В данной статье охарактеризованы особенности судопроизводства с участием присяжных. Проанализированы проблемы суда присяжных заседателей.
Ключевые слова: суд, присяжные заседатели, судебная система.
Рассмотрение уголовных дел судом присяжных в Российской Федерации является ключевым моментом в вынесении решения о назначении наказания подсудимому. Главной фундаментальной основой демократического правового государства является независимая судебная власть, установленная Конституцией Российской Федерации. Суд с участием присяжных заседателей является основным составным элементом данной власти, он решает самый важный вопрос правосудия- виновен ли подсудимый.
Практика применения законодательства о суде присяжных выявила трудности применения отдельных норм, его несовершенство, а также не совсем однозначный взгляд общества к данному институту, участвующему в реализации прав человека в Российской Федерации.
Существуют диаметрально противоположные мнения по вопросу возрождения суда присяжных заседателей, хоть он и предусмотрен Конституцией РФ: от уверенности в том, что эта форма правосудия прогрессивна до безусловного неприятия ее.
В этом случае спор продолжается в основном по двум вопросам:
а) о роли суда присяжных,
б) об эффективности суда присяжных.
Противоречие заключается в том, что суд присяжных является существенной гарантией от безосновательного обвинения, и в то же время предполагается, что суд присяжных не обеспечивает неизбежность наказания за содеянное преступление. По мнению противников судебных реформ, оценивающих эффективность суда присяжных, судопроизводство с участием присяжных требует больших затрат что несопоставимо с достигнутыми целями правосудия.
Одним из конституционных принципов является участие граждан в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ). На сегодняшний момент единственной формой участия граждан в осуществлении правосудия в судах общей юрисдикции является суд присяжных.
Правовой статус присяжных заседателей, а также их привлечение и участие в отправлении правосудия регламентируется нормами Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20 августа 2004 и УПК РФ. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.
Для участия в судебном заседании или отстранения судьей от участия в судебном заседании, до присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта, то такой присяжный заседатель заменяется запасным.
Присяжный должен быть ответственным, инициативным человеком. Решение принимать основываясь на свой жизненный опыт и моральные устои и ценности общества, быть не подкупным и справедливым. В отличие от судьи, не основываться на законодательство, но действовать и принимать решение в рамках него. Законодательно деятельность присяжных закреплена в федеральных законах, которые касаются судоустройства, и в Уголовно-процессуальном кодексе, а также ответственность прописана в уголовном кодексе и кодексе об административных правонарушениях. Исторически сложилось так, что обвиняемый думает, что суд присяжных вынесет окончательный вердикт в пользу него, если подсудимый будет использовать рычаги давления на совесть присяжных. Но так бывает не всегда. Хотя один раз в Тульской области присяжные вынесли оправдательный приговор педофилу, пожалев его. Дело в том, что присяжными становятся в силу своей незанятости люди старшего поколения, воспитанные по советским канонам сострадать и переживать за ближнего своего. Молодежь сейчас более эгоистична, и в большинстве своем относится к преступникам со строгостью, и в большинстве своем за отмену моратория за смертную казнь.
Все гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством, основное место работы присяжный хранится в выполнение обязанностей по осуществлению правосудия. Например, по инициативе работодателя в этот период увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу невозможен. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа. С судом присяжных связано не только справедливое рассмотрение дел, но и правоохранительная деятельность в целом. Эффективность деятельности правоохранительных органов — оценка качества их работы, как следствие повышение доверия к самой судебной власти со стороны простых граждан. Таким образом, суд присяжных является стимулом для совершенствования правоохранительной деятельности и органов, ее осуществляющих. В последнее время отмечается тенденция к снижению количества уголовных дел, рассмотренных судом с участием присяжных заседателей. Связано это прежде всего с изменениями в законодательстве. Из числа уголовных дел, которые по ходатайству обвиняемого могут рассматриваться судом в составе судьи федерального суда общей юрисдикции и коллегии из 12 присяжных заседателей, последовательно исключены следующие составы преступлений: террористический акт, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, массовые беспорядки, государственная измена, шпионаж, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, вооруженный мятеж, диверсия. Также присяжным больше неподсудны дела о преступлениях против половой свободы и половой неприкосновенности личности. В подготовительной части судебного разбирательства при производстве в суде присяжных формируется коллегия присяжных заседателей. В Российской Федерации существуют проблемы невиновного осуждения лица, вынесение несоразмерного наказания, но с помощью такого права, как право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей, виновность подсудимого определяет незаинтересованный и добросовестный народ, а не в некотором роде субъективный и единоличный характер судьи. Изучая различные аспекты деятельности суда с участием присяжных, можно сделать определенные выводы о необходимости совершенствования судебного делопроизводства. В своем деле присяжные заседатели должны ориентироваться на определенные моральные устои, общественную совесть, оценку достоверности доказательств. Именно поэтому исследованию правильной правовой регламентации суда присяжных и посвящена работа. Соответствие содержания работы названию темы не вызывает сомнений. Научная новизна проведенного исследования заключается в разработке путей совершенствования структуры и деятельности института суда присяжных в Российской Федерации, направленных на более полное осуществление гражданами свои конституционных прав и свобод. Подробное описание образования института суда присяжных заседателей, правовой статус присяжного заседателя, право обвиняемого на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей, действие принципов состязательности и социального равенства, а так же порядок и особенности реализации такого права, как пересмотр приговора, вынесенный на основе вердикта присяжными заседателями.
