Сказка является важным способом формирования воспитанности в детях. Со времен Сухомлинского сказка являлась тем средством, которое могло как выучить, так и развлечь ребенка. Формирование личности и личностных качеств, все в совокупности дает сказки. Сказка является наставником, помощником и учителем, особенно в возрасте подготовительного и младшего школьника. Она дает совет, выражает эмоции.
Ключевые слова: сказка, авторская сказка, детская литература, виды сказок.
Современный мир наполнен творениями человеческой мысли. Инновационные технологии и информационные потоки стали основой нового постиндустриального этапа развития человечества, что оказывает влияние на изменение социальной структуры общества. Многие социальные нормы постепенно замещаются новыми, а элементы народных культур уходят из повседневной жизни.
Изменения начинают носить всепроникающий характер и затрагивать многие сферы культурно-общественной жизни. В педагогике, например, появляются новые воспитательные методы и педагогические технологии. Однако нельзя исключать роль тех разработок и методов, что использовались в воспитательных целях ранее. Большим воспитательным потенциалом обладает народная культура. Ценный опыт нравственного воспитания сохранили и пронесли через века народные сказки.
Ценность сказок в воспитательном процессе детей, учащихся в начальной школе, невозможно переоценить. В частности, очень важен нравственный аспект воспитания.
Важность сказок отмечали во все времена существования человеческой культуры. Во второй половине двадцатого века, когда начались научно-технические революции, важность сказок отмечал советский писатель Чингиз Айтматов. Он приравнивал сказки к памятникам архитектуры, построенным предками. Сказки способствуют формированию воспитанности в детях.
Воспитанностью является личностная особенность, отражающаяся в совокупности интегрированных индивидуальных особенностях, в которых заключается основа социальных взаимоотношений.
Культура как совокупность форм духовно-нравственного состояния общества является определяющим фактором воспитания личности растущего человека. Основное содержание воспитания, предполагающее освоение и присвоение общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей, реализуется посредством формирования базовых компонентов культуры личности.
Личностная культура базируется на примерах сказочных героев. Персонажи сказочных произведений становятся примером для передачи определённого опыта потомкам. Воспитательная ценность сказок проверена и испытана вплоть да нашего времени. Отечественный педагог Геннадий Никандрович Волков говорил о необходимости включить ознакомление с народными сказками в каждую национальную образовательную программу [2].
Сохранность сказочной культуры обеспечивает её тесная связь с народом. Фиксированного авторства в сказке нет. Она является продуктом и формой устного творчества, берущего за основу реальные ситуации, происходившие в жизни простых людей. Сказочная культура отдельно взятого народа заключает в себе такие национальные черты и ценностные установки, как патриотизм, храбрость, усердность в труде и отзывчивость души. Волков видит в сказках отражение самых ярких и положительных особенностей национальной культуры, которые важно передать будущему поколению.
Нравственные ценности и моральные нормы общественных отношений передаются от взрослых детям именно через сказки. Сказочная реальность становится переходной на пути к действительности. В пределах этой реальности ребёнок учится поступать в соответствии с социально-приемлемой моральной основой, являющейся фундаментальной для данного народа. Опыт, полученный ребёнком в сказочной реальности, затем переносится в окружающую социальную среду. Отечественный педагог Сухомлинский Василий Александрович отмечал, что через сказки дети формируют собственное отношение к добру и злу, заключённому в сказочных образах и героях.
Воспитательная ценность сказочных произведений тесно связана с жанровой спецификой народного творчества. Типология сказок представляется нам следующим образом:
− о животных. Данный тип сказочных произведений особо популярен у младшего школьного возраста. Персонажи — антропоморфные животные, ведущие человеческий образ жизни и одевающиеся как простые люди. Фундамент морально-нравственного воспитания и знаний народной культуры закладывается в знакомстве именно с такими сказочными произведениями.
− об отношениях между людьми и животными. Через общение и взаимную заботу ребёнок постепенно приходит к пониманию, что животные нам как младшие братья. Возраст привлекательности сюжета –старший дошкольный и младший школьный.
− притчи. Основными персонажами помимо людей и говорящих животных могут быть ожившие объекты неживой природы. Конец такой сказки сопровождается выводом о моральности или отсутствии такой в действиях главных героев.
− о быте. Воспринимать такие сказки могут дети любого дошкольного возраста при условии понятности бытового опыта, описываемого в сказке.
− страшилки. Обычно они придумываются уже самими детьми в развлекательных целях. Интереснее всего эти сказки в среднем дошкольном возрасте. Однако опыт мировой народной культуры богат примерами страшных сказок, призванных рассказать детям о том, что считается в обществе неприемлемым.
− волшебные. Наиболее популярный тип сказочных произведений. В сказках нет ограничений и пределов, любые чудеса в них представляются возможными.
Оптимистичная атмосфера сказочных произведений обуславливает популярность жанра для детей. Герои не унывают, а если кто-то и погружается в печаль, всегда находится решение проблемы. Исход событий в сказках зачастую заключается в победе добра над злом. В ребенке, таким образом, формируется уверенность в силе правды и добрых побуждений.
Главные сказочные герои, которые руководствуются моральными принципами в своей жизни и в своих действиях, всегда приходят к желаемому. Они удачливы, в самый нужный момент им приходит помощь, а если они серьёзно ошибаются, то всегда сначала их исправляют. Сказочные сюжеты о таких персонажах содержат основную мысль о справедливости в человеческих взаимоотношениях. Если человек честен, отзывчив и добр, то никакие преграды ему не будут страшны [3].
Одним из разработчиков критериев нравственной воспитанности является А. В. Зосимовский. Ученый считает недостаточным выделение двух типов направленности личности, традиционно принятых в педагогике: положительную, собственно нравственную и негативную, аморальную. Он сделал вывод о том, что для регуляции воспитательного процесса необходимо учитывать устойчивость и прочность мотивации поведения человека.
Общепринято считать интегральным показателем общественную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности.
Направленность школьников проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, через интерес к определенным видам социальной активности, через отношение к окружающему миру.
Духовно-нравственное воспитание — это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, чести, достоинства, справедливости, ответственности за отчий дом, семью, за лад в семье. Происходит формирование таких нравственных чувств как долг, вера, совесть, терпение, милосердие, кротость, любовь, понимание добра и зла [1].
При помощи сказок ребенок как будто заводит себе копилку, в которую он складывает разные советы, поступки, ситуации. Таким образом, у него всегда будут примеры того, как можно сделать и как нельзя. Сказкой мы показываем, что всегда есть выбор и за этот выбор ты сам будешь нести ответственность. Важно показать, что даже если ты видишь всего два пути, и они тебе не подходят, обязательно будет и третий.
Нравственное воспитание является важным элементом развития современного общества и интеграции детей в социальную структуру. Способствует усвоению общепринятых национальных моральных норм ознакомление с произведениями сказочного содержания.
Сказки играют важную роль в воспитательном процессе. Они являются полем для восприятия национальных ценностей и формирования уверенности в справедливости, передавая накопленный веками народный опыт. Модели социально-приемлемого поведения и примеры добродетельных и честных поступков содержат в себе сказочные истории, к которым ребёнок будет иметь постоянный доступ.
Литература:
- Федеральная программа развития образования.
- Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. — М., 2000. — 169 с.
- Хаитова Н. И. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста/Н. И. Хаитова//Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. — № 1. — 2015. — 17–23 с.