В статье автор раскрывает особенности младшего школьного возраста и специфику организации ивент-проектов для него.
Ключевые слова: ивент-проект, дети, младший школьный возраст, досуг, социально-культурная деятельность.
Организация досуговой деятельности является формой организации времени учащихся, а также основной частью учебного и воспитательного процесса. Основными целями создания ивент проектов является организация деятельности учащихся для удовлетворения их потребностей, их участии в организации самоуправления и эффективного обучения [5].
Такие программы создают условия для успешного самоопределения учащегося в процессе представляемой деятельности. Как в социальной и культурной сфере, так и в профессиональной. А также дают возможность ребенку развиваться в творческой и личностной сфере.
В обычной групповой учебной деятельности не всегда удается рассмотреть индивидуальные способности ребенка, его творческий потенциал, потому часто не удается развить интерес к различным видам деятельности. Ивент проекты помогают решить данный вопрос, поддерживая и развивая мотивацию к обучению и личностному росту ребенка. С помощью этого достигается большой воспитательный эффект.
Воспитание — один из важных компонентов образования. В результате воспитательного процесса дети должны научиться осознавать свои возможности и потребности, осмыслить досуг как ценность, его значимость для развития личности ребенка, изменить способы и формы поведения, усвоить основные средства общения, повысить культурный уровень.
Поэтому очень важно грамотно построить воспитательный процесс таким образом, чтобы ивент проект был максимально интересным и эффективным для ребенка.
Ивент проекты могут осуществляться разными методами. Любая программа должна быть ориентирована на определенный результат, который зависит от возраста, цели и специфики. В процессе осуществления проекта также важно проводить анализ и оценку, который поможет корректировать деятельность для достижения высокой результативности [4]. Для этого важно понимать возрастные и психологические особенности детей того возраста, для которого и будут создаваться досуговые мероприятия.
Дети младшего школьного возраста — это дети от 7 до 10 лет. Этот период в жизни ребенка достаточно сложный и не менее важный. На этом этапе детского развития выясняются склонность и способности к тому или иному виду искусств у ребенка [3]. В этот период у детей активно развивается психика, начинает осознаваться важность собственного «Я». Этот период ознаменовывается кризисом 7 лет, который ребенку нужно пройти успешно и не «застрять». В 7–10 лет дети начинают понимать себя, устанавливать первые базисные ступеньки для будущих возрастных изменений.
Л. С. Выготский пишет: «В 7–летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т. е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Точно так, как ребенок 3 лет открывает свое отношение с другими людьми, так семилетка открывает сам факт своих переживаний. Благодаря этому выступают некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет.
- Переживания приобретают смысл, следовательно, весь характер переживаний ребенка к 7 годам перестраивается, как перестраивается шахматная доска, когда ребенок научился играть в шахматы.
- К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. У ребенка школьного возраста возникает обобщение чувств, т. е. если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию, или аффекту» [2].
Итак, дети взрослеют, и вместе с этим меняется и их взгляд на жизнь, появляются новые социальные возможности. Дружба, желание быть лучшим, новые отношения со значимыми взрослыми, соперничество и т. д. Тогда ребенок имеет возможность посмотреть на себя со стороны общества. Происходит потеря непосредственности, образуются новые психологические механизмы, осознается собственное и социальное «Я». Все это нужно учитывать при составлении и реализации ивент проектов для детей младшего школьного возраста.
Специфика образовательной деятельности в воспитательном процессе младших школьников во внеучебное время состоит в более свободной форме и носит занимательный характер. В ней должны быть элементы игры, поле для саморазвития ребенка. Детей обязательно нужно обучать искусству проведения своего досуга.
Организация культурного досуга — целостная динамическая система. Движущей силой процесса в социально-культурной деятельности является разрешение конфликтов между различными воздействиями на ученика и формированием его личности в целом. Это и становится источником развития, при том, что выдвигаемые педагогами цели воспитания соответствуют возможностям детей.
По мнению большинства ученых, большое значение для организации ивент проектов младшим школьникам имеет развитие самой воспитательной системы. «С одной стороны, система психолого-педагогическая, с другой — внеучебно-педагогическая, и влияет она на младших школьников не только как педагогический фактор, но и как внеучебный фактор» [1].
Методика организации ивент проектов с детьми младшего школьного возраста включает в себя совокупность педагогических и социально-культурных методов. Выделяют группы методов прямого и косвенного педагогического влияния, направленных на формирование личности.
Данные методы оказывают воздействие на все стороны ребенка. К ним относятся методы, воздействующие на интеллектуальную сферу, мотивационную, эмоциональную, предметно-практическую, волевую, сферу саморегуляции.
Реализация происходит через различные формы, такие как исторические аналогии, басни, театрализованные представления, дискуссии и т. д.
Программа должна быть построена таким образом, чтобы все методы были задействованы. Также очень важно уметь проводить грамотный анализ и оценку эффективности, чтобы построить в будущем коррекционную работу.
Также важно определить ту нагрузку, которую способны выдержать дети, основываясь на их возраст. Ребенок должен находиться в комфортных условиях для своей самореализации. Если ресурсы ребенка не соответствуют нагрузке, то эффект может быть отрицательным. Программа должна быть в первую очередь эффективной.
Ребенок проводит глубокий анализ своей деятельности, в результате чего достигается воспитательный эффект. Поэтому программа также должна включать в себя проработку среды, ресурсов, которые помогут ребенку в реализации своей деятельности.
Подводя итоги, нужно сказать, что специфика организации ивент проектов для детей младшего школьного возраста имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать. Для этого и целесообразно изучать психофизиологию детей в разном возрасте и на разных этапах развития. Сочетание разных методов в составлении программы позволит достичь правильного и высокого результата.
Сутью ивент проектов для детей младшего школьного возраста является активизация их творческого поведение, детерминированное потребностями и интересами. Социально-культурная деятельность должна стать развивающей деятельностью детей, при этом предоставляющей детям самостоятельность, развитие интересов, умений и способностей.
Литература:
- Богданова О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах. М., 1986
- Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология. — 1984
- Ершова О. В., Якушева Н. М. Определение критериев развития пластики детей младшего школьного возраста в процессе занятий сценическим движением и хореографией, Современные проблемы высшего образования. Теория и практика Материалы Пятой Межвузовской научно-практической конференции, организованной институтом культуры и искусств Московского городского педагогического университета. Под общей редакцией С. М. Низамутдиновой. 2020. С. 283–289.
- Основы проектной деятельности в социально-культурной сфере: монография / Г. И. Грибкова. — М.: Перспектива, 2014. — 112 с.
- Педагогика культуротворческого досуга: учеб. пособие / [Н. Г. Панова, С. Ш. Умеркаева, М. Г. Кайтанджян, Г. И. Грибкова, Э. И. Медведь, О. И. Киселева, Н. А. Опарина, В. И. Портников, Г. В. Ганьшина, И. Д. Левина, Т. И. Бакланова]; под общ. ред. Э. И. Медведь. — М.: УЦ Перспектива, 2016. — 259 с.
- Ershova O. V. Information and educational environment of higher school as a factor of the formation of coping strategies in the structure of students' personality (ecological and psychological aspect) Goloshumova G. S., Salakhova V. B., Kidinov A. V., Nalichaeva S. A., Yanysheva V. A. EurAsian Journal of BioSciences. 2019 Т. 13. № 2. С. 1867–1874.