медиаресурсе.
Ключевые слова: образование, образовательные медиаресурсы, медиаконтент, электронная образовательная среда, МООК.
Во всем мире происходят изменения в сфере образования, в существующую систему стремительно ворвались дистанционные образовательные технологии, что в свою очередь открыло новую платформу для конкуренции между вузами, а так заставило менять модель управления самой образовательной организацией. На сегодняшний день более 700 университетов во всем мире активно проводят обучение по 10 000 курсам, открывающих знания к различным областям науки, а обучившихся по этим курсам уже более 81 млн человек [1].
Не смотря на такой широкий охват и стремительное развитие, это по-прежнему огромный вызов для любой образовательной организации, поставившей цель организовать собственный медиаресурс. Любой онлайн-курс — это вызов для существующей системы образования, а в особенности для педагогического состава, так как любая новизна и её теоретическое непонимание вызывает психологическую «панику», с которой прежде всего справится необходимо именно руководству образовательной организации. Главной задачей при организации образовательного медиаресурса становится организация корректной обратной связи и постоянная поддержка обучающихся со стороны педагогов, так это часто определяющий фактор успешности освоения обучающих онлайн-курсов, что в свою очередь напрямую зависит от подготовленности кадров, ведущих данную деятельность.
Необходимые компетенции педагогов, вовлеченных введение онлайн-курсов
Данное исследование — относительно новая тема в науке, поэтому и вопросам компетенции преподавателей занимаются не так много исследователей. Среди них Елизарьева Ю. А., которая и рассмотрела проблемы и особенности производства видеолекций образовательных медиаресурсов, с которыми сталкивается вовлеченная команда, а также компетенции, которые преподаватели приобретают и развивают в процессе создания видеоконтента (на основе опыта Томского государственного университета) [2].
Любой преподаватель, начав работу с образовательными онлайн-курсами, понимает, что не хватает теоретического и практического базиса в процессе видеопроизвоства, а все это приобретать приходится именно на практике с каждым последующим видео. Только столкнувшись и переработав все трудности преподаватель приобретает тот багаж знаний, который перерастает в необходимые компетенции. Таким образом в Томском государсвтенном университете было проведено анонимное анкетирование 24 преподавателей, принимавших участие в создании онлайн-курсов. Помимо основных проблем, респондентов так же попросили указать компетенции, которые они получили или развили в процессе производства онлайн-курсов. Основным образом было выделено:
– способность к участию в качестве авторов проекта, сценариста и ведущего аудиовизуального произведения (76,5 %);
– способность к созданию своего творческого авторского продукта в новом для себя жанре (58,9 %);
– способность к творческому сотрудничеству с творческим коллективом (58,8 %);
– способность создавать произведения в различной стилистике и различных жанрах (37,3 %);
– владение нормами и средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе коммуникации, использование ораторских приемов (23,5 %);
– способность прогнозировать воздействие снятого произведения на зрителя (17,6 %).
Возможно ли обеспечить получение и развитие перечисленных компетенций заблаговременно до начала «проектирования» онлайн-курсов или подготовить почву для развития новых навыков? Практика ТГУ показывает, что можно. Для этого в университете дважды в год проводятся образовательное событие «Сибирская школа МООК», где сотрудников знакомят и готовят к процессу непосредственной его разработки. Таким образом педагогам помогают погрузиться в тему и почувствовать атмосферу процесса работы [2].
Команда для запуска МООК
Чтобы быть привлекательным и конкурентоспособным любой медиаресурс должен состоять из разных видов контента: видеолекции, составляющие основу обучения, текстовые и графические материалы, интерактивные элементы, которые могут быть представлены симуляторами, играми, опросами, тренажерами, также список дополнительной литературы и дополнительные ссылки на различные источники. Помимо всего вышеперечисленного не менее важная часть — проверочные задания и обратная связь. Проверка может проходить разными способами: тестовые упражнения, виртуальные лаборатории, а также взаимная проверка работ студента друг у друга. Отсюда напрашивается наглядный вывод: подготовленный преподаватель — это не всё, что нужно для запуска онлайн-курсов. для полноценного медиаресурса нужна целая команда, в которой четко разделены обязанности.
На примере Томского государственного университета можно выделить 10 этапов создания МООК-лекций:
– работа над сценарием лекций;
– составление графика записи лекций;
– разработка фирменного стиля курса;
– организация съемок;
– проведение съемок;
– черновой монтаж видеолекций;
– корректура отснятого материала;
– внесение правок в черновой монтаж;
– чистовой монтаж видеолекций;
– постпродакшн (выпуск курса).
За каждый этап должен отвечать конкретный специалист команды: менеджер, методист, режиссер-редактор, режиссер монтажа, видеооператор и, конечно же, преподаватель.
Менеджер онлайн-курса (или продакт-менеджер) — это специалист, который отвечает за создание и выход нового продукта. На его плечи ложится обязанность коммуникации с целевой аудиторией, анализировать работу и общение с разработчиками. Часто продакт-менеджер — это генератор идей и стратегический планировщик.
Видеоредактор, видеооператор и оператор являются «ключом» для создания общей картины самого блока видеолекций. От их умений также зависит визуальная привлекательность видеоряда уроков.
Методист — главный помощник преподавателя в построении плана видеолекции, который подскажет, где убрать «воду», а где дополнить информацию. Очень важно небольшой обучающий ролик сделать максимально эффективным.
