В статье представлены результаты исследования особенности формирования слоговой структуры слова у детей ОНР II уровня, моторная алалия. Представлен анализ результатов коррекционно-логопедической работы с данной категорией детей и оценка её эффективности.
Теоретическая значимость работы: возможность изучить особенности диагностики; определение и изучение особенности нарушений и коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР II уровня, моторная алалия. Определение направления в коррекционно-логопедической работе.
Практическая значимость результатов исследования: были установлены особенности нарушения слоговой структуры у дошкольников с моторной алалией; определено основное направления коррекционной работы по преодолению выявленных нарушений; формирование слоговой структуры слова у детей ОНР II уровня с моторной алалией; сопоставление результатов до и после проведения коррекционно-логопедической работы.
Речевое развитие важно для правильного формирования высших психических функций ребенка. Речь ребенка преобразуется в универсальный метод общения, потому основным признаком правильности речевого формирования будет выступать грамотная, точная языковая среда в которой располагается ребенок [6].
В дошкольный возрасте происходит становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Овладение родным языком в данный период является необходимым условием для умственного, нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
К концу дошкольного возраста регулирующая функция речи должна быть сформирована, что позволит дальнейший переход ребенка к школьному обучению. Недоразвитие речевой функции речи является общим показателем аномального психического развития.
Алалия — тяжелое расстройство речи, возникающее вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем (доречевом) периоде развития ребенка [5].
Проблема детей, страдающих алалией, является объектом изучения учёных уже много десятилетий. Значительный вклад в изучение алалии внесли М. Е. Хватцев, Н. Н. Трауготт, Е. М. Мастюкова, С. Н. Шаховская и другие исследователи. Позднее развитие экспрессивной речи при алалии отмечают Г. В. Гуровец, В. А. Ковшиков, Р. Е. Левина, В. К. Орфинская, Е. Ф. Соботович и другие. А. К. Маркова и О. Н. Усанова описали трудности овладения слоговой структурой слова. В. А. Ковшиков, В. К. Воробьева отмечали качественное своеобразие лексики, нарушение процессов семантического выбора слов при программировании речевого высказывания [8].
Процесс усвоения слоговой структуры слова у моторных алаликов специально не изучался, однако есть авторы (Р. Е. Левина, А. К. Маркова, Г. В. Чиркина, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Н. В. Серебрякова, Г. В. Бабина, Т. А. Титова, З. Е. Агранович), которые описывают в своих работах нарушение слоговой структуры слова, как расстройство проявляющееся в форме фонематических нарушений, замен, пропусков, перестановок, повторений звуков и слогов, упрощения групп согласных.
С целью изучения особенности формирования и нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР II уровня, моторная алалия, было проведено исследование на базе детского клуба «Счастье», города Тюмени.
Исследование проводилось в течение 6 месяцев (с сентября 2019г. по март 2020 г.), с участием трёх детей 4 лет с заключением ОНР II уровня, моторная алалия.
Цель исследования: анализ сформированности слоговой структуры слова у детей с моторной алалией.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности и уровни сформированности слоговой структурой слова у детей с моторной алалией на констатирующем и контрольном этапе
2. Разработать коррекционно-логопедическую программу, направленную на формирование слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией.
3. Оценить эффективность коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией.
Для диагностики слоговой структуры слова, в качестве заданий был использован комплекс (А) экспериментальных заданий, Г. В. Бабиной и Н. Ю. Сафонкиной [4], разработанных на основе традиционных методов обследования слоговой структуры слова предложенных Р. Е. Левиной, А. К. Марковой, Л. Ф. Спировой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой.
Исследование показало, что у всех детей с общим недоразвитие речи II уровня при моторной алалии имеются стойкие нарушения слоговой структуры слова, которые значительно искажают её.
Наиболее характерной ошибкой при воспроизведении слов с разной слоговой структурой является изменение звукового состава слова (пропуски, замены), кроме того, частыми ошибками являлись грубые искажения слоговой структуры слова: элизии, нарушение последовательности слогов в слове, искажение структуры отдельного слога.
