Особенности мотивации к успеху у старшеклассников и студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 03.06.2020

Статья просмотрена: 666 раз

Библиографическое описание:

Сайдуллаев, Ф. Ш. Особенности мотивации к успеху у старшеклассников и студентов / Ф. Ш. Сайдуллаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 484-485. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70959/ (дата обращения: 19.12.2024).



В работе рассматривается вопрос мотивации к успеху у школьников и студентов

Ключевые слова: успех, мотивация, ценность.

В психологическом аспекте успешность рассматривается как положительный результат определенного вида деятельности субъекта. Субъект ориентирован на достижение определенных, значимых для него целей, которые соответствуют социальным нормам и требованиям. Стремление к успеху в психологии можно рассматривать как одну из наиболее важных и значимых социальных потребностей. Успешность, в свою очередь, можно рассматривать как определенное состояние, имеющее свое психическое содержание, являющееся результатом или предвкушением достижения успеха в определенной деятельности. Также успешность можно рассматривать как положительные ожидания, имеющие выраженную эмоциональную окраску и специфику.

Мотивация достижения успеха находит свое проявление в деятельности, которую человек осуществляет. По мнению Х. Хекхаузена, мотивация достижения успеха предполагает активность человека по проявлению максимального уровня активизации своих способностей [60]. Подчеркивая отличие мотивации достижения успеха от потребности в достижении, Г. Мюррей, отмечал, что мотивация достижения успеха характеризуется выраженным генерализованным характером и находит свое проявление в любых ситуациях, безотносительно от их содержания [27].

В отечественной психологии проблема мотивации достижения успеха стала активно изучаться в середине 70-х годов ХХ века. В исследования, которые были выполнены Р. С. Вайсманом, А. Б. Орловой и др. анализировались отдельные аспекты проблемы мотивации достижения успеха. Данный вид мотивации рассматривался как один из частных видов мотивации поведения человека и касающийся творческое и инициативное отношение человека к делу. Мотивация достижения успеха, по мысли ученых, оказывает влияние на характер человека, на особенности его поведения, а также на качество труда.

Следует отметить, что проблема соотношения мотивации достижения успеха и мотивации избегать неудач достаточно сложная. Отдельными учеными данного рода проблема решается достаточно просто и очевидно. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач рассматриваются как полюсы одной шкалы. Иными словами, в таком понимании данного феномена наличие мотивации достижения успеха исключает наличие мотивации избегания неудач [20].

Вместе с тем, существуют также теоретические позиции, в рамках которых соотношение мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач более сложное. Так, отмечается, что возможны такие ситуации, когда выраженная мотивация достижения успеха сочетается с выраженной мотивацией избегания неудач, особенно если неудача может привести к серьезным последствиям для жизни человека.

Таким образом, мотивация достижения успеха в современной психологии рассматривается как комплексный психологический феномен. В самом общем виде под мотивацией достижения успеха рассматривают ориентации личности на успешное выполнение задание, на настойчивость перед лицом неудач, а также переживание гордости за достижение поставленных целей. В настоящее время предметом анализа являются сущность и структура мотивации достижения успеха, анализируются социально-психологические аспекты мотивации достижения успеха [52]. Факторами мотивации достижения успеха можно рассматривать стремление человека к достижению высоких результатов, стремление делать как можно лучше, ориентированность на выполнение сложных заданий, а также желание развить собственные профессиональные качества и характеристики.

По мнению ученых, данному возрасту составляет возрастной этап от 17 до 23 лет. В. С. Мухина рассматривает юность как период в возрасте от 15–16 лет до 21–25 лет. Юность, как отмечает В. И. Слободчикова, может рассматриваться как завершающий этап ступени персонализации личности. В качестве новообразований данного возрастного периода выступает саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, формирование жизненных планов, готовность к профессиональному самоопределению, установка на сознательной и целенаправленное построение собственной жизни. Иными словами, период юности — это период определения своего жизненного пути, работа по выбранной специальности, создание семьи, тогда как для юношей — служба в армии.

Рис. Соотношение средних значений жизненных сфер старшеклассников и студентов

У студентов и старшеклассников, можно заключить, что для студентов характерным является более высокий уровень значимости ценности собственного престижа, они более ориентированы на получение более высокого материального положения, чем старшеклассники, а также направлены на проявление креативности, обеспечения активных социальных контактов, а также развитие себя. Также можно говорить о более высоком уровне субъективной значимости для студентов таких сфер жизни, как профессиональная сфера, сфера обучения и образования, а также семейной жизни.