Проектировщик сайта — специалист, создающий архитектуру электронного ресурса. Именно он занимается построением и оформлением «путей» обучающихся, на его плечи ложится ответственность за комфортное «путешествие» обучающихся по медиаресурсу.
Все перечисленные специалисты могут быть наняты извне, что повлечет за собой дополнительные расходы, а также потерю времени при отладке работы всей команды. В данном процессе нельзя игнорировать то, что все члены команды должны хорошо знать друг друга и понимать сильные и слабые стороны каждого коллеги. Самый оптимальный способ набора команды для создания МООК — комплектация кадров из существующего штаба сотрудников высшей школы. Таким образом руководитель высшей школы уже будет понимать способности каждого из команды МООК и сможет наиболее эффективно распределить обязанности согласно компетенциям.
Организация обучения сотрудников
В настоящее время создано огромное количество курсов для продакт-менеджеров, видеооператоров и видеоредакторов, а также для проектирования сайтов. Но организация обучения — это всегда двусторонняя история, в который должен быть заинтересован и начальник, и подчиненный, то есть должна быть двусторонняя выгода. В данном случае руководство получает материальную выгоду и расширение влияния руководимой образовательной организацией, а сотрудник, помимо материальной выгоды, также приобретает дополнительный путь развития, растит себя как лектора нового формата. Соблюдение данного условия обеспечит максимальную вовлеченность коллектива в предлагаемый курс обучения.
Каждому специалисту, как и любому обучающемуся удобен тот или иной формат обучения. Для определения наиболее оптимального курса и способа обучения нужна входящая диагностика, которая покажет, чем сотрудник уже владеет и какими компетенциями он должен еще только овладеть.
Большая часть обучающих курсов проводится на платной основе. Так перед руководителем встает новый вопрос: оплата обучения. На внешнее обучение сотрудников закладывается определенный бюджет, а значит и затраты должны быть в рамках бюджета. В таком случае руководителю необходимо написать HR-отдел письмо с информацией по обучению: стоимость, программа, сроки, цели развития сотрудника. Необходимо определять четкую цель обучения для сотрудника, чего он должен достичь по окончанию обучения.
Занявшись вопросом оплаты курсов для сотрудников, руководитель ожидает успешного обучения со стороны подчиненных, а значит нужен контроль, но не в понимании посещаемости курсов, а в усвоении программы. В этом могут помочь критерии успешности организации обучения:
– удовлетворенность бучения сотрудника (Определяется с помощью анкетирования, после чего проводятся анализ и расчет эффективности по данному критерию, выявляются причины неудовлетворенности и делаются выводы);
– приобретение обучающимся необходимых знаний, навыков и умений (Для оценки данного критерия используется специальная форма отчета по обучению, с помощью которой определяется степень развитости необходимых знаний, навыков и умений);
– эффективность внесенных предложений по усовершенствованию профессиональной деятельности (С учетом полученных знаний обученный сотрудник выносит на рассмотрение руководства свои предложения по улучшению деятельности как самого сотрудника, так и организации в целом, которые в дальнейшем оцениваются с точки зрения эффективности);
– эффективность деятельности сотрудника, прошедшего обучение (Оценивается эффективность, выраженная в: повышении норм выработки, росте производительности, сокращении времени на выполнение работ/проектов, сокращении финансовых затрат на выполнение проекта, увеличении объема продаж и т. д.);
– удовлетворенность руководителя результатами обучения (Примерно через месяц для оценки заполняется специальная анкета результативности обучения) [3].
Оценка качества и эффективности обучения — неотъемлемый элемент обучения сотрудников, таким образом выявляются стороны, которые необходимо усовершенствовать при организации обучения.
Заключение
По результатам изученных исследований можно увидеть, что при создании образовательного медиаресурса, при запуске собственных онлайн-курсов педагогическому составу необходимо дополнительная подготовка, связанная с расширением и повышением их компетентности. В свою очередь это даст большую востребованность самой высшей школе и укрепит ее конкурентную позицию. Огромная задача стоит перед руководством в разработке новых механизмов регулирования работы с медиаресурсом, а также механизмов поддержки преподавателей, вовлеченных в разработку МООК, включая материальное стимулирование и обеспечение способов дополнительного образования. Взращивание педагогов нового поколения, идущих в ногу со временем, понимающих, что новые технологии трансляции обучения требуют иной манеры преподавания — основа успешной организации образовательного медиаресурса любой высшей школы.
Литература:
- Семенова Т. В., Вилкова К. А., Щеглова И. А.(2018) Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России//Вопросы образования [Электронный ресурс]. 2018. № 2. Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-massovyh-otkrytyh-onlayn-kursov-perspektivy-dlya-rossii/viewer (дата обращения 19 мая 2020).
- Елизарьева Ю. А. (2016) Современный преподаватель в процессе «МООКизации» образования // Гуманитарная информатика [Электронный ресурс]. 2016. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-prepodavatel-v-protsesse-mookizatsii-obrazovaniya (дата обращения 19 мая 2020)
- Максимов Е. Оценка качества и эффективности обучения персонала //Кадровик. Кадровый менеджмент. — 2010.-№ 12. Режим доступа: https://hr-portal.ru/article/ocenka-kachestva-i-effektivnosti-obucheniya-personala (дата обращения 19 мая 2020)