Основные вопросы, указанные в части 1 ст. 339 УПК РФ: доказано, что деяние имело место; доказано ли, что сделал подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого деяния. Присяжные окончательно оформляют вопросный лист, и после приглашаются в зал судебного заседания. Если есть какие-либо неясности в вопросы, жюри может обратиться к председательствующему судье с просьбой пояснить, не касаясь возможных ответов (ч. 5 ст. 338 УПК). Напутственное слово председательствующего, его содержание является необходимой частью процедуры, регулируется статьей 340 Уголовно-Процессуального кодекса Российской Федерации. Присяжным необходима дополнительная информация о законодательстве, о принципах судебной деятельности. Можно ли доверять суду присяжных. Рассматривались особо тяжкие преступления. В закрытом режиме. Для любого члена суда присяжных это большая эмоциональная нагрузка. Решение суда присяжных влияет на вынесение приговора, виновен ли или нет подсудимый. Каждый член коллегии должен вынести свой вердикт подсудимому. В совещательной комнате каждый отвечает за себя. Но вынесение вердикта должно соответствовать законодательству РФ. Список коллегии присяжных составляется из кандидатов, выбранных на каком — либо предприятии, муниципальном учреждении. Не имеет значение стаж работы, образование. Важен возрастной ценз. Правила, выработанные при вынесении вердикта судом присяжных нарушать нельзя. Любой член коллегии несет ответственность за разглашение тайны, за нарушение процедуры проведения судебного заседания. Многие члены коллегии суда присяжных могут испытывать давление с обвиняемой стороны, что опасно для любого члена коллегии. Любой присяжный может отказать от исполнения своих обязанностей в суде. В п. 5 ст. 5 УПК РФ определено, что вердикт присяжных заседателей — это решение о виновности или невиновности подсудимого, вынесенное коллегией присяжных заседателей. Существует ряд актуальных проблем рассмотрения уголовных дел с участием присяжных. Отсутствие законодательной базы, регламентирующей вопросы ответственности кандидатов в присяжные заседатели за неявку в суд по вызову без уважительных причин. Граждане ссылаются на трудовую занятость, состояние здоровья, нежелание брать на себя ответственность за судьбу человека, опасаются за свою жизнь.
Ужесточение ответственности за неявку кандидатов не целесообразно, ведь нельзя заставить гражданина быть судьей поневоле, поскольку, согласно положению части 5 ст. 32 Конституции Российской Федерации, участие в отправлении правосудия является его правом, а не обязанностью.
Законодательно не решен вопрос о комплексном обеспечении личной безопасности (охране) присяжных заседателей, о недопущении возможного влияния на присяжных с целью склонить их к принятию выгодного сторонам решения. С этой целью по социально значимым делам в отношении присяжных заседателей на основании судебного решения применяются меры государственной защиты. Однако меры государственной защиты требуют дополнительных финансовых затрат, а также привлечения соответствующих сил и средств МВД России и иных силовых ведомств, ввиду чего применяются не по каждому делу.
Один из факторов, который влияет на эффективность суда присяжных, — это длительность процесса. Если судебный процесс превышает несколько месяцев, присяжным становится сложно не обсуждать дело с лицами, не входящими в состав суда, и не получать сведения по делу вне судебного заседания в условиях его освещения в средствах массовой информации, а также удерживать в памяти фактические обстоятельства дела и доказательства, представленные сторонами в ходе судебного заседания.
Немаловажной проблемой остается достоверность сведений, сообщаемых о себе кандидатами в присяжные заседатели. В практике встречаются случаи, когда кандидаты утаивают информацию о своей непродолжительной работе на должностях в правоохранительных органах, об имевшихся судимостях, о случаях привлечения их к административной ответственности. Выявление подобных фактов влечет за собой признание состава суда незаконным и ряд негативных процессуальных последствий в зависимости от стадии судопроизводства.
При установлении числа состава коллегии присяжных заседателей законодатель исходил из того, что в силу положений ст. 343 УПК РФ в случае, когда голоса присяжных заседателей разделились поровну, принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ. Таким образом, по мнению законодателя, отсутствует необходимость привлечения нечетного числа присяжных заседателей, как это, например, предлагалось Верховным Судом Российской Федерации. Безусловно, внесенные изменения являются позитивными, поскольку, во-первых, за счет меньшего количества присяжных заседателей упростится процедура отбора кандидатов, во-вторых, появится возможность их привлечения для участия при рассмотрении дел судами районного уровня. Снижение числа присяжных заседателей также отразится и на финансовых затратах, к которым относятся расходы, связанные с материально-техническим обеспечением, необходимым для участия присяжного заседателя, кандидата в присяжные заседатели, а также расходы на выплату вознаграждения присяжным заседателям.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
2. О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный закон Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ (ред. от 01.10.2019)
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020).
4. Курс уголовного процесса / А. А. Арутюнян, Л. В. Брусницын, О. Л. Васильев и др.; под ред. Л. В. Головко. М.: Статут, 2016.