В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельствующие о причинах, побуждающих изучение взрослыми иностранных языков, выделяются особенности и преимущества дистанционного обучения взрослых.
Ключевые слова: андрагогика, особенности обучения взрослых, дистанционное обучение, контроль знаний
Distance learning English for adults is an urgent task of the modern educational process. The article discusses the theoretical foundations, as well as questions of the conceptual apparatus of this issue, provides statistical data indicating the reasons for adults to learn foreign languages, in addition, the features of distance learning for adults are highlighted.
Keywords: features of adult learning, distance learning, knowledge control
На современном этапе стратегического развития России цифровые технологии затрагивают все отрасли экономики и сферы образования, которая является важнейшей площадкой глобальной конкуренции государства за политическое влияние в XXI веке. Возникает необходимость быстрого и качественного изменения всего образовательного процесса. Молниеносный поток информации на единицу событийности во времени, предопределяет необходимость перманентного обучения и овладения новыми современными и актуальными знаниями в различных областях жизнедеятельности социума, чтобы соответствовать современным реалиям.
В этом направлении представляется актуальной дистанционная форма обучения, востребованность которого мы наблюдаем сегодня в период «Пандемий».
В разное время изучению и концептуальным разработкам данной проблематики посвятили: А. А. Андреев, Д.Бейли, А. Бейтс, М. Блек, А. М. Бершадский, В. В. Вержбицкий, А. В. Зубов Т. А. Лавина, Н. Мэтью, В. И. Овсянников, Е. С. Полат, В.И Солдаткин, Л. Тейлор, А. Тейт и др.
Значимыми в вопросах изучения специфики обучения взрослых иностранному языку, в той или иной степени представляются труды: О. В. Агаповой,.О. Г. Барвенко, С. Г. Вершловского, Н. Д. Гальсковой, С. И. Змеева, М. К. А. Капп, А. Г. Калининой, Е. Г. Кобзарь, Д. Колб, Д. Л. Матухина, Р. П. Мильруда, М. Ноулза, А. В. Пушкиной, П. Смита, К.Роджерс, Н. А. Тоскиной, Э.Трондайк, А. В. Филатовой, А. Н. Щукина и др.
Существуют тождественные в некоторых случаях, определения данного вида обучения. Наиболее часто встречающиеся термины: электронное обучение, дистанционное обучение, информационно-коммуникационное обучение.
В педагогическом словаре дистанционное обучение определено следующим образом: «технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра. Дистанционное обучение осуществляется с помощью средств и методов педагогического общения преподавателя и обучаемого при минимальном количестве обязательных занятий. По методам организации учебного процесса дистанционное обучение близко к заочной форме обучения, а по насыщенности и интенсивности учебного процесса — к очной форме» [1].
Наиболее интересной представляется определение предлагаемое ученым, которая является специалистом в данном направлении Е. С. Полат, она считает, что: «это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [2].
Не менее интересным представляется определение другого отечественного ученого А. В. Зубова: «это новая форма организации учебного процесса, соединяющая в себе традиционные и новые информационные технологии обучения, основывающаяся на принципе самостоятельного получения знаний, предполагающая в основном телекоммуникационный принцип доставки обучаемому основного учебного материала и интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей как непосредственно в процессе обучения, так и при оценке полученных ими в процессе обучения знаний и навыков» [3].
Обобщающим по нашему мнению, но слишком громоздким является определение, закреплённое в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в ст.16 п.1: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [4].
Таким образом, из выше приведенных определении можем сделать вывод, что под дистанционным обучением понимается обучение на расстоянии, посредством телекоммуникации. Вместе с тем, следует отметить, что в большинстве случаев дистанционное обучение воспринимается как синоним электронного обучения. Однако, электронное обучение шире по смыслу, по формам, методам и технологиям, а дистанционное обучение является одним из его видов. Так же важно подчеркнуть, что во всех приведенных определениях «красной нитью» акцентируется внимания на средствах обучения.
В связи с этим, уместно будет привести утверждения американского ученого Рута Кларка, который в своих трудах доказывает, что продуктивность обучения не зависят от средств телекоммуникации, «Совершенно очевидно, что средства обучения это просто транспорт, с помощью которого знания доставляются студенту, однако он влияет на их усвоение не более чем грузовик, доставляющий продукты, влияет на их питательную ценность» [5].