По результатам исследования были подобраны методики по формированию слоговой структуры слова (Н. В. Курдвановской, Л. С. Ванюковой [7], З. Е. Агранович [1], А. К. Марковой [8]), определена коррекционно — логопедическая работа.
Основными направлениями работы были: усвоение ритмической структуры слов родного языка; коррекция нарушений и формирование слоговой структуры слов у каждого ребенка с учётом особенностей развития.
Работа по устранению нарушений слоговой структуры слова включала:
− воздействие на все компоненты речевой системы;
− широкое использование образовательных и игровых методов;
− построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
− развитие высших психических функций;
− развитие фонетико-фонематической стороны речи.
На подготовительном уровне работа была направлена:
− на формирование и развитие концентрации памяти и слуховой внимательности, слухового восприятия используя неречевые звуки, задания на воспроизводство ритма;
− на развитие пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации: ориентации в схеме собственного тела, ориентацию в пространстве, формирование понятия о последовательности;
− осуществлялось обучение различению громкой и шёпотной речи.
В целях формирования и развития четкого восприятия и воспроизведения количества слогов применялись логопедические упражнения, сконцентрированные на развитии слухового восприятия детей, с последующим употреблением их произносительных возможностей.
На данном этапе была проведена работа по развитию артикуляционной моторики. Выполнялись упражнения по развитию правильного речевого и физиологического выдоха, для развития фонематического слуха.
С целью овладения детьми последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры использовались игры, обращенные на вырабатывание таких пространственно-временных взглядов, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний.
Коррекционный этап осуществлялся на вербальном материале, где коррекционная деятельность логопеда состояла из нескольких уровней: уровень звука, уровень слога, уровень слова.
На каждом из названных уровней особая роль отводилась не только формированию и развитию речевого анализатора, но и поочередно тактильного, слухового и зрительного. Одновременно на каждом уровне проводилась работа по автоматизации поставленных звуков.
После анализа результатов контрольного эксперимента были сделаны выводы по эффективности проведенной коррекционно-логопедической работы: наблюдается положительная динамика в формировании слоговой структуры слова у детей с ОНР II уровня, с моторной алалией, односложные слова произносят правильно, ошибки в двусложных словах сведены к минимуму, значительно уменьшилось искажение слоговой структуры в трёхсложных и многосложных словах. Проведенная коррекционная работа способствовала развитию умения правильно воспроизводить слоговую структуру слова.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР II уровня, моторная алалия будет успешным при реализации следующих условий в логопедической работе: использование игр и заданий на формирование темпо — ритмической структуры слова, концентрации слухового внимания и памяти, артикуляционной моторики, коррекции нарушенных компонентов слоговой структуры слова, применение индивидуального подхода.
Данная методика может быть использована педагогами и логопедами, работающими с дошкольниками с моторной алалией по формированию слоговой структуры слова.
Литература:
1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 48 с.
2. Андреева М. Б. Коррекция сенсорных и моторных нарушений у детей с алалией // Логопед. — 2015. — N 8. — С. 92–103.
3. Артемова Е. Э., Басова А. А. К вопросу изучения алалии как дизонтогенеза речевого развития // Universum: Психология и образование: международный научный журнал. — 2016. — N 3–4 (22). — С. 20–33.
4. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Б 12 Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. — М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». — 96 с.
5. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления / В. А. Ковшиков. — 4-е изд., испр. и доп. — СПб., КАРО, 2018. — 304 с.
6. Корчагина Е. А. Особенности речевого развития младшего школьного возраста // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». — Новосибирск: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», 2017. — С. 82–84.
7. Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания М.: ТЦ Сфера, 2007. — 88 с.
8. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1961. — С. 59–70
9. Репина З. А., Щербакова Е. С. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с моторной алалией // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — Сургут: БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018. — С. 65–70.