Волшебные сказки способствуют формированию и развитию правильной устной речи, увеличению словарного запаса, правильному выстраиванию диалогов. Этому содействуют выразительность языка сказки, его меткость, юмор и живые образные фразы. С помощью сказки ребенок запоминает много новых слов и образных выражений. Для анализа прочитанной сказки ребенок применяет метафоры и эпитеты, что способствует выражению собственного отношения к прочитанному тексту.
Ключевые слова: развитие речи, сказка, младшие школьники, речевое творчество.
В процессе изучения школьной программы дети осваивают разнообразные жанры литературных произведений — рассказы и стихотворения, басни и былины, а также запоминающиеся и любимые волшебные сказки.
Сказка представляет собой прекрасное творение русского народа, любой ребенок помнит эти произведения с детства. Сказкой называют художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.
Изучению проблемы речевого творчества младших школьников в настоящее время посвящено множество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователями отмечается, что формирование в младших классах творческих способностей, непрерывное улучшение навыков речи, освоение литературного языка представляют собой необходимые компоненты образованности и интеллигентности в будущем. [1]
Отдельное положение в процессе словотворчества имеет русский фольклор, а конкретнее — волшебная сказка. Любовь и интерес к сказке появляется в раннем детстве и сопутствует человеку на протяжении всей жизни. Важность народной сказки обозначил К. Д. Ушинский: «Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании». [4,c.226]
Сказка пронизывает все виды активности ребенка, особое же влияние сказка оказывает на художественно-речевую деятельность.
Увлечение словесным творчеством в начальных классах школы можно наблюдать практически у каждого ребенка. Детское воссоздающее воображение и память стимулируют самостоятельные попытки реализации своих замыслов, интерпретируемых словесно как истории-сказки.
Значимость процесса сочинительства сказок младшими школьниками состоит в его субъективной новизне (Т. С. Комарова, Е. А. Флерина и другие), потому как ребенок самостоятельно сочиняет сказку, собственными словами, на фундаменте своего замысла осознает возможность сочинительства. Подражание и различные сочетания могут сказать о хорошей памяти на сказочные образы и аналитическом складе ума ребенка, которые обусловливают у него формирование способности к самостоятельности и оригинальности в сфере речетворчества. [3]
Исследователи отмечают важность разграничения сказочного вымысла и правды жизни у ребенка при сочинении, критического отношения к собственным выдумкам, во избежание развития обмана (A. M. Бородич, В. А. Сухомлинский и другие). По этой причине желательна помощь со стороны взрослого в этом развивающем и увлекательном процессе.
Ввиду того, что словотворчество содействует развитию всех граней личности ребенка, то в потребности формирования умения сочинения сказок нельзя сомневаться.
В начальной школе дети обучаются оперировать понятиями, вырабатывают в себе способность делать умозаключения.
Младшие школьники за период обучения в начальной школе должны освоить основные социальные знания. К их числу относятся моральные понятия (честность, доброта, дружба и др.), понимание правил взаимоотношения человека и природы, культура поведения в обществе и многие другие. Их освоение наиболее правильно и логично происходит, в частности, с помощью литературных произведений. Представление об этом мире дети получают, в основном, посредством речи. [1]
Роль чтения художественной литературы очень значима не только для речевого развития, но и для социализации ребенка. Читая произведение, дети приобщаются к окружающей природе, людям, сверстникам, разделяют их радости и неудачи. Художественное слово оказывает влияние не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Оно может вдохновлять, вызывать желание стать лучше или сделать что-то хорошее для других, способствует пониманию человеческих взаимоотношений.
Формирование речевого развития происходит не только на специализированных занятиях, но и в ходе игр, рисования, лепки, конструирования и прочих видов деятельности ребенка. Комплексный подход предполагает присутствие взаимосвязи в работе всех сотрудников детского учреждения: логопеда, учителей, специалистов, врачей и, конечно, семьи.
Организацию данной деятельности можно успешно проводить с помощью метода сказотерапии, основанного авторами из Санкт- Петербурга Т. Д. Зинкевич и А. М. Михайловым. Метод направлен на интеграцию личности и улучшение взаимодействия ребенка с окружающим миром. Главным принципом сказотерапии является духовное, целостное становление личности ребенка. [2]
С помощью этого метода могут быть решены следующие задачи:
− ослабление уровня тревожности и агрессии у детей;
− формирование навыков преодоления трудностей и страхов;
− обнаружение и развитие творческих способностей;
− выработка умения конструктивного выражения эмоций;
− формирование навыка эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Сказки можно разделить на несколько групп:
− сказки о животных;
− сказки о взаимодействии людей и животных;
− сказки-притчи;
− бытовые сказки;
− сказки-страшилки;
− волшебные сказки и прочие.
Приблизительно с шестилетнего возраста ребенок начинает предпочитать волшебные сказки. [1]
В процессе занятий по речевому развитию рекомендуются следующие основные виды деятельности детей:
− прослушивание сказок и их запоминание;
− пересказ сказки одним ребенком или поочередно (по предложениям) группой детей;
− сочинение продолжения к известной сказке или иного конца сказки;
− сочинение сказок (группой или индивидуально);
− рисование сказок;
− инсценировка сказок (кукольный театр, музыкальный спектакль);
− игры, основанные на сказочных образах и сюжетах, связанных с явлениями природы и животным миром.
Основными этапами, формами и методами работы со сказкой, педагогическими задачами являются:
− формирование у детей умения слушать, сопереживать, анализировать поступки героев;
− активизирование словаря посредством диалоговой речи;
− формирование навыка правильной формулировки ответа на вопрос по содержанию прочитанного;
− формирование навыка пересказа отдельных частей, полностью произведения, с продолжением, по ролям и т. д.
Русская народная волшебная сказка, в силу значительных идейно-художественных преимуществ, признается специалистами как ценный педагогический материал, что привлекает к ней интерес исследователей.
Заключение. По данным проведенных исследований, младшие школьники обнаруживают активный интерес к волшебным сказкам, осознанно воспринимают их. К сожалению, небогатый литературный и жизненный опыт ограничивает творческий и речевой потенциал детей. Именно поэтому учителя, воспитатели и родители должны уделять больше внимания данной проблеме. Речевое развитие младших школьников посредством волшебных сказок является важнейшим направлением, от которого зависит интеллект, духовное развитие, то есть будущее ребенка. То есть, необходимо проводить специальную работу по формированию навыков творческого рассказывания на основе знакомства с русскими волшебными сказками и их анализа.
Литература:
- Ачисова Н. И. Волшебный мир сказок//Символ науки.2017.№ 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volshebnyy-mir-skazok
- Бацких А. В. Русское народное творчество в формировании развития личности ребенка дошкольного возраста//Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции. 2016.№ 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkoe-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-v-formirovanie-razvitiya-lichnosti-rebenka-doshkolnogo-vozrasta
- Ляпунова Е. В., Тютюева И. А. Влияние сказок на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста//Вестник Шадринского педагогического университета. 2019.№ 3(43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-skazok-na-razvitie-svyaznoy-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-onr-iii-urovnya Шарычева, М. Э. Нормы профессионального поведения педагога / М. Э. Шарычева // Образование: традиции и инновации: Материалы ХI международной научно-практической конференции (28 апреля 2016 г.). — Отв. редактор Н. В. Уварина. — Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r. o., 2016. — 448 с.