Сравнительная характеристика норм федерального законодательства об уровне квалификации, дополнительном профессиональном образовании и профессиональном развитии государственных и муниципальных служащих в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 30.05.2020

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Аникина, А. Е. Сравнительная характеристика норм федерального законодательства об уровне квалификации, дополнительном профессиональном образовании и профессиональном развитии государственных и муниципальных служащих в РФ / А. Е. Аникина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70939/ (дата обращения: 19.12.2024).



На федеральном уровне вопросы уровня квалификации, возможности дополнительного профессионального образования и профессионального развития отражены в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации» для государственных служащих» [1] и Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [2] для муниципальных служащих соответственно. Федеративное устройство нашей страны, разделение ветви государственной власти на федеральный уровень, уровень субъектов и муниципальный уровень обуславливает не только разделение полномочий между ними, но и влечет ряд смежных, параллельно идущих процессов, зачастую «скопированных» с уровня федерального на муниципальный, не смотря, на данную законодателем свободу в некоторых отношениях.

Такие разночтения приводят к непониманию и размытому представлению о статусе государственного и муниципального служащего — как представителя публичной власти.

На данный момент статья 5 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1] определяет 6 пунктов взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы, три из которых обеспечивают единство подхода, в том числе и единства основных квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы (п.1 ст.7), один пункт обеспечивает контроль и два пункта определяют соотносительность понятий в рамках пенсионного обеспечения и оплаты труда.

Аналогичная взаимосвязь обеспечена и в Федеральном законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [2]. Соответственно по предмету основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы вопросов и разночтений быть не может, они едины.

Если мы рассмотрим статьи, касающиеся основных прав муниципальных и государственных гражданских служащих, то в каждом из федеральных законов имеется особое право, касающиеся повышения квалификации, получения дополнительного образования. Но формулировки данных пунктов совершенно различны, и говорят о совершенно разных подходах к вопросу повышения квалификации и профессионального развития муниципального и государственного служащего.

Федеральный закон, регулирующий деятельность государственных гражданских служащих [1] в п.11 статьи 14 говорит о праве служащего на профессиональное развитие в порядке, установленном законодательством. Права же муниципального служащего в части профессионального развития ограничены строгой формулировкой п. 7 статьи 11 соответствующего федерального закона [2]: «получение дополнительного профессионального образования в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;».

Разница в объеме данных понятий, как в лингвистическом, так и в правовом смысле огромна. 79-ФЗ [1] закладывает стратегические аспекты личности государственного гражданского служащего, как профессионала, стремящегося и обеспеченного постоянным развитием, путем применения различных технологий и форматов. В современном мире меняющихся технологий, быстрого устаревания информации и навыков как никогда важно обеспечить служащих быстрыми и адекватными возможностями для профессионального роста, не только путем получения дополнительного профессионального образования, о чем говорится в 25-ФЗ [2], но и при прохождении стратегических сессий, тренингов, форсайт-сессии, семинаров.

Вместе с тем обязанность государственного гражданского служащего отраженная в пункте 6 статьи 15 79-ФЗ [1] устанавливающий обязанность государственного гражданского служащего поддерживать уровень квалификации, необходимой для надлежащего исполнения должностных обязанностей идентичен с пунктом 5 статьи 12 25-ФЗ [2] для муниципальных служащих.

Позитивным для государственного гражданского служащего как профессионала в своей деятельности стало введение в 2017 году статьи 62 в федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1] раскрывающей и регулирующей понятие профессионального развития. Данная статья в первом своем пункте говорит о том, что профессиональное развитие обеспечивается не только получением дополнительного профессионального образования, но и посредством иных мероприятий по профессиональному развитию. Это еще раз доказывает, что категория муниципальных служащих ограничена лишь получением дополнительного профессионального образования при одинаковых объемах обязанностей поддерживать уровень своей квалификации.

Конечно, 25-ФЗ [2] в статье 28.1 обеспечивает возможность подготовки кадров для муниципальной службы на договорной основе, но это никак не обеспечивает муниципальных служащих своевременным, отвечающим современным требованиям, позволяющим повысить свою компетенцию и приобрести новые современные навыки, образовательными программами различного формата.