В середине мая 2020 года, группа сенаторов внесла в Госдуму законопроект о дистанционном образовании № 957354–7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [6]. По словам члена Совета Федерации Лилии Гумеровой, документ не ставит задачу заменить традиционную школу, живое общение учителя с учеником [7]. На наш взгляд, принятие данного законопроекта минимизирует вопросы понятийного аппарата, а также обеспечит участников дистанционного обучения теоретико-методической и организационной поддержкой.
Рассмотрим следующий аспект нашего исследования. В конце сентября 2019 года ВЦИОМ провел изучение общественного мнения, в результате которого было установлено: что «большинство россиян убеждены в необходимости изучения иностранных языков (63 %). Особенно жители Москвы и Санкт-Петербурга (75 %), респонденты 60+ (71 %), женщины (69 %) и имеющие высшее образование (66 %); главные преимущества знания иностранного языка: общение с иностранцами (36 %), возможности для поездок за границу (34 %), использование знаний в работе (33 %); наиболее перспективно, согласно опросу, изучать английский (93 %), китайский (48 %) и немецкий (32 %) языки» [8].
Как видно, существенная часть взрослого населения России хотят изучать иностранные языки и считают его важным инструментом для повышения квалификации и использования в работе. В связи с этим необходимо принимать во внимание специфику обучения взрослых.
Указанные аспекты обучения взрослых, находятся в центре внимания науки, которая называется андрагогика. Следует отметить, что согласно определению UNESCO «принято называть взрослым всякого человека, признанного взрослым в том обществе, к которому он принадлежит». Данное определение, конечно вызывает определенные вопросы и мало чем может помочь практической организации обучения взрослых. Однако, другого общепринятого и устоявшегося определения на сегодняшний день нет.
В Российской педагогической энциклопедии (от 2003 года издания) под редакцией отечественного ученого Б. М. Бим-Бада, дается следующее определение: «андрагогика (от греч. апёг, род. падеж andros — взрослый человек и ago-ge — руководство, воспитание), одно из обозначений отрасли пед. науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых. Наряду с термином «А». в специальной литературе используются термины «педагогика взрослых (внутренне противоречив), «теория образования взрослых» и др. [9].
Дефиниция — «андрагогика», в научной сфере связан с именем немецкого ученого А. Каппа и одновременно занимавшегося данной проблематикой его коллеги Э.Трондайка. Необходимо так же подчеркнуть вклад К.Роджерса в развитие андрагогики, который во второй половине 20 века расширил и обозначил основные постулаты гуманистической модели обучения.
Вместе с тем, ключевая роль в формировании андрагогики отводится американскому ученому М. Ш. Ноулсу, который считается основоположником теории обучения взрослых. В фокусе его изучения находится взрослый человек, который представляется субъектом в обучении, самостоятельно определяющим цели и задачи, а так же играет ведущую роль в процессе обучения, кроме того стремится к самореализации и скорейшему использованию своего профессионального и социального опыта в образовательном процессе. Однако учебный процесс должен быть организован в виде совместной активности обучающегося и обучающего на всех его этапах. В начале 20 века М. Ш. Ноулс представил 4 базовых принципа андрагогики: «Взрослые должны участвовать в планировании и оценке своего обучения; опыт (включая ошибки) обеспечивает основу для учебной деятельности; взрослые больше всего заинтересованы в изучении предметов, которые имеют непосредственное отношение и влияние на их работу или личную жизнь; обучение взрослых ориентировано на проблемы, а не на контент» [10].
Не менее интересной представляется модель обучения взрослых, которую разработал ученый в области психологии Д. Колб. В соответствии с данной моделью обучение взрослого человека должно обязательно включать четыре этапа: приобретение определенного опыта (апостериорного); осмысление приобретенного опыта; теоретическое обоснование приобретенного опыта; апробирование нового опыта. Таким образом, последний этап создает предпосылки формирования нового опыта, и цикл развивается снова, образуя некую спираль. Согласно Д. Колба обучение не имеет начального этапа, вместе с тем в большинстве случаев, взрослые начинают обучение с получения конкретного опыта. Важно отметить, что данный метод не традиционен, он предполагает путь от практического опыта обучающегося к теории. Взрослые люди в повседневной жизни как раз приобретают знания, умения и навыки именно таким путём.
