В статье автор рассматривает вопрос кадрового аудита, связанного с текучестью персонала в органах внутренних дел.
Ключевые слова: кадровый аудит, подбор персонала.
Процесс работы любой организации, как частной, так и государственной, во многом зависит от качества выбранного персонала. На сегодняшний день существует множество методов и способов отбора и подбора кадров. Отдел персонала организации самостоятельно решает, какие методы выбрать и как интегрировать их в систему подбора кадров. Правильно выбранный метод отбора персонала позволяет наиболее быстро и эффективно достигать целей организации и решать задачи, поставленные перед организацией.
Таким образом, улучшение организации труда способствует снижению текучести кадров, улучшению атмосферы в коллективе сотрудников. В этом случае эффективность мер может быть выражена за счет сокращения времени, затрачиваемого на подбор персонала. В процессе набора кадров особое внимание следует уделять анализу существующего штатного расписания в организации, с тем чтобы наиболее эффективно обосновать вакантные должности и составить план замены этих должностей.
Совершенствование системы подбора кадров поможет привлечь к работе более эффективный персонал, что еще больше скажется на эффективности всей службы. Экономический эффект в области управления достигается за счет снижения сложности выполнения функций управления в результате избавления от ненужных, необычных и дублирующих функций, соединений, документации; ненужные затраты в результате выбора наиболее экономичных способов выполнения функций; реализация ряда функций с использованием персональных компьютеров и других технических средств управления и т. д.
Проведем исследование по каждому отдельному виду мероприятий и рассчитаем показатели их эффективности. Итак, первое событие — внедрение психологической диагностики личности.
Средняя стоимость услуг психолога составляет 2000 рублей в час. Психолог будет работать в день проведения конкурса. Рабочий день конкурсной комиссии составляет 8 часов. Мы учитываем максимальное рабочее время психолога — 8 часов. Таким образом, максимальная стоимость услуг психолога составит 16 000 рублей. По большей части время работы конкурсной комиссии зависит от количества кандидатов, допущенных к участию в конкурсе. Время написания теста — 1 час. Время проверки составляет 1 час. Время, проведенное на собеседовании — 10–15 минут на человека. Итого, за час собеседование может пройти 4–6 человек. Время, затрачиваемое на обсуждение и принятие решений комиссией, составляет 1–1,5 часа в зависимости от количества кандидатов. Таким образом, среднее время работы конкурсной комиссии составляет 5–6 часов. Отсюда средняя оплата привлечения психолога к работе составляет 10–12 тысяч рублей. Заседание комиссии проводится раз в квартал.
Психолог окажет поддержку, принятым на работу, молодым специалистам, обеспечит руководителей отделов и сотрудников отдела кадров методическими материалами по их адаптации. Он сделает все необходимое для формирования активной позиции работника в рамках профессиональных обязанностей, правильной оценки работником своего социального статуса и поведения на его основе многочисленных форм развития и реализации индивидуальных личностных способностей в процессе освоения.
Второе мероприятие — совершенствование нематериальной мотивации сотрудника. Разработаем полную процедуру нематериальной мотивации (культурные; спортивные и развлекательные мероприятия) для сотрудников УМВД России.
Целью проекта по совершенствованию системы нематериальной мотивации персонала УМВД России является совершенствование системы кадрового аудита, связанного с текучестью персонала.
Работа с персоналом в организации должна основываться на использовании всех возможных механизмов мотивации. Однако основным фактором мотивации трудовой деятельности персонала является стимулирование. Стимулирование, представляющее целевое внешнее воздействие, усиливает стимул к определенному поведению, и размер этого воздействия должен превышать усилия, прилагаемые работником для получения пособий. Стимуляция означает прямое использование оптимально подобранного набора стимулов, которые мотивируют сотрудников работать эффективно.
Рассмотрим их по отношению к сотрудникам органов внутренних дел.
Для добросовестного исполнения служебных обязанностей, достижения высоких результатов в исполнении, а также для успешного выполнения задач повышенной сложности к работникам органов внутренних дел могут применяться следующие меры стимулирования:
- Объявление благодарности.
- Выплата денежного бонуса.
- Награждение ценным подарком.
- Вручение диплома федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, его территориальному органу или подразделению.
- Внесение имени работника в почетную книгу или в почетный лист федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения.
- Присуждение ведомственных наград.
- Досрочное присвоение следующего специального звания.
- Присвоение следующего специального звания на одну ступень выше, чем специальное звание, предусмотренное для смены должности в органах внутренних дел.
- Награждение огнестрельным или холодным оружием.
В качестве меры стимулирования может быть применено досрочное снятие дисциплинарной меры, ранее наложенной на работника органов внутренних дел. Разрешается применять несколько мер стимулирования к сотруднику органов внутренних дел одновременно. За заслуги перед государством сотруднику органов внутренних дел может быть вручено вознаграждение государственной наградой Российской Федерации, поощрение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
В комплексе стимулирования труда наиболее распространенным типом является материальное стимулирование. Оплата труда сотрудника органов внутренних дел производится в виде денежного пособия, которое является основным средством его материальной поддержки и стимулирования служебной деятельности на сменяемую должность. Предоставление работнику органов внутренних дел денежного пособия осуществляется на условиях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Сотрудник, уволенный со службы в органах внутренних дел по достижении предельного возраста для службы в органах внутренних дел по состоянию здоровья; в связи с сокращением должностей в органах внутренних дел, замещаемых работником; в связи с истечением срока полномочий работника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, его территориального органа или подразделения; в связи с болезнью стаж работы в органах внутренних дел и военная служба учитываются в истории непрерывной службы для расчета процентной надбавки за выслугу лет и предоставления социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
Работник органов внутренних дел должен быть обеспечен одеждой в зависимости от условий службы в соответствии со стандартами, установленными Правительством Российской Федерации. Порядок учета, хранения, выдачи и списания имущества одежды устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Общие положения о хранении работников органов внутренних дел устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия выплаты пенсий работникам органов внутренних дел и членам их семей, а также стаж работы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсионных пособий, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как показывают статистические данные, ущерб, нанесенный собственным персоналом организации, составляет 9 % от оборота организации. Основная часть предложенных мер ведет к сокращению текучести кадров, что в свою очередь сэкономит ресурсы организации и повысит процент высококвалифицированных кадров. При введении данных мер в деятельность организации планируется снижение текучести кадров до норматива в 5 %.
Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в деятельность государственных органов вышеуказанных мероприятий целесообразно.
Литература:
- Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции».
- Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Указ президента РФ от 01.03.2011 N 250 «Вопросы организации полиции».
- Аширов Д. А. Управление персоналом [Текст]: учеб. Пособие. — М.: Проспект, 2013.
- Богомолова И. П., Кривенко Е. И. «Роль адаптации работника в адаптивном развитии предприятия на основе внедрения инноваций» [Текст] Управление персоналом № 7. 2014.
- Магура М. Поиск и отбор персонала. М.: «Интел-Синтез», 2014.
- Митрофанова А. Е. Управление кадровыми рисками в работе с персоналом организации: канд. экон. наук. М.: Гос. универ. управления, 2014.