Надежда о расширении спектра возможного профессионального развития муниципальных служащих появляется при столкновении со статьей 35 соответствующего федерального закона [2], содержащей понятия о программе развития муниципальной службы. Но формулировки данной статьи крайне нечетки, а так называемый эксперимент, который в праве проводить органы местного самоуправления в целях повышения эффективности их деятельности является контрадикторным понятием и дает туманное представление о сущности данных экспериментов.

Реунова Т. С. в декабре 2019 года своей статье «Критерии единства государственной и муниципальной службы в Российской Федерации» [3] делает вывод о том, что «объединение муниципальной и государственной службы не представляется возможным», а также «единство государственной и муниципальной службы в Российской Федерации подчеркивается на уровне федерального законодательства, однако их существенное разграничение установлено на конституционном уровне, что позволяет отметить их обособленные статусы в государственно-публичных правоотношениях».. Однако в марте 2020 в связи с возможным принятием поправок в Конституцию Российской Федерации положение муниципального служащего может кардинально измениться.

В законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации принятого 11.03.2020 [4] имеются поправки, касающиеся системы публичной власти в Российской Федерации, полномочий Российской Федерации в том числе и в части муниципальной службы. Так, если в версии Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 статья 71 касающаяся предметов ведения Российской Федерации заканчивалась пунктом «т» следующего содержания: «федеральная государственная служба»., то в новой версии Конституции [4] пункт «т» предлагается изложить в следующей редакции: «федеральная государственная служба; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. А также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации».

Таким образом, принятие поправок к Конституции Российской Федерации повлечет за собой внесение изменений в соответствующие федеральные законы. Впервые в законе Российской Федерации о поправке к Конституции российской Федерации от 11.03.2020 [4] понятие «муниципальный служащий» отражено наравне и рядом с понятием «государственный гражданский служащий». Упоминание о введение понятия публичной власти дает надежду, что в будущем, на основании вносимых поправок более четко будет сформулирован статус муниципального служащего, так как на данный момент его статус ограничен не только источником финансирования (местным бюджетом) но и формулировками, касающимися профессионального развития, хотя по сути и муниципальные и государственные служащие исполняют функции органов власти и лишь находятся на разных уровнях.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации» СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215;
  2. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152;
  3. Реунова, Т. С. Критерии единства государственной и муниципальной службы в Российской Федерации / Т. С. Реунова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 124–126. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64960/ (дата обращения: 28.05.2020).
  4. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции российской Федерации от 11.03.2020 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».
Основные термины (генерируются автоматически): российская Федерация, муниципальная служба, профессиональное развитие, служащий, дополнительное профессиональное образование, государственная гражданская служба, публичная власть, государственная служба, местный бюджет, федеральный уровень.


Похожие статьи

Проблемы формирования и развития ключевых компетенций обучаемых в системе базового профессионального образования

Правовая основа документирования процедуры проведения государственной аккредитации общего образования в Российской Федерации

Характеристика методической компетентности в структуре профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации

Особенности организации системы непрерывного повышения квалификации и профессионального роста педагога в образовательной организации

Модель обеспечения преемственности профессиональных знаний, навыков и умений в системе профессионального и высшего образования

Законодательная и нормативная правовая база формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе

Компетентностный подход и его значение на этапе получения военнослужащими высшего профессионального образования

Непрерывное образование в системе повышения квалификации педагогических работников

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога: анализ профессиональной подготовки педагогических работников образовательных учреждений города Арзамаса

Похожие статьи

Проблемы формирования и развития ключевых компетенций обучаемых в системе базового профессионального образования

Правовая основа документирования процедуры проведения государственной аккредитации общего образования в Российской Федерации

Характеристика методической компетентности в структуре профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации

Особенности организации системы непрерывного повышения квалификации и профессионального роста педагога в образовательной организации

Модель обеспечения преемственности профессиональных знаний, навыков и умений в системе профессионального и высшего образования

Законодательная и нормативная правовая база формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе

Компетентностный подход и его значение на этапе получения военнослужащими высшего профессионального образования

Непрерывное образование в системе повышения квалификации педагогических работников

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога: анализ профессиональной подготовки педагогических работников образовательных учреждений города Арзамаса

Задать вопрос