Обобщая и экстраполируя вышеизложенные понятия андрагогики и дистанционного обучения, рассмотрим специфику обучения иностранным языкам взрослых. Прежде всего, следует отметить, что в процессе обучения иностранному языку взрослых, значение имеет модель «субъект-субъектного», то есть равно-партнёрского взаимодействия обучающего и обучаемого. Имеется в виду предоставление обучающемуся свободы выбора, касающихся целей, задач, содержания и т. п., (факторы локации и времени при дистанционном обучении не актуальны). Кроме этого, важно отметить трудности, которые возникают при обучении иностранным языкам взрослых, (барьеры) например: психологические, макросоциальные, микро социальные, субъективные и т. п.
Другим важным аспектом обучения иностранному языку взрослых, по нашему мнению, является грамматика (представляется существенным барьером). Для нивелирования которого необходима принципиально отличающаяся (от школьной) методика, подразумевающая системную, комплексную подачу грамматического материала, в простых, понятных, унифицированных схемах [11].
В соответствии с изученной научной литературой и принимая во внимание мировой опыт в этой сфере, мы полагаем, что базовыми условиями эффективного, дистанционного обучения иностранным языкам взрослых являются:
− андрагогическое обеспечение и социально-ориентированный подход;
− с опорой на опыт (обучающегося) комбинированный (индивидуальный, групповой и самостоятельный), с акцентом на индивидуализацию подход;
− практико-ориентированная нацеленность (с учетом мотивации).
В большинстве случаев для дистанционных занятий по изучению иностранных языков используются: e-mail, электронная конференция и видеоконференцсвязь (Zoom,Skype, Discord, TruKonf и др.), посредством которых возможно проведение как индивидуальных, так и групповых занятий, а также веб-квест (webquest) занятий.
Другой значимой возможностью дистанционных занятий по изучению иностранных языков взрослых, является контроль знаний, через дистанционное тестирование пройденного материала, что дает возможность самим учащимся оценить свои знания (не испытывая дискомфорт), а обучающему быстро диагностировать освоение учебного материала большого количества учащихся.
Преимуществами дистанционной формы обучения взрослых иностранным языкам, является:
− возможность не отрываться от основной деятельности (важно для обучающегося и обучающего);
− возможность получать знания в любое время и возможность выбора темпа;
− доступность учебных материалов и актуальность учебных материалов и необходимой информации и др.
Отметим, это далеко не полный перечень преимуществ, предполагаемое данной формой обучения, вместе с тем, необходимо отметь и проблемные аспекты:
− нет возможности развития коммуникабельности;
− не в полном объеме возможность получения практических знании;
− проблема идентификации и недостаточная компьютерная грамотность.
Подводя итоги нашим размышлениям, отметим, что проведенное исследование не претендует на абсолютное решение проблемы обучения иностранному языку взрослых с использованием дистанционных форм обучения. Мы полагаем, необходимо продолжить дальнейшую разработку актуальной и востребованной тематики дистанционного обучения взрослых иностранным языкам на основе андрагогики, лингво- и автодидактики и информационно-коммуникационных технологии. В целом необходимо отметить, что данная форма обучения не заменит классической, но вместе с тем является самостоятельной, востребованной и современной формой.
Литература:
- https://pedagogical_dictionary.academic.ru/
- http://distant.ioso.ru/library/publication/doproblem.htm
- Зубов А. В., Зубова И. И. Информационные технологии в лингвистике: учеб. пособие для студ. лингв. фак-тов высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 208.
- https://yandex.ru/turbo?text=https %3A %2F %2Fwww.zakonrf.info %2Fzakon-ob-obrazovanii-v-rf %2F16 %2F
- Назаренко А. Л., Роусон-Джонс К., Аношкина Ж. Г. Дистанционное образование и преподавание иностранных языков (опыт факультета иностранных языков МГУ) // Вестник Московского университета: Изд-во Московского университета. Серия 19 лингвистика и межкультурная коммуникация 2004. №. 1. С. 205–210.
- https://sozd.duma.gov.ru/bill/957354–7
- http://council.gov.ru/events/news/116464/
- http://www.wciom.ru/
- https://pedagogicheskaya.academic.ru/
- The Adult Learning Theory — Andragogy — of Malcolm Knowles — eLearning Industry
- Козубовская Л. А., Сентебова Е. Л. Серия Гуманитарные науки. № 2, 2016, с. 98–102