Таким образом, результаты диагностики мотивации достижения у старшеклассников и студентов позволили заключить, что уровень мотивации достижения примерно одинаковый в двух группах. Преобладающими являются значения умеренного уровня. Также показано, что примерно треть участников имеют выраженную мотивацию достижения успеха.

Литература:

  1. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения [Текст] /Х. Хекхаузен. — СПб.: Речь, 2017. — 240
  2. Клеветова Т. В. Методологические основы формирования у старшеклассников мотивации достижения при изучении физики [Текст]/Т. В. Клеветова// Грани познания. 2018. № 1 (1). — С. 57–63.
  3. Саблина Т. А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте: автореф. дис.... канд. психол. наук. [Электронный ресурс] /Т. А. Саблина//https://www.dissercat.com/content/razvitie–motivatsii–dostizheniya–v–mladshem–shkolnom–vozraste (дата доступа: 04.05.2020)
  4. Дильман Д. А. Организационный успех в феноменологическом поле социологии управления: концептуальные основания и эмпирические методы исследования [Электронный ресурс] / Д. А. Дильман//https://search.rsl.ru/ru/record/01003292034 (дата доступа: 04.05.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): мотивация достижения успеха, выраженная мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, студент.


Ключевые слова

мотивация, Ценность, успех

Похожие статьи

К вопросу о развитии лидерских качеств у обучающихся общеобразовательных организаций

В статье рассматриваются педагогические условия становления и развития у обучающихся лидерских качеств в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной организации.

К вопросу о воспитании толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности

В статье представлена проблема диагностики сформированности толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности. Предложены формы работы по ее воспитанию.

Влияние учебной мотивации на самооценку младшего школьника

В современном образовательном процессе одной из ключевых составляющих успеха ученика является его учебная мотивация. Младший школьный возраст является периодом, когда формируются первые представления о целях и задачах учебы, а также самооценка начина...

Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения

В статье рассматриваются виды и особенности мотивации подростков, типы учебной мотивации, раскрыты понятия мотив и учебная мотивация, для родителей предложены способы повышения мотивации у своих детей с помощью общения.

Тревожность младших школьников в учебном процессе

Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школ...

Исследование эмоциональной устойчивости у старшеклассников

Статья посвящена исследованию эмоциональной устойчивости у старшеклассников. Эмоциональная устойчивость во многом определяет психологическую готовность личности к профессиональной деятельности. Поэтому данная проблема актуальна в подростковой и молод...

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Мотивация достижения успеха у подростков с разным уровнем самооценки

Статья исследует связь между самооценкой и мотивацией достижения у подростков. В исследовании были использованы методики С. А. Будасси и А. Мехрабиана. Полученные результаты демонстрируют значимую роль самооценки в формировании мотивации достижения у...

Похожие статьи

К вопросу о развитии лидерских качеств у обучающихся общеобразовательных организаций

В статье рассматриваются педагогические условия становления и развития у обучающихся лидерских качеств в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной организации.

К вопросу о воспитании толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности

В статье представлена проблема диагностики сформированности толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности. Предложены формы работы по ее воспитанию.

Влияние учебной мотивации на самооценку младшего школьника

В современном образовательном процессе одной из ключевых составляющих успеха ученика является его учебная мотивация. Младший школьный возраст является периодом, когда формируются первые представления о целях и задачах учебы, а также самооценка начина...

Виды учебной мотивации школьника и пути её повышения

В статье рассматриваются виды и особенности мотивации подростков, типы учебной мотивации, раскрыты понятия мотив и учебная мотивация, для родителей предложены способы повышения мотивации у своих детей с помощью общения.

Тревожность младших школьников в учебном процессе

Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школ...

Исследование эмоциональной устойчивости у старшеклассников

Статья посвящена исследованию эмоциональной устойчивости у старшеклассников. Эмоциональная устойчивость во многом определяет психологическую готовность личности к профессиональной деятельности. Поэтому данная проблема актуальна в подростковой и молод...

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Мотивация достижения успеха у подростков с разным уровнем самооценки

Статья исследует связь между самооценкой и мотивацией достижения у подростков. В исследовании были использованы методики С. А. Будасси и А. Мехрабиана. Полученные результаты демонстрируют значимую роль самооценки в формировании мотивации достижения у...

Задать